Кто имеет право на перевалку зерна через Каспийское море?
 
Ковбой Мамытбеков и его дойная корова… «Эту страну погубит коррупция!», — говорит бандит Черный Джек в советском вестерне «Человек с бульвара капуцинов». Конечно, киногерой имел в виду не Казахстан, но усилиями чиновников происходящее в сельхозотрасли нашей страны все больше напоминает вестерн «а-ля Дикий Запад», а слова Черного Джека все точнее описывают печальную действительность наших аграриев.
 
А действительность этого вестерна такова: ковбой Мамытбеков лихо скачет в министерском кресле по сельхозугодиям Казахстана. А все крестьяне страны смотрят на эти скачки с недоумением, покручивая пальцем у виска.
 
«Сдается мне, джентльмены, что этот человек — не джентльмен!»
 
Да, вестерну не обойтись без ковбоя-пастуха, имеющего в своем распоряжении стадо дойных коров. И, конечно же, в нашем фильме такого ковбоя долго искать не надо, глава МСХ РК Асылжан Мамытбеков в этой роли чувствует себя вполне органично.
 
Не сомневаемся, что дойных коров у этого ковбоя много, но мы в очередной раз обращаем внимание только на одну из них — зерновой терминал «Ак Бидай Терминал» в единственном на всю страну морском порту Актау. Министр сельского хозяйства уже долгое время неустанно дергает эту буренку за титьки двумя руками, и близко не подпуская к ней никого другого. Не иначе как эта корова — священная.
 
Оно и не удивительно, учитывая степень доходности «дойки»: «Такая корова нужна самому»! Удивительно другое — как согласуется с законодательством Казахстана эта нерушимая любовь министра-«ковбоя» и его милой «буренки» — зернового терминала? Видимо, министр, тиская ловкими ручонками коровье вымя, успел забыть, что АО «Ак Бидай Терминал» находится в государственной собственности, а не в его личной. И поэтому, согласно антимонопольному законодательству страны, все участники рынка должны иметь одинаковые права на доступ к услугам по перевалке зерна на экспорт морским путем.
 
Нынешнее же положение вещей (когда отгрузиться через «Ак Бидай Терминал» не может никто, кроме лично выбранных министром 3 — 4 фирм) можно объяснить одним: словами Черного Джека о коррупции. Зерновой терминал для нашего ковбоя — всего лишь личное ранчо, и управляет он им не как государственным предприятием, а как своей персональной вотчиной.
 
Что удивительно, министр-ковбой и сам недолго отпирался, поразив нас то ли наивностью, то ли крайней степенью циничности в своих коррупционных откровениях. В конце февраля он дал интервью, в котором, по сути дела, чистосердечно признал все итоги проведенного агентством «Казах-Зерно» журналистского расследования. Напомним: нами на примере злоключений ТОО «Многострадальное зерно» было установлено, что вся перевалка зерна через государственный (!) «Ак Бидай Терминал» осуществляется в рамках созданной самим министром коррупционной схемы, ключевым звеном которой являются несколько частных (!) экспедиторских компаний. За свое посредничество в решении административных вопросов перевалки зерна через терминал они берут суммы, сопоставимые с суммами за саму транспортировку зерна. И естественно, что эти деньги уходят не в государственную казну, а в карманы того, кому эти экспедиторские фирмы фактически принадлежат. Да, вы правильно все поняли — речь все о том же ковбое.
 
Для всех остальных участников зернового рынка доступ к услугам зернового терминала закрыт…
 
Не удивительно, что, осознав этот расклад и упершись в нерушимый коррупционно-бюрократический барьер, очень многим зерновикам Казахстана остается только в бессилии опустить руки, вспоминая слова другого персонажа фильма «Человек с бульвара капуцинов»: «Был бы у меня хоть один патрон, уж я бы не промахнулся в эту разукрашенную обезьяну».
 
Скажите, мы сгущаем краски? Вы почитайте комментарии на нашем сайте под статьями, посвященными проблемам перевалки зерна через АО «Ак Бидай Терминал».
 
«Джентльмены, а поезд уже уехал?»
 
Что ж, с ролью ковбоя Мамытбекова все ясно. Но есть в этом вестерне и другие действующие лица. Например, не обойтись на Диком Западе без шерифа. Не далее как в марте в этом амплуа выступил ответственный секретарь МСХ РК Евгений Аман. В сопровождении группы журналистов он отправился в Актау, дабы проинспектировать работу АО «Ак Бидай Терминал» и придать ей больше прозрачности.
 
Шериф — должность ответственная. Но только если это настоящий шериф, а не карманный, получающий довольствие от «того самого» ковбоя. В описываемом нами случае с сожалением приходится признать — Евгений Аман сыграл всего лишь роль второго плана, да и ее он осилил не убедительно. Шерифа не получилось — получился подручный ковбоя с жестяной звездой на груди: от Амана мы не услышали ни одного ответа ни на один принципиальный вопрос. Ну, а вся поездочка по своим итогам не потянула больше, чем на туристический вояж за государственный счет.
 
В частности, тайной за семью печатями так и осталось и для нас, и для всех заинтересованных зерновиков:
 
— кто и по какому принципу выбирает фирмы, получающие право на перевалку зерна через терминал?
 
— как определяется очередность фирм, подавших заявки на перевалку?
 
— кто принимает окончательное решение о включении той или иной фирмы в список на перевалку зерна?
 
Вместо того, чтобы проанализировать нынешние проблемы организации равного доступа зерновиков к услугам терминала и предложить справедливую систему (вместо нынешней коррупционной схемы), Евгений Аман ограничился дежурными сентенциями. Например, ответственный секретарь посетовал на ограниченные мощности терминала — не более 600 тыс тонн в год. А желающих, мол, намного больше…
 
Для человека, не знакомого с положением вещей, этот аргумент, может быть, и покажется убедительным. Но все зерновики понимают — это слова «карманного шерифа» однозначно: «Куда вы лезете, нам своих отгружать надо»!
 
Как тут не вспомнить слова из фильма «Человек с бульвара капуцинов»: «… моя лошадь занимала очередь с утра».
 
Кстати, сыграл свою роль в ходе этого визита и Рафаиль Галямов — номинальный директор АО «Ак Бидай Терминал», в реальности не способный принять ни одного решения без санкции сверху. Так вот, Галямову в этом коррупционном вестерне роль отведена незавидная. Он, как танцовщица кабаре, скачет по сцене в салуне и задирает ноги в непрекращающемся канкане, постоянно демонстрируя свои «прелести». Мол, и ночей они не спят, и в праздники работают, и все возможное делают, лишь бы обеспечить стабильные отгрузки зерна на экспорт. И еще удивляется при этом: почему нас никто из зерновиков не любит?
 
Что тут ответить: не любят потому, что девицы из кабаре к своим прелестям только за деньги подпускают. Хочешь заглянуть девице под юбку — сначала заплати сутенеру (экспедитору то есть). А за деньги — какая ж тут любовь? Это обычная проституция.
 
«Парни, бросьте эти сопли! Вас ждет вторая серия!»
 
Ну, а еще раз нас удивило официальное письмо из МСХ РК, посвященное итогам визита Евгения Амана в Актау. Вернее, не само письмо, а приложенная к нему «Схема взаимодействия участников перевалки зерна». Этот документ подписан вице-министром МСХ РК М. Умирьяевым. И, судя по всему, заместитель Асылжана Мамытбекова решил не отставать от шефа в степени откровенности. Иначе как второй серией чистосердечных «коррупционных откровений» эту схему нельзя назвать.
 
Посмотрите на рисунок: он все с той же искренней наивностью черным по белому включает в себя… экспедиторские компании, которые мы определили как ключевое звено коррупционной схемы отгрузки зерна через терминал. На рисунке квадратик «клиент-экспортер» крепко держит за горло другой квадратик — «экспедитор». Иного пути для экспортера на схеме нет, кроме как заключить с этим экспедитором договор. Иначе он перекрывает выходы на все прочие звенья схемы…
 
Прилагается к этому откровению и подробное пояснение из уст чиновников МСХ РК:
 
«В настоящее время у терминала имеется четыре долгосрочных договора с экспедиторскими компаниями, все они заключены до конца текущего года с возможностью дальнейшей пролонгации. Для того, чтобы увязать свои действия с указанными организациями, экспортеру необходимо не просто заплатить за их услуги, но и проделать большой объем организационной работы».
 
Откровенно? Откровенно! Криминально? Криминально! Так почему бы финансовой полиции и прокуратуре не взять наших ковбоев под уздцы?
 
После прочтения письма хочется вслед за еще одним персонажем из фильма «Человек с бульвара капуцинов» воскликнуть: «Сдается мне, джентльмены, это была комедия!». Но, к сожалению, зерновикам не до смеха, поскольку работа в условиях этой «комедии» грозит им самым несмешным исходом — разорением.
 
Лия СТРИК
 
Газета «КазахЗерно.kz»
 
с автором можно связаться по адресу:
 
kazakhzerno.ans@gmail.com

Да 3 3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван
  • 09 Апреля 2012, 12:52 #

    Неужели в Казахстане всего одна возможность для экспорта зерна?
    Насколько я помню из школьных уроков географии, в Казахстане весьма протяженная сухопутная граница, и вполне можно организовать вывоз зерна, минуя злополучный «Ак Бидай Терминал».

    +2

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Ковбой Мамытбеков и его дойная корова» 1 звезд из 5 на основе 3 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/