Готовы ли транспортники Казахстана проявить добрую волю и поддержать своим трудом прибыльную, ориентированную на экспорт, отрасль экономики — производство зерновых? Разобраться в этом попытался корреспондент ИА «Казах-Зерно», погрузившись в самый проблемный вопрос — морские перевозки.
Утро начинается с агентства
Технологическая цепочка экспорта зерна морским путем длинна и сложна. Доставка, хранение, погрузка, фрахт судна. Мы постарались в ней разобраться и неделю провели в Актау, встретившись с руководством всех задействованных в экспорте зерна компаний — РГП «Актауский международный морской торговый порт», АО «Ак Бидай Терминал», АО «Каскор-Транссервис», отделения дороги «Мангышлак», экспедиторской фирмы «Каспиан Карго Сервисез». Нас интересовало одно — почему так много жалоб от зернотрейдеров на невозможность оперативной отгрузки зерна заказчикам через порт Актау? Большинство наших собеседников проявили большой интерес к беседе и постарались нарисовать нам объективную картину происходящего, кроме, к сожалению, руководства АО «Ак Бидай Терминал». Но обо всем по порядку.
Заместитель директора ТОО «Международное транспортное агентство «Каспин Карго Сервисез» Андрей Анатольевич Беккулов первым делом уверил нас, что вопрос эскорта зерна находится в центре внимания руководства компании. Каждое его утро начинается с просмотра новостей на сайте «Казах-Зерно».
— Мне импонирует объективность подаваемой сайтом информации, что позволяет отслеживать ситуацию и в Казахстане, и в соседних странах, — подчеркнул А.Беккулов. После этого Андрей Анатольевич подробно ответил нам на все вопросы, интересующие зернотрейдеров и экспортеров.
По проблемам отгрузки зерна мы отправились в администрацию АО «Актауский международный морской торговый порт», но получили ответ от заместителя директора порта В. Новикова, что все вопросы по перевалке и отгрузке зерна в компетенции главы АО «Ак Бидай Терминал».
— Обращайтесь вообще в «Ак Бидай Терминал» — это специализированная контора, — сказал нам В. Новиков.
Несостоявшееся интервью
В тот же день мы отправились в офис зернового терминала. К этой встрече мы тщательно подготовились, чтобы получить ответ на основной вопрос: почему многие экспортеры до сих пор не могут вывезти свое зерно за границу? Это приводит к тому, что зернотрейдерам приходится отправлять свои грузы через российские порты — Махачкалы и Астрахани.
Вот, собственно, вопросы, которые мы планировали задать Рафаилю Галямову, председателю правления АО «АК Бидай Терминал»:
Каким образом терминал выбирает клиентов, и по каким критериям?
Почему вам не сделать дополнительный терминал вблизи порта?
Почему вы не используете международный опыт, в частности, не осуществляете тендерный отбор клиентов?
Почему через терминал проходил столь низкий объем зерна, ведь заявленные производственные мощности терминала по перевалке составляют до 350 тонн зерна в час. При 8-часовой ежесуточной работе терминал способен перевалить 2800 тонн зерна за смену и 84 тыс. тонн в месяц. А переваливает фактически не более 10 тыс. тонн?
Владелец терминала — государственная компания АО «Продовольственная контрактная корпорация», которая является крупнейшим оператором зерна в стране.
Корпорация в рамках своей деятельности также занимается экспортом зерна. Можно ли объяснить снижение объемов перевалки с отсутствием у корпорации контрактов на поставку зерна в сторону прикаспийских государств и транзитом через них?
Почему, когда хороший урожай, через терминал последние пять лет только 3 компании могут отгружать, что надо делать, чтобы в этот заветный список включили другие фирмы, по каким признакам выбирают фирмы?
Мы приехали в офис АО «Ак Бидай Терминал» ровно к 14-00. Рафаиль Равильевич Галямов принял нас, но давать какие-либо комментарии и интервью по сути наших вопросов отказался. Отказ он объяснил следующим образом:
— До Вас приходил экспортер, который требовал немедленно принять его зерно, и очень сильно обидел меня и весь коллектив терминала, который трудится круглосуточно на благо наших производителей зерна, — сказал руководитель.
Кроме того, он отметил, что редакция ИА «Казах-Зерно» сильно задела его лично в своих публикациях. «Там слишком большая тень упала на меня, мою работу и мой коллектив, — сказал он. — Ваше издание написало ряд материалов, где несправедливо задели мою работу, труд коллектива. Мы трудимся, трудимся целый день. Я лично приглашаю журналистов посмотреть на то, как работает терминал, и все могут это подтвердить в порту Актау, в том числе экспедиторы «Каспиан Карго Сервисез».
Поэтому из-за ваших необъективных материалов я отказываюсь от комментариев вашему агентству».
Таким образом, мы не услышали ответов на важные главные вопросы по перевалке зерна и работе терминала. По этому поводу хочется сказать только одно — нельзя руководителю такого ранга ставить свои личные обиды выше профессиональных вопросов… Особенно в нынешнее время, когда проблема экспорта стоит очень остро, и очень многие зернотрейдеры ждут прояснения ситуации.
Наша редакция обращается к Рафаилю Равильевичу, если вы сможете ответить на наши вопросы, а может, и прокомментировать ситуацию, мы опубликуем вашу информацию без изменений.
«Продкорпорация» в приоритете
За дополнительной информацией мы вернулись в ТОО «Международное транспортное агентство «Каспин Карго Сервисез». Именно тут нам удалось получить некоторые комментарии касательно функций все того же АО «Ак Бидай Терминал».
Юрий Кузнецов, директор ТОО «Международное транспортное агентство «Каспин Карго Сервисез» сказал следующее:
— Это счастье, что у нас есть зерновой терминал и мы можем экспортировать казахстанское зерно через порт Актау, — сказал Юрий Кузнецов. — И сложность не в нем, а в сверхвысоком урожае зерна этого года. К такому объему зерна никто не был готов, и зерновой терминал не стал исключением. Существуют планы развития — расширение порта, строительство трех сухогрузных причалов. Это дорого. Поэтому пока у нас остаются маленькие возможности по экспорту — 60 000 тонн в месяц, от этого никуда не деться. И приоритет при отгрузке имеет «Продкорпорация», как владелец терминала. Вот и все! А более мелкие экспортеры вынуждены ждать своей очереди.
Также есть еще 3 — 4 крупных производителя зерна. Им тоже дается приоритет. Это «АПК-Инвест», «Иволга-холдинг», «КазЭкспортАстык». Ну, а желания мелких экспортеров никто всерьез сейчас вообще не рассматривает.
Впрочем, и Юрий Кузнецов, и его заместитель Андрей Беккулов, и представитель порта Актау считают Рафаиля Галямова человеком, который постоянно заботится о том, чтобы ни один производитель зерна не был ущемлен при отгрузке, перевалке зерна.
Но тот факт, что господин Галямов не разрешает грузить зерно остальным зерновым компаниям (как выше упоминалось, последние 3 года только вышеназванные компании, либо аффинированные этим компаниям другие организации, отгружают зерно, то есть чужих здесь не пускают) подвергает сомнению его «переживания» за всех экспортеров зерна… Видимо, господину Галямову нечего сказать.
Лия Стрик
с автором можно связаться по адресу:
kazakhzerno.ans@gmail.com