Главной темой «стола» была прозрачность распределения и освоения бюджетных средств в сельском хозяйстве страны. Фермеры, все как один, сказали: прозрачности не хватает. Но в то же время никто из них не смог сказать, что нужно сделать, чтобы этой прозрачности прибавилось…
Ставка на крупный бизнес
Когда перед страной стоит задача по экспорту 60 тысяч тонн мяса, понятно, что надо думать о крупнотоварном производстве. А его, по признанию самих специалистов холдинга «КазАгро», в республике нет. И даже те откормочные комплексы на пять и даже восемь тысяч голов, что были построены в последнее время, загружены лишь на 15-20% от своей мощности. Это потенциальные банкроты, причем сооруженные за государственный счет.
Не работает и единственный завод в Казахстане по производству биоэтанола. Прорывной проект, открытый главой государства, сейчас простаивает. Именно в то время, когда крестьянам некуда девать излишки своего урожая: проросшего, «горящего» зерна, которое остается только выкинуть. Потому что он даже на корм скоту не годится, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz». А спирт из него или биотопливо еще бы получились.
Но, несмотря на эти просчеты, Минсельхоз продолжает гнуть свою линию — в будущем государство намерено поддерживать только крупнотоварные производства.
Именно они, в случае чего, спасут нас, когда мы войдем в ВТО, уберегут от продовольственной зависимости. Ну и что, если от этого пострадает малый и средний бизнес, которого на селе так не хватает? Чем-то же надо жертвовать.
Рецепт для выживания, впрочем, предлагается: надо объединяться с себе подобными, кооперироваться, то есть неплохо бы вспомнить опыт коллективного хозяйствования.
За бортом
При хроническом недостатке живого скота и высоких ценах на все виды мяса, целесообразность строительства нескольких десятков крупных откормочных площадок и мясокомбинатов вызывает некоторое сомнение. Об этом не устает говорить Жекебай Курмангалиев, председатель Костанайского филиала «Союза фермеров Казахстана».
— Нам впору задуматься не об экспорте мяса крупнорогатого скота, а о насыщении внутреннего рынка и загрузке мощностей действующих мясоперерабатывающих предприятий, то есть обеспечения продовольственной безопасности страны по мясомолочным продуктам, — говорил он. — К примеру, в нашей области нет достаточного поголовья живого скота для эффективного безубыточного функционирования этих откормплощадок.
И понимая это, Правительство своим постановлением принимает все же решение о субсидировании откормочных площадок и крупных скотопромышленников — опять же на государственные деньги. При этом за бортом, т.е. без субсидий, оказались все товаропроизводители, имеющие в наличии менее 300 голов КРС, то есть главные потенциальные поставщики бычков на откормплощадки.
Налицо отсутствие мотиваций и искажение принципов рыночной экономики, предполагающих создание равных условий конкуренции.
— Почему я не могу, имея 30 дойных голов, рассчитывать на господдержку? — вторит председателю Гульмайра Баймакова, член крестьянского хозяйства «Олжас» из Акмолинской области, президент НПО «Жер ана — Астана». — Потому что кто-то подсчитал, что с таким стадом рентабельности не добиться, и теперь у меня не будет возможности развиваться.
Но ведь весь крупный бизнес когда-то был малым.
И все же Минсельхоз устами своего вице-министра Муслима Умирьяева ясно дал понять, что субсидирование и поддержка мелких крестьянских хозяйств — это путь в никуда. А потому ждать им поддержки не стоит, особенно тем, кто занимается производством пшеницы. Если раньше любой аграрий, сеющий пшеницу, мог рассчитывать на субсидии в 450-500 тенге на гектар, то через год он, скорее всего, этого пассивного дохода лишится.
Вместо него ему предложат дешевый лизинг техники, закуп урожая по гарантированной цене и доступность кредитов. Каждый из этих пунктов имеет очевидные плюсы, но в то же время не может напрямую компенсировать политику погектарного субсидирования, которая имела место быть по сегодняшний день. И не каждый крестьянин сможет позволить себе взять в лизинг новый комбайн.
Основные доводы, почему следует отказаться от субсидирования производства пшеницы, у Минсельхоза таковы: в случае вступления в ВТО от дотаций в сельском хозяйстве все равно придется отказаться. Во-вторых, субсидии не такие уж и значительные, чтобы играть роль в экономике отдельно взятого хозяйства. Ну что такое 500 тенге с гектара для крестьянина, засевающего тысячу гектаров?
Однако на этот вопрос фермеры ответили без обиняков: для них это — деньги, которые позволяют платить хотя бы те же налоги. В любом случае, они возвращаются в казну, потому что для аграриев есть еще добровольно-принудительный груз социалки в виде питания школьников, ремонта соцобъектов, подарков ветеранам и так далее...
Не кивайте на Запад
Заодно крестьяне напомнили чиновникам о том, что отказаться от посева пшеницы пока не в силах. Чтобы перейти на сев тех же масличных, нужны дополнительные средства. А их взять негде: засушливый 2010 год еще аукается, да и урожайный 2011 не всем пока принес прибыль, так как существует проблема сбыта.
— Ни в коем случае нельзя соглашаться на отмену Минсельхозом субсидий на производство зерновых культур, — выражает точку зрения многих аграриев Жекебай Курмангалиев. — Мы не богаче наших соседей. Когда нам хотят показать что-нибудь современное, технологичное или просто хорошее, всегда кивают на Запад. Так вот, на этом Западе, например в Германии, в каждой из земель федерации, совместно с Евросоюзом, крестьянам выплачивают субсидии на 1 га земли (и не только пашни, как у нас) в размере 320 — 380 евро.
Нам хотя бы часть этих денег, и у нас «вместо курей дурных — индюки бы на заборах сидели», а на полях работала бы только новая современная техника. Да если бы областные власти еще и забежали немножко вперед, сработали на опережение, приняли бы программу утилизации сельскохозяйственной техники, она у нас выпуска 80-90 годов прошлого тысячелетия, любой захудалый крестьянин отдал бы, например, три своих стареньких комбайна в счет первоначального взноса за один новый — далее пусть действует госпрограмма по лизингу техники под 4 процента годовых. Все это, вкупе с вышеизложенным, позволит нам не вводить в заблуждение весь мир, что мы посевную кампанию завершаем 1-5 июня, а уборочные работы — к 10 октября. Хлеб будет качественнее, без прорастания на корню. Уйдут в историю многие другие проблемы.
Директор ТОО «Жанабай» Анатолий Корольчук на «круглом столе» привел в качестве примера проблемы, которые сегодня испытывает не только его хозяйство:
— Вот собрали мы почти 30 миллионов тонн зерна. Ну и что? Из них государство купило у нас пять миллионов тонн по 170 долларов. Сейчас докупает еще три миллиона тонн по 100 долларов. А что делать с остальным зерном? С одной стороны, нам говорят о перепроизводстве пшеницы, и в то же время показывают голодающие страны.
Почти военная тайна
Однако у Минсельхоза на все есть ответ. Казахстан не должен идти на поводу у империалистов и питаться дешевыми заграничными продуктами. Те же США излишки своего зерна по бросовым ценам сплавляют в страны третьего мира не для того, чтобы прокормить их, а для того, чтобы там заниматься сельским хозяйством было невыгодно. Таким образом, сохраняется зависимость и влияние.
Нужно ли подобное Казахстану? Конечно, нет, — выразил общую точку зрения независимый эксперт Сержан Аманов, доцент Алматинского техуниверситета. Но при этом один вопрос так и остался без ответа: почему конечный потребитель не видит результатов от тех многомиллиардных вливаний в сельское хозяйство, что осуществляются на протяжении последнего времени?
У нас строятся откормочные площадки, молочные фермы, птицефабрики. А мясо, молоко, яйца дорожают. Казахстанские куры в цене ничуть не уступают российским. Лишь ножки Буша по-прежнему — наиболее доступный из мяса товар. И рекордный урожай зерновых ничуть не сказался на макаронных изделиях, хлебе — в цене они никак не упали. Хотя тонна пшеницы в прошлом году стоила 300 долларов, а в этом году всего лишь сто.
Карикатура 0По мнению экспертов, участвовавших в «круглом столе», многие проблемы в сельском хозяйстве Казахстана — из-за непрозрачности в распределении государственных средств, субсидий, дотаций. Об этом говорили Руслан Шарипов, президент Союза птицеводов Казахстана, Нина Парфенова, президент Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств, Ольга Флинк из журнала «Эксперт-Казахстан».
Взять хотя бы ту же Продкорпорацию, осуществляющую госзакуп. Как оказалось, узнать данные о том, у кого и сколько зерна ею покупается, не представляется возможным. Эта информация относится к разряду коммерческой тайны. И ведь, что интересно, сами фермеры выступают против ее разглашения: «зачем кому-то знать, сколько мы зарабатываем»? Но извините, это государственные деньги, наши, налогоплательщиков, почему же мы не можем знать, в чьи руки они попадают?
Обсуждайте, обсуждайте...
Минсельхоз вывесил на своем сайте проекты новых правил субсидирования различных отраслей сельского хозяйства. Для широкого обсуждения. Так что любой аграрий или животновод может ознакомиться с ними и высказать свое мнение. Только будет ли оно учтено? Предполагается, что следующий год станет годом принятия нормативно-правовой базы, а в 2013 году сельское хозяйство республики заживет по новым законам. Законам крупного бизнеса.
Тимур ТУРКЕСТАНОВ
Газета «КазахЗерно.kz»
с автором можно связаться по адресу:
kazakhzerno.ans@gmail.com