При этом и крестьяне, и вся экономика Казахстана потерпит колоссальные убытки. Более того, нынешняя ситуация, отзывы и мнения многих участников рынка говорят нам о том, что эти убытки вряд ли в этом и в следующем году удастся избежать. Каков будет размер этих убытков, вряд ли кому-нибудь удастся подсчитать.
Действительное положение зерна на токах и на полях казахстанских хлеборобов ужасающее. Десятки, если не сотни тонн зерна, лежат под открытым небом, много пшеницы без всяческой предварительной сушки и обработки лежит, сваленное в кучи и оставленное на волю природной стихии. Кроме этого, некоторые хозяйства оставили часть полей вообще неубранными, так как нет никакой целесообразности их убирать — нужно «доводить до ума» зерно прежних покосов. Выпал снег, в полях кучи зерна и неубранная пшеница.
Зерно, не нашедшее крыши хоть под каким-то хранилищем, начинает бродить, прорастать и в конечном итоге безвозвратно пропадать. Крестьянам необходимо продать его как можно скорее, за любую цену, которую предложит покупатель. От этого закупочные цены стремятся вниз.
Казахстанский урожай может спасти только сверхповышенный экспорт. А зерна, предназначенного на экспорт, в этом году в Казахстане предостаточно. Как уже сообщалось, Казахстан увеличил прогноз экспорта зерна нынешнего урожая с ранее заявленных 10 млн. тонн до 15 млн. тонн, — сообщил заместитель министра сельского хозяйства республики Марат Толибаев.
Реализовать такое количество зерна, даже при благоприятной конъюнктуре, повышенном спросе чисто физически очень сложно. Тем более, это становится невозможным, когда удивительные по своей проницательности рыночные стратеги в лице Продкорпорации «разруливают» казахстанский рынок по своему усмотрению, действуя как «слон в посудной лавке».
Знакомьтесь, кто не знаком, Акционерное общество «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация», создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 1997 года №260. Продкорпорация была создана в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Казахстан от 21 марта 1995 года № 309, как Государственная продовольственная контрактная корпорация, впоследствии реорганизованная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 1997 года в акционерное общество «Продовольственная контрактная корпорация» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале. За прошедшие годы Продкорпорация прошла через трудности становления и превратилась в динамично развивающуюся национальную компанию.
Миссия Корпорации. Обеспечение продовольственной безопасности страны, стабилизация внутреннего зернового рынка и развитие экспортного потенциала казахстанского зерна посредством эффективного управления ресурсами зерна и содействия развитию экспортной инфраструктуры в зерновой отрасли.
Для поддержки аграриев (и стабилизации цены) и обеспечения продовольственной безопасности страны «Продкорпорация» объявила закуп 5 млн. тонн зерна по цене 25 тыс. тенге ($180) за 1 тонну. По состоянию на 4 ноября корпорацией закуплено пшеницы 3 класса 3 165 451 тонна. Напомним, пшеницу мягких сортов 3 класса закупает по 25 тысяч тенге за 1 тонну с учетом НДС.
Если анализировать пшеничный рынок на текущий момент, то стоимость тонны зерна нового урожая составляет где-то 18-20 тыс. тенге, и действительно цена Продкорпорации на сегодня самая оптимальная для крестьян. По крайней мере, так считает Продкорпорация.
Но Продкорпорация, может быть, специально упускает очень важный момент. Ведется закуп только сухого зерна 3 класса и только с элеваторов. Более того, она оставляет его, как правило, на том же месте. Так что закуп зерна не решает проблем с нехваткой хранилищ и тормозит своей ценой его закуп на экспорт, который может действительно способствовать освобождению элеваторов.
Как известно, АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» объявило также о начале закупа пшеницы 4 класса урожая 2011 года в коммерческие ресурсы.
Крестьяне, однако, недоумевают, почему назначена такая несправедливая цена. В телефонной беседе возмущенный руководитель зерновой компании, работающей на территории Кызылжарского района Северо-Казахстанской области, сокрушается: «Для плательщиков НДС за пшеницу 4 класса назначили цену 12 тыс. тг/тонна, для неплательщиков НДС — 10 тыс. Продкорпорация же опустила крестьян ниже плинтуса. Мы рассчитывали на закуп пшеницы 4 класса по 15-16 тыс. за тонну.
Почему государство не контролирует цены, которые назначает национальная компания?», — спрашивают крестьяне. Но этот вопрос неуместен. Продкорпорация — это и есть государство на отдельно взятом зерновом рынке.
Как известно, одной из задач Корпорации является реализация государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности и позиционированию Казахстана как значимого экспортера на мировых рынках зерна и продуктов его переработки на основе безупречной репутации компании и высоких оценок международных рейтинговых агентств. Интересно, знают ли рейтинговые агентства, какими методами достигается эта безупречная репутация?
Но Продкорпорация является еще коммерческой организацией, поэтому она работает как в интересах производителей зерна, так и в своих интересах, так как разница между экспортной и закупочной ценой остается у нее.
Встает вопрос: а возможно ли вообще сразу эффективно одновременно решать эти обе, во многом противоречащие, задачи? И чья задача для нее важнее?
С одной стороны, выполняя свою коммерческую миссию, она должна конкурировать с продавцами зерна, а с другой — им же помогать. О том, как она это делает, жалуются многие зернотрейдеры. Они не хотят быть фирмами второго и третьего сорта в своем же государстве, которых задвигают, нисколько не церемонясь, в самые последние ряды от общенациональных экономических благ.
А это так и происходит. Продкорпорация, прикрываясь именем государства и пользуясь его неисчерпаемыми ресурсами, создает на рынке такие условия, которые выгодны только ей.
Так, 14 сентября прошлого года источник в КТЖ сообщил ИА «Казах-Зерно», что Продкорпорация обратилась в КТЖ с просьбой ускорить погрузку зерна для предприятия, которому Продкорпорация продала зерно для поставки в Азербайджан. Сразу появился временный запрет на отправку зерновозов в Таджикистан. Все вагоны были мобилизованы для Продкорпорации.
Спрашивается, законно ли это, не говоря уже о том — справедливо ли?
По сути, мало кому интересны движения средств в рамках Продкорпорации и ее взаиморасчеты с другими организациями, разве что уполномоченным органам. Хотя есть и достаточно жесткие высказывания по этому поводу со стороны участников рынка, руководителей профессиональных объединений и депутатов.
Суть в другом. В том, что Продкорпорация, используя свой административный ресурс, создает преимущества не рыночного характера себе и своим партнерам, в ущерб материальным интересам других участников рынка. То есть одна юридическая государственная фирма перераспределяет в свою пользу ресурсы подвижного состава другой государственной фирмы в ущерб частным юридическим фирмам.
Хотя транспортная компания «Казахстан темир жолы» должна работать согласно своим регламентам и производить услуги третьим лицам, неважно — частным или государственным, согласно очередности поданных заявок. Прописана ли где-либо в законодательстве приоритетность Продкорпорации в получении услуг по отношению к другим участникам рынка? Было ли опубликовано на этот счет какое-либо специальное правительственное постановление, например, в виду чрезвычайной ситуации?
В этом году отечественные зерновозы также были реквизированы почти в полном объеме Продкорпорацией в ущерб всем остальным участникам рынка. Почти как в режиме случаев стихийных бедствий, фактов иностранной оккупации или гражданской войны.
А вот недавний пример. 5 октября этого года в адрес АО «Ак Бидай Терминал» одна зерновая компания направила письмо с просьбой о предоставлении списка необходимых документов для заключения договора на оказание услуг по перевалке зерновых культур, о предоставлении информации и последовательности действий для возможности отгрузки, посредством морского торгового пути. Все знают, что АО «Ак Бидай Терминал» находится в 100% собственности АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация».
Через 5 дней на данное письмо предоставлен ответ с пояснением: «Для того, чтобы Общество могло поставить Вас в очередь на перевалку зерна, Вам необходимо самостоятельно или через выбранную Вами транспортно-экспедиторскую компанию заключить договор на перевалку зерна». Фактически давая понять, что реальная возможность отгружать через Актау порт есть.
Также 5 октября было направлено письмо в адрес РГП «Актауский международный морской торговый порт» с просьбой о предоставлении списка необходимых документов для заключения договора на оказание услуг по отгрузке зерновых культур, о предоставлении информации и последовательности действий для возможности отгрузки, посредством морского торгового пути.
Через 2 дня на это письмо был получен ответ, что «… для перевалки зерновых культур в порт Актау, и отгрузки морским путем вам необходимо заключить договор с владельцем зернового терминала «Ак Бидай Терминал», то есть с Продкорпорацией.
Как видно из официальных ответов, вопрос решен положительно. Вторым шагом с нашей стороны является письменное заявление о заключении договора на перевалку зерна.
17 октября 2011 года та же зерновая компания обратилась в АО «А? Бидай Терминал» о заключении договора на оказание услуг по перевалке зерна (ячменя) до 20 000 (двадцати тысяч) тонн, не обращаясь к услугам экспедиторов.
Повторно 19 октября 2011 года в адрес АО «Ак Бидай Терминал» компания направила письмо о принятии объема 20 000 (двадцати тысяч) тонн ячменя для перевалки через АО «Ак Бидай Терминал» в порту Актау.
В связи с предоставленными пояснениями, компания в ходе неоднократного телефонного разговора с представителями порта Актау и терминала, как устного так и письменного подтверждения на согласие по отгрузке через порт Актау, направляет официальные письма о заключении договоров. Далее согласовывает планы подачи вагонов с КТЖ для отправки ячменя на станцию Актау!
И вот, спустя почти месяц, 28 октября, несмотря на подтверждение возможности отгрузки морским путем, получаем письменный отказ по перевалке и отгрузке через порт Актау! На адрес зерновой компании пришло письмо следующего содержания: «Акционерное общество «Ак Бидай Терминал» (далее общество), рассмотрев Ваше письмо, сообщает следующее: в связи с полной загруженностью производственных мощностей зернового терминала Общество не имеет возможности перевалки зерна Вашей компании в октябре-декабре 2011 года».
Комментарии, как говорится, излишни. Академик АН РК Мехлис Сулейменов, который в прошлом году отметил свое 50-летие научно-практической деятельности в сфере АПК, высказался по поводу Продкорпорации следующим образом. Работа Продкорпорации должна быть более открыта для производителей зерна. Они должны быть широко представлены в наблюдательном совете корпорации. Тогда будет меньше недовольства со стороны крестьян и других производителей зерна.
Продовольственная контрактная корпорация была создана для стабилизации цен на зерно пшеницы на внутреннем рынке в интересах производителей зерна. Но, — отмечает академик, — Продкорпорация является еще коммерческой организацией, поэтому она работает как в интересах производителей зерна, так и в своих интересах.
Никто не против, чтобы Продкорпорация работала в своих интересах. Только очень хочется, чтобы это происходило в рамках законности, а не за счет явного ущемления экономических прав крестьянства и всех остальных участников сельскохозяйственного рынка.
Лия Стрик
с автором можно связаться по адресу:
kazakhzerno.ans@gmail.com