Итак, свершилось: коррупционная схема, созданная вокруг перевалки зерна в АО «Ак бидай терминал», стала предметом изучения правоохранительными органами. Мы имеем основания считать, что внимание к творимому там беспределу было привлечено не без наших усилий, и будем продолжать выполнение общественного долга по информированию всех заинтересованных граждан и госструктур о фактах паразитирования чиновников на государственной собственности.
Гусь пожирнее

Процесс проверки деятельности кормушки высших чиновников МСХ РК пока еще в самом начале. А именно: 15 февраля 2012 года Методическим советом Агентства РК по защите конкуренции поддержаны решения о проведении расследований по признакам нарушений антимонопольного законодательства в отношении АО «Ак бидай терминал» на предмет злоупотребления доминирующим положением в части необоснованного отказа от заключения договоров на перевалку зерна отдельным потребителям, при наличии такой возможности.

«По итогам данных расследований, в случае подтверждения указанных нарушений антимонопольного законодательства, в отношении виновных лиц будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования (штрафные санкции, предписания)», — описывает перспективы начатого расследования антимонопольное Агентство.

По этому поводу можно порадоваться, но с несколькими оговорками:

Во-первых, хочется надеяться, что в поле зрения правоохранительных органов окажутся не «стрелочники», а истинные вдохновители, создатели и руководители той коррупционной схемы, которая позволила чиновникам превратить государственный зерновой терминал в личную вотчину и заниматься собственным обогащением, а не выполнением государственных задач по развитию и поддержке аграрной отрасли Казахстана — стратегически важной для страны.

Как мы установили благодаря журналистскому расследованию на примере ТОО «Многострадальное зерно», итоги которого издание «КазахЗерно.kz» представило в ряде публикаций, все принципиальные решения по поводу работы зернового терминала принимает лично министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков, а не руководство АО «Ак бидай терминал» или «Продкорпорации». С него и спрос.

Во-вторых, конечно же, недопустимо, чтобы чиновник, запятнавший честь госсужащего таким головокружительным каскадом злоупотреблений, оставался на своем прежнем месте и продолжал «руководить» сельским хозяйством страны, которое благодаря ему, того и гляди, испустит последнее дыхание.

В-третьих, «штрафы и предписания», о которых говорится в сообщении антимонопольного ведомства, конечно — хорошо, но тяжесть совершенных деяний тянет на намного более серьезное наказание. Мы надеемся, что вслед за антимонопольным агентством деятельность карманного зернового терминала, министра возьмутся проверять и другие компетентные органы, в том числе финансовая полиция. Не все же финполовцам права бройлеров на костанайской птицефабрике защищать — пора уже и гусем пожирнее заняться.

Берите министра тепленьким

«Чистосердечное признание министра сельского хозяйства РК:
Я, Асылжан Мамытбеков, признаюсь в том, что оказывал покровительство ряду крупных зерновых компаний страны в перевалке зерна через АО «Ак бидай терминал» в ущерб другим участникам рынка»...
Скажете, такое признание — это наша фантазия, и на самом деле мы его не дождемся? А вот и нет! Не далее как в конце февраля Асылжан Мамытбеков дал интервью, в котором чистосердечно во всем покаялся. Мы всего лишь кратко сформулировали собственные признания главы МСХ РК. Давайте процитируем избранные места из откровений чиновника:

«Начиная с 2009 года, мы эффективность работы терминалов увеличили в несколько раз и довели годовую перевалку до 700 тысяч тонн, но при этом находятся, конечно, те, кто скупил по 10 тысяч тонн зерна и говорит: «Пойду я, отгружу». Если мы дадим возможность отгружать таким непрофессионалам в этом деле, у нас там будет меньше 200 тысяч (тонн годовой перевалки зерна)», — сказал министр. Это как раз то, о чем мы говорим — покровительство крупным участникам рынка в ущерб остальным. И какие бы «логичные» доводы в пользу своего протекционизма сейчас не приводил Асылжан Мамытбеков, Закон РК «О борьбе с коррупцией» квалифицирует его действия однозначно:

«Статья 12. Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них
1. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:
4) оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;
5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности».
Стоп, снято! Что ж, берите министра тепленьким! Хоть он во всем чистосердечно и признался, это повод для смягчения наказания, а отнюдь не для освобождения от него.

Покаяние наивного злодея

Кстати, упомянутое нами интервью министра содержит много других интересных фактов (причем, многие из них можно квалифицировать как криминальные). Например, чего стоит тот жар, с которым глава МСХ РК защищает экспедиторские компании, навязываемые чиновниками всем желающим отгрузить зерно через «Ак бидай терминал». Приведем цитату, выпорхнувшую из уст министра:

«Экспедиторские компании — вот там основной фактор (отсутствие доступа для мелких поставщиков), через который они не могут пробиться. И я не считаю, что это неправильно, это правильно, мы не должны допускать, чтобы этим занимался, кто захотел, как бы ни было это нерыночно. По идее — да, мы должны дать доступ, раз это государственный порт, но почему государственный порт не должен зарабатывать?»

Налицо еще одно чистосердечное признание министра, сделанное им то ли по природной наивности (если не сказать откровенно — глупости), то ли по причине махрового закостенелого неуважения к законам.

Как вам это нравится: чиновник сам говорит, что его долг как госслужащего — обеспечить доступ всем участникам рынка к услугам терминала, но тут же сам признается в нарушении закона, мотивируя это… необходимостью зарабатывать! Причем, мы продолжим мысль министра, остановившуюся на самом интересном месте — речь идет о заработке не государства, а частных экспедиторских компаний. С кем аффилированы эти компании, думаю, пояснять не надо… Мы уже не раз приводили схему «раскручивания» зернотрейдеров в коррупционной схеме АО «Ак бидай терминал», и не поленимся привести ее еще раз, чтобы всем стало ясно, о каком заработке говорит министр, и насколько цинично звучат эти слова из уст чиновника.

Итак, схема незамысловата: «Ак бидай терминал» на регулярной основе обеспечивает перевалку зерна только трем — четырем компаниям. Они появились «в обойме» как раз в том момент, когда Асылжан Мамытбеков возглавил «КазАгро». Попытки любых других компаний отгрузиться через терминал получают отказ.
Мотивировкой отказа служат якобы скромные мощности, недостаточные для отгрузки всех желающих. Но! Если трейдер обращается за помощью в некую экспедиторскую фирму (чиновники всегда рады подсказать, в какую именно), то его все же отгружают. И секрет в том, что экспедиторская фирма берет за свои услуги хорошие деньги. И они, в отличие от фиксированных государственных тарифов, в госбюджет не уходят, а оседают в нужных карманах.

Ну и как после этого воспринимать слова Асылжана Мамытбекова о том, что государственный порт должен зарабатывать, как не явку с повинной?! Ученые уже давно установили этот психологический феномен — каждый преступник жаждет признаться в своих деяниях. Говоря по-простому, совесть гложет изнутри, и злодею хочется покаяться, чтобы получить внутреннее облегчение.

Так, может быть, компетентным органам уже «принять» Асылжана Мамытбекова с его покаянием — для его же блага, во имя его душевного равновесия?

Мамытбековская лапша

Продолжаем читать интервью министра и диву даемся. Кроме признательных показаний в сквозной коррумпированности, там еще и масса простого человеческого вранья. Как это по чиновничьи — вешать лапшу на уши журналистам, выдавая свои слова за правду. Авось — не проверят и поверят на слово «уважаемому человеку» (именно так — в кавычках)! Но мы-то все это испытали на себе вместе с ТОО «Многострадальное зерно», и нам пустить пыль в глаза не получится. Давайте процитируем и прокомментируем слова министра.

О том, как обеспечить всем доступ к услугам терминала:
1) «Единственный выход — расширить этот порт и сделать, чтобы его было предостаточно для всех, тогда профицит этих возможностей создать, только таким образом решить. А так всегда будут недовольные, но мы стараемся этот процесс сделать прозрачным, он зависит не только от Продкорпорации, потому что сам процесс отгрузки зерна через порт Актау очень сложный, там требуется очень много других вещей, которые тоже являются ограничивающим фактором».

Обращаем внимание на слова о том, что чиновники стараются сделать процесс отгрузки через терминал прозрачным. Как бы ни так! ТОО «Многострадальное зерно» полгода бегало по кабинетам, пытаясь просто получить правила того, как встать в очередь на отгрузку. Трейдеров футболили из приемной «Ак бидай терминал» в приемную «Продкорпорации», а потом обратно. Но правил так и не предоставили. О какой прозрачности говорит министр, кого и зачем он обманывает?

2) «Судов тоже не хватает, и поэтому терминал дает только тому, у кого есть договор с судном, потому что привезти и заполнить разом 23 тысячи тонн, и потом ждать судно — это неправильно. Нужно давать возможность отгружать только тому, у кого есть уже договор с судном».

Сказать такое — значит задеть зерновиков за живое. Дело в том, что никто не просит об отгрузке, не зафрахтовав заблаговременно судно. И что самое печальное, случаются прецеденты, что «Ак бидай терминал» отказывает компании в перевалке зерна, когда судно уже зафрахтовано. О таком прецеденте с ТОО «Многострадальное зерно» мы уже писали: фирма зафрахтовала корабль, но получила отказ, когда судно уже стояло в порту. Начисление штрафных санкций могло бы разорить компанию, если бы ей не удалось самостоятельно найти другую фирму, отправившую свой товар морем.
И это не единичный случай. Об аналогичной истории, приключившейся в прошлом году, нам рассказал представитель трейдерской компании из Астаны:

«В июле прошлого года мы получили заказ от наших иностранных партнеров на доставку большой партии ячменя по железной дороге до зернового терминала. Наши партнеры предполагали отправить его в Иран. Предварительно они получили устное заверение от руководства АО «Ак бидай терминал», что отгрузка будет произведена в срок. В сентябре наши партнеры зафрахтовали судно, мы поставили зерно до терминала. И именно в этот момент терминал им отказал в перевалке! Они оказались в тупиковой ситуации: ведь у них были обязательства и перед получателем груза в Иране, и перед судовладельцем. Попытки добиться выполнения обещаний от руководства терминала ни к чему не привели, так же как и походы в кабинеты «Продкорпорации».
Картина сложилась следующая: в июле масштабы урожая в Казахстане еще не были ясны, и зерновой терминал дал обещание обеспечить перевалку. А в сентябре, когда все мощности оказались забиты грузами нескольких «своих» компаний, всем «чужим» отказали. Кроме наших партнеров, в аналогичной ситуации оказался и ряд других фирм. Никакого другого выхода у них не осталось, кроме как отправлять ячмень железной дорогой в Россию и грузиться на судно там. А это, естественно, в несколько раз увеличило транспортные расходы».

Трейдер сообщил нам, их компания и еще несколько других, попавших в аналогичные коррупционные жернова, готовят материалы для передачи в антимонопольное Агентство — в помощь ведущемуся следствию.
Подытоживая разбор интервью министра сельского хозяйства Казахстана, можем высказать уверенность в том, что он сможет хорошо устроиться в жизни, даже когда потеряет свое кресло. Экс-глава МСХ РК легко сможет отрыть фабрику по производству макаронных изделий и наладить выпуск развесистой лапши под маркой «Мамытбековская». На это его способностей хватить должно…

Да 1 1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

  • 05 Марта 2012, 07:03 #

    Непременно Ваше участие сыграло свою роль в привлечении интереса правоохранительных органов к существующей проблеме. Раз уж данный вопрос приобрел нашумевший общественный характер, то компаниям, попавшим в коррупционные схемы, необходимо сплотиться воедино и идти до конца. А нам остается пожелать только удачи!

    +1

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Коррупционные откровения министра Мамытбекова » 0 звезд из 5 на основе 1 оценок.
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации