По результатам рассмотрения указанного гражданского дела гарнизонным военным судом принято решение о полном удовлетворении требований заявленных представителем заявителя, в интересах капитана м/с. в отставке П. (фамилия и инициалы заявителя скрыты), а именно: о признании незаконными действий командира войсковой части 11378, связанных с не направлением П. в соответствии с заключением ВВК для прохождения стационарного лечения, а также признании незаконным приказ командира войсковой части 11378 от 27.04.2012 (по личному составу части) в части исключения П. из списков личного состава воинской части.
Кроме того, гарнизонный военный суд обязал командира войсковой части 11378 выдать П. направление для прохождения стационарного лечения и отменить свой приказ от 27.04.2012 (по личному составу части) в части исключения П., восстановить ее в списках личного состава части и обеспечить положенными видами денежного довольствия с 27.04.2012.
Настоящее судебное решение вступит в законную силу 5.09.2012, при условии, если заинтересованные лица не станут его обжаловать в апелляционном порядке.
Данный факт представляет интерес по той причине, что в последнее время, т.е. в преддверии повышения денежного довольствия военнослужащим, и тем более после такового — с 1.01.2012 г., у военных судов Северо-Кавказского военного округа и других окружных военных судов сложилась порочная практика принятия судебных решений о частичном удовлетворении заявленных требований, а именно – об устранении нарушенных прав, без восстановления уволенных военнослужащих в списках личного состава части, мотивируя свои решения несоразмерностью причиненного незаконными действиями ущерба его возмещению.
Указанные решения военных судов о частичном удовлетворении заявленных требований идут в разрез с официальной рекомендацией (возможно есть также неофициальные установки) Верховного Суда РФ. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2, от 06.02.2007 № 6) определено, что
«в том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный «Положением о порядке прохождения военной службы» порядок увольнения военнослужащего в части обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, должно приниматься решение не об отмене приказа об увольнении с военной службы, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списка личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба.
При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.
В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения».
Таким образом, складывающаяся судебная практика идет в разрез с официальными рекомендациями указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9, а в действиях военных судов явно усматриваются признаки отстаивания экономических интересов государства и игнорировании законных прав граждан.
Решил обозначить данную тему в целях поделиться мнениями о возможности повернуть судебную практику в нужное «русло».