Граждане, проживающие в аварийных домах, пытаются безуспешно обратиться в администрацию города по вопросу их расселения, так как могут быть неоценимые потери человеческих жизней — ведь опасность обрушения дома создает для них психотравмирующую ситуацию, которая имеет длящийся характер. Мысль о проживании в доме под угрозой своей жизни, а также жизни и здоровью малолетних детей — на жителей аварийного дома наводит страх и ужас. А отсутствие нормальных жилищно-коммунальных услуг в квартирах дополнительно создает негативное настроение и только обостряет вызванный стресс.
В теории, а как любят употреблять сейчас журналисты юридический термин де-юре: на этот счет много нормативно-правовых актов, которые определяют деятельность местных чиновников для руководства по расселению граждан из аварийного Фонда.
Согласно положениям действующего законодательства РФ, основными функциями местного самоуправления является проведение мероприятий по приобретению жилых помещений для малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждан, переселяемых из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также — организация проведение мероприятий по сносу домов муниципального жилищного фонда, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Жилые помещения изымаются у собственников путем выкупа. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения, которое заключается от имени муниципального образования — города Барнаула в лице Комитета ЖКХ города Барнаула.
Соглашения должны включать в себя обязательство муниципального образования — города Барнаула уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение, а также сроки выкупа, порядок освобождения жилого помещения, подлежащего изъятию и другие условия выкупа.
Размер выкупной цены должен определятся в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Денежные средства, предоставляемые собственнику в виде выкупной цены жилого помещения, перечисляться собственнику в безналичной форме на его банковский счет в сроки, предусмотренные соглашением.
Почему чиновники должны расселять людей из аварийных домов, спросите меня?
Так, в статье 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» устанавливается, что при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Если капитальный ремонт не был своевременно произведен, то, соответственно, дом впоследствии признают аварийным и подлежащим сносу, так как срок эксплуатации каждой конструкции в доме превышает допустимые строительные нормы и правила. Например, дом 1960 года постройки: срок службы шатровой кровли 25 лет, на сегодняшний день по ГОСТУ в доме требуется повторная замена кровли, то же самое и по другим строительным конструкциям и элементам.
Данная норма права объясняет причинно-следственную связь между непроведением своевременного капитального ремонта в доме, признанием дома аварийным и переселением жильцов из аварийного дома по вине местного самоуправления. Ведь до 2005 года как капитальным, так и текущим ремонтом занималось местное самоуправление. А про отсутствие денежных средств в бюджете по произведению ремонта в доме жители наслышаны с 90-х...
Но теперь про «де-факто»: как на практике обстоят дела?
В содержании письменных ответов ответственных лиц за расселение граждан из аварийного Фонда констатируется, что денежные средства в бюджете на расселение граждан отсутствуют. Хотя… когда приходят квитанции на уплату налогов за движимое и недвижимое имущество, граждане не могут себе позволить сказать налоговому органу: «Денежные средства на оплату налогов в семейном бюджете отсутствуют, ждите, когда появятся!», а идут и платят!!! Это понятно.
Не понятно другое — почему в реальности меры никакие не принимаются?
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст. 32 ЖК РФ, создают угрозу жизни и здоровью проживающих в аварийном доме людей, в числе которых имеются и несовершеннолетние дети. Другого жилья граждане не имеют.
В правительстве РФ взяли паузу по продлению либо по реорганизации программы по переселения граждан из аварийного Фонда, которая закончилась в сентябре 2017 года, несмотря на то, что в майских Указах президента РФ, Правительству РФ упоминалось и про аварийные дома.
Безусловно, в городе Барнауле денежных средств, выделяемых по программе «Барнаул-комфортный город» не достаточно для расселения всех горожан из аварийных домов. А в других муниципалитетах и такие программы отсутствуют. Но пока местные чиновники на картинках нарисовали «зону реновации на Потоке», то горожане продолжают быть «маринованными великомучениками» и жить в отсутствие тепла, воды и света...
Местных чиновников вроде тоже можно понять, Федеральные и Региональные власти не финансируют их бюджет по данной тематике, плюс уже имеется перед населением задолженность в пять миллиардов рублей, в то время когда весь бюджет города чуть-чуть не дотягивает до десяти миллиардов.
И в такой ситуации властям необходимо давно расширить полномочия правового комитета города Барнаула, который смог бы обзавестись квалифицированными сотрудниками и планировать стратегию развития по пополнению доходной части бюджета города Барнаула, тем самым решить две основные задачи — это погашения задолженности и проведение мероприятий по расселению граждан из аварийных домов города Барнаула...