По действовавшему сейчас и в тот период (2015-2016 годы) законодательству право на детские пособия имеют граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, обладающие на территории РФ либо разрешением на временное проживание, либо видом на жительство. Но как быть с беженцами и лицами, кому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации? Именно в таком деле мне довелось принять участие в 2015-2016 годах по устному ходатайству о допуске меня как представителя истца.
В середине августа 2014 года совсем молодая женщина, находящаяся на 9-м месяце беременности, решила искать убежища на территории Российской Федерации, чтобы спасти своего ребенка. Вместе со своим мужем (насколько помню, при таких обстоятельствах в Ополчение не брали) две недели, время от времени попадая под миномётный обстрел со стороны ВСУ, данная семья продвигалась в сторону России. 30 августа 2014 года уже были в Ростове-на-Дону.
МЧС вместе с другими беженцами направили данную семью в один из ПВР (пунктов временного размещения), находившийся в Новосибирской области в лесном массиве на какой-то базе отдыха. Там с беженцами работали психологи, сотрудники миграционной службы, медики. 10 сентября были приняты в миграционной службе необходимые документы для легализации семьи на территории Российской Федерации, а 14 сентября 2014 года в данной семье родилась дочь. Вот такой был «медовый месяц» у семьи, учитывая, что брак был заключён 02.08.2014 г.
Естественно, что целый год семья была занята ребенком, своей легализацией на территории Российской Федерации, поиском работы для мужа.
Выяснив, что на территории РФ полагается единовременное пособие в связи с рождением ребенка и пособия по уходу за ребенком, мама ребенка дважды обращалась в соцзащиту за их выплатой и раз с жалобой в администрацию города. Но и в единовременном пособии в связи с рождением ребенка и в пособиях по уходу было отказано, невзирая даже на уже имевшееся к тому времени у всех разрешение на временное проживание (первоначально было оформлено временное убежище ещё когда прибыли в ПВР).
Уже не помню, как на меня вышли, но во второй половине декабря 2015 года я уже был у доверительницы. Несмотря на разочарование доверительницы в российском законодательстве, в российских органах, был предложен единственно возможный вариант действий – судебный порядок.
Первоначально исковое заявление было оставлено без движения, так как недоставало нескольких документов и расчета исковых требований. Недостатки были своевременно устранены и иск был принят судом к своему производству.
По делу состоялось несколько судебных заседаний. Где-то в середине процесса ответчик, действуя на опережение, назначил и выплатил пособия по уходу за ребенком за период, начиная с даты получения доверительницей российского гражданства. В связи с этим пришлось скорректировать исковые требования.
Но что касается периода с даты получения временного убежища в Российской Федерации и до даты оформления разрешения на временное проживание в данном случае в удовлетворении исковых требований было отказано. Причина отказа чуть ли не единственная – отсутствие письменных доказательств, что в период наличия временного убежища доверительница обращалась в соцзащиту с заявлением о назначении единовременной выплаты в связи с рождением ребёнка и назначении пособия по уходу за ребёнком.
Доверительнице было предложено обжаловать решение суда в апелляционном порядке с оформлением доверенности через нотариуса. Но доверительница к тому времени настолько разочаровалась в российском законодательстве, российской судебной системе, что отказалась от подачи апелляционной жалобы и даже не стала получать решение суда на руки (на самом сайте суда, рассматривавшего дело, решение суда не опубликовано).
И это, наверное, чуть ли не единственное дело в моей практике, где и по настоящее время не утихает боль, что не удалось помочь человеку.
Юрист Ларин Олег Юрьевич, г. Екатеринбург, тел. 8-950-261-23-77, 8-922-028-74-79, 8-923-325-94-76, e-mail: yurist8@mail.ru, наличие аккаунта в «ВКонтакте», наличие скайпа, наличие собственного телеграм-канала.