Петербургский городской суд рассмотрел иск петербурженки, которой ФМС [Федеральная миграционная служба] отказала в просьбе зарегистрировать ее в собственном жилье.
Суд подтвердил правоту ФМС, которая выяснила, что в квартире жительницы Санкт-Петербурга уже прописаны несколько десятков человек. Чиновники ФМС оценили размер доли, который составлял меньше метра, после этого чиновники отказали в регистрации, указав на то, что «регистрация заявителя по спорному адресу в силу формального характера не будет отражать факт вселения», замечает («Когда хозяин — не жилец») «Российская газета».
Сама же «Российская Газета» делает вывод, что
Теперь ФМС может отказать в оформлении регистрации или прописки даже владельцу квартиры, если в жилом помещении нет реальной возможности для его проживания.
Здесь для оценки решения суда необходим небольшой исторический экскурс:
В 1993 году был принят Закон, отменивший прописку и введший уведомительный порядок регистрации граждан "в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом" (ст. 3). При этом, с одной стороны закреплялась обязанность гражданина о регистрации, а с другой - положение о том, что "регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан". Поэтому для регистрации по месту жительства достаточно заполнить бланк завления, предъявить паспорт и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ст. 6); при соблюдении этих условий оснований для отказа в регистрации Законом не предусмотрено.
В 1995 году Правительство издало «Правила регистрации..» (действующие с изменениями и сейчас), которыми тем не менее предусматривалась возможность отказа в регистрации (например, если норма обеспеченности жилой площадью при вселении оказалась бы ниже установленной).
В 1998 году вышеуказанные Правила стали предметом рассмотрения Конституционного Суда, который отменил некоторые пункты правил как нарушающие Конституцию РФ (например, ограничение срока временного пребывания максимум 6 месяцами), а также выявил конституционно-правовой смысл института регистрации:
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.и подтвердил, что
нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Семейного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.
С тех пор отменённая де-юре прописка продолжала существовать де-факто, например:
- часто в объявлениях о рабочих вакансиях указывалось требование о наличии местной регистрации;
- банки имеют разные кредитные предложения для жителей разных регионов либо для «местных» предлагаются более выгодные условия (как будто что-то мешает после получения кредита уехать в другой регион)
- без «прописки» сложно стать клиентом оператора мобильной связи (а вдруг вы экстремисто-террорист какой?).
Однако, вернёмся к нашим баранам. Помимо прочего, законодательство (ст.ст. 244-252 ГК РФ) не наделяет органы ФМС правом выдела доли в натуре. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом (ст. 247 ГК РФ). Хотя решение суда не доступно, из информации в газетной публикации ясно, что суд не рассматривал по существу, имеется ли соглашение собственников о порядке пользования, сколько человек постоянно пользуются этой квартирой и т.п.
Поскольку до сих пор в законодательство никаких измененений с основаниями для отказа в регистрации так и не было внесено, то решение Петербургского городского суда представляется незаконным и необоснованным.