В 2014 году шесть жителей г. Тюмени обвинялись в совершении двух преступлений средней тяжести (статьи 172 и 187 УК РФ) и одного особо тяжкого (ст. 210 УК РФ), предусматривающего наказание до 20 лет лишения свободы. По уголовному делу фигурировали несколько сотен предприятий Тюменской области и других регионов.
Общийобъем уголовного дела составил более 150 томов. Срок следствия более трех лет.
Несколько человек находились под стражей.
Предварительное следствие, а особенно работа оперативной службы, проведены на очень высоком уровне, с использованием специального технического оборудования. Полицейским даже удалось завербовать и внедрить своего агента, который фигурировал в деле под вымышленным именем «Ярик».
Не оспаривая некоторые фактические обстоятельства дела, защита не согласилась сквалификацией действий. Мне и моим коллегам А.С. Блинову, О.М. Тыжных, Хабарову А.Е., Пастухову П.А., Школенко Т.В., в том числе адвокатам Адвокатского альянса М.А. Шерло, С.В. Ногину, Т.В. Зыряновой удалось обосновать фактическое отсутствие в действиях наших доверителей вменяемых составов преступлений.
Мне было очень приятно участвовать с коллегами в этом деле, настоящими профессионалами. Суд согласился с доводами адвокатов и вынес приговор, по которому все подзащитные вышли на свободу не судимыми. Судебная коллегия Тюменского областного суда отклонила представление прокурора и оставила приговор в силе.
Суд согласился с тем, что оказание услуг по «обналичиванию» денежных средств не является незаконной банковской деятельностью, уголовная ответственность за которую предусмотрена ст. 172 УК РФ, так как во-первых, субъектом предусмотренного ст. 172 УК РФ преступления являются: учредители кредитных организаций, руководители ее исполнительных органов, главный бухгалтер, к которым лица, занимающиеся «обналичиванием», как правило, не относятся.
Во-вторых, в действиях «обналичивальщиков» отсутствует объективная сторона ст. 172 УК РФ, которая выражается в осуществлении банковских операциях без регистрации либо специального разрешения. Банковская деятельность определяется законом как систематическое совершение кредитными организациями и Банком России совокупности операций, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 5 Закона «О банках и банковской деятельности».
Действия, которые производят лица, занимающиеся «обналичиванием», не соответствуют ни одной из этих банковских операций. Свою позицию сторона защиты подкрепила заключениями привлеченных стороной защиты специалистов (шесть заключений), в том числе в области банковской деятельности.
Официальной позиции Пленума Верховного Суда РФ по данному вопросу нет. Учитывая, что аналогичные дела только набирают оборот в России и уже несколько коллег у меня попросили копии документов по делу, решил разместить проект своего выступления в прениях по указанному уголовному делу.
Проект, так как конечный вариант в связи с повреждением компьютера не сохранился. Прошу отнестись критически к тексту выступления, так как ставил перед собой задачу не найти 100% правду, а обосновать позицию в интересах доверителя. Надеюсь, что выступление в прениях окажется чем – то полезным для других моих коллег.
Выступление в прениях адвокатаЯкобчука Е.В. по уголовному делу№ 2 в интересах Н.
- Да, Н. не оспаривает и признает многие фактические обстоятельства. В частности, Н. не оспаривает:
— тот факт, что просил знакомых зарегистрировать на себя Общества, которыми фактически управлял сам;
— тот факт, что является фактическим руководителем Обществ;
— тот факт, что осуществлял предпринимательскую деятельность от имени Обществ, в том числе были операции, когда Н. выступал посредником по перечислениям и продавал имеющуюся у него наличность;
— тот факт, что получал прибыль от предпринимательской деятельности Обществ, в том числе от продажи наличных денежных средств и посреднических операций;
— тот факт, что просил знакомых снять наличные денежные средства;
— тот факт, что готовил платежные поручения по Обществам, фактическим руководителем которых являлся.
Да, Н. признает и искренне раскаивается в указанных действиях. Более того, если бы была возможность вернуть время назад, то очевидно, что настоящего уголовного дела не было бы вообще. О раскаянии свидетельствует тот факт, что в 2009 году, когда все проверки правоохранительных органов по деятельности Обществ закончились ни чем, и Н. теоретически мог продолжить деятельность от имени Обществ, но не стал этого делать и добровольно прекратил всю деятельность от имени Обществ. Фактически уже забыл о ней, пока в 2012 году, спустя три года, правоохранительные органы не возобновили проверочные действия.
Искренность Н. вызывает доверие, что подтверждается в том числе, положительными сведениями о личности Н., которые имеются в материалах уголовного дела.
Н. отличный семьянин. Имеет троих детей. Двое из них несовершеннолетних. Жена и дети находятся на иждивении Н. Положительно характеризуется по месту работы и жительства.
Безвозмездно, на протяжении нескольких лет Н. без всякой показухи и какой-либо выгоды, из морально-этических соображений, приобретал за свой счет обмундирование отрядам милиции особо назначения, выполнявшим боевые задачи в горячих точках на границах России, что в том числе подтверждается, имеющимися в материалах уголовного дела несколькими из многочисленных благодарностей и характеризует Н. не только с положительной стороны, но и как настоящего патриота своей Родины.
Н. имеет постоянное место работы и постоянные официальные источники дохода, о чем также имеются подтверждающие документы.
Между тем, несмотря на признание Н. многих фактических обстоятельств, раскаяние в фактических действиях, наличие факта добровольного прекращения деятельности, сторона защиты не может согласиться с предъявленным Н. обвинением в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ, ч.2 ст. 187 УК РФ, ч.1 ст. 210 УК РФ. - Н. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а» и «б» ч.2 ст. 172 УК РФ – осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере, совершенное организованной группой.
Защита не согласна с предъявленным Н. обвинением по п.п. «а» и «б» ч.2 ст. 172 УК РФ. Защита считает, что в действиях Н. отсутствует состав преступления, предусмотренный п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ, что подтверждается материалами уголовного дела, в том числе: заключением специалиста от 17.02.2014 года М., имеющей высшее экономическое образование, специальность «юриспруденция», учетную степень кандидата экономических наук, ученое звание доцент по кафедре банковского и страхового дела, стаж работы по экономическим специальностям преподавателем высшего учебного заведения более 20 лет; заключением специалиста от 07.03.2014 года Х., имеющего высшее юридическое образование, специальность «юриспруденция», МГУ имени М.В. Ломоносова, учетную степень кандидата юридических наук, звание доцента кафедры гражданского права, стаж более 12 лет; заключениями эксперта №№1869, 2048 от 31.01.2014 года и 10.02.2014 года К., имеющего высшее экономическое образование, специальность «инженер – экономист», стаж работы более 25 лет; заключениями комиссии специалистов в области фоноскопической, лингвистической экспертизы № 044/14, № 045/14 К., П., а также судебной практикой, в том числе: кассационным определением Верховного Суда РФ от 23.09.2010 года № 5-010-235, кассационным определением Московского городского суда от 13.05.2013 года № 22 -2539, кассационным определением Московского городского суда от 13.02.2012 года № 22-887/12.
Н. не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ, так как не относится к специальным субъектам.
Субъективная сторона. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины. В собранных материалах уголовного дела отсутствуют доказательства наличия умысла, направленного на осуществление незаконной банковской деятельности.
Об отсутствии умысла, направленного на осуществление банковской деятельности свидетельствуют, в том числе следующие очевидные внешние факты: Н. не стремился соответствовать кредитной организации ни по одному признаку; не стремился создать внешнюю видимость кредитной организации; воссоздать внешнюю атрибутику кредитной организации; воссоздать идентичность деятельности кредитной организации; не стремился сформировать у контрагентов восприятие Обществ, фактически принадлежавших Н., как кредитных организаций.
Так, передаваемые контрагентам реквизиты Обществ, фактически принадлежащих Н. и учредительные документы Обществ, прямо указывают на отсутствие принадлежности к кредитной организации, к оказанию банковских услуг.
Фирменное наименование кредитной организации содержит указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (ст. 7 федерального закона от 02.12.90 г. № 395-1). Общества, фактически принадлежащие Н., в наименовании обозначений «банк», «небанковская кредитная организация» не содержат, что отражено в учредительных документах и реквизитах Обществ, передаваемых контрагентам.
Минимальный размер уставного капитала для вновь образованного банка установлен в размере минимум 300 млн. рублей. (ст. 11 федерального закона от 02.12.90 г. № 395-1). Также существует норма, согласно которой уставный капитал кредитной организации подлежит стопроцентной оплате в течение одного месяца со дня государственной регистрации кредитной организации. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации (ст. 15 федерального закона от 02.12.90 г. № 395-1).
Общества, фактически принадлежащие Н., имеют уставной капитал не превышающий 10 тысяч рублей, что отражено в учредительных документах и что очевидно также свидетельствует об отсутствии принадлежности к кредитной организации.
Учредительные документы кредитных организаций содержат конкретные виды банковских услуг. Общества, фактически принадлежащие Н., в учредительных документах в разделе основные виды деятельности, оказание банковских услуг не содержат.
Объективная сторона. ст. 172 УК РФ – является специальным составом незаконного предпринимательства. Объективная сторона данного преступления выражается в следующих формах осуществления банковской деятельности: (банковских операций) без регистрации; либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, которую (банковскую деятельность) исходя из положений Закона «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) и иного банковского законодательства можно определить как деятельность, заключающуюся в систематическом совершении кредитными организациями и Банком России законодательно установленной совокупности банковских операций (перечень которых содержится в ст. 5 Закона о банках), а именно:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Указанный перечень является ограниченным и не подлежит расширительному толкованию, что прямо следует из ч. 1 ст. 5 Закона о банках и положений Инструкции Банка России от 02.04.2010г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Согласно предъявленного обвинения, обвинительного заключения, объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ, совершенного Н. выражается в осуществлении следующих операций, являющихся в соответствии со ст. 5 Ф.З. от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковскими:
1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
2) осуществление расчетов по поручению юридических лиц;
3) инкассация денежных средств;
4) кассовое обслуживание юридических лиц.
- Так, по мнению следствия, банковская операция «открытие и ведение банковских счетов юридических лиц» указанная органами предварительного следствия в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, а в последствии в обвинительном заключении, заключается «в анализе полученных выписок о движении денежных средств по расчетным счетам «фиктивных» организаций, учете поступивших денежных средств по расчетным счетам «фиктивных» организаций и формировании результата на бумажных носителях», что абсолютно не соответствует сути операции, согласно действующему законодательству РФ.
Операция «открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» в соответствии со ст. 5 федерального закона от 02.12.90 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» относится к банковским операциям, а именно, в перечне банковских операций обозначена под номером «3)».
В соответствии с п. 1.3 Инструкции Банка России № 28-И, банковский счет, счет по вкладу (депозиту) является открытым с внесением записи об открытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов. Данное требование свидетельствует о необходимости идентификации банковского счета, присвоении ему номера. Открытие кредитной организацией счета физическому или юридическому лицу предусматривает выполнение совокупности следующих последовательных действий:
- клиент направляет в кредитную организацию обращение об открытии банковского счета, представляет предусмотренные законодательством документы;
- должностные лица кредитной организации:
2.1 принимают документы, необходимые для открытия счета соответствующего вида, проверяют надлежащее оформление документов, полноту представленных сведений и их достоверность;
2.2 проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности);
2.3 проводят идентификацию клиента и устанавливают, действует ли клиент в своих интересах или в интересах выгодоприобретателя;
2.4 устанавливают, действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица, которое будет являться клиентом;
2.5 выполняют действия, в результате которых банк располагает копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту);
2.6 помещает в юридическое дело документы (их копии), собранные при открытии банковского счета; юридическое дело формируется банком по каждому банковскому счету; - заключается договор банковского счета;
- для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела в зависимости от порядка, установленного в кредитной организации) представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора, на основании которого открывается счет (положение Банка России № 385-П);
- проведение действий сотрудников банка по определению номера счета, документальному отражению присвоенного номера в бухгалтерском учете и отчетности;
- внесение записи об открытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов (п. 1.3 инструкции № 28-И); с момента внесения указанной записи открытие банковского счета завершается, а банковский счет является открытым;
- выполнение банком иных обязанностей, предусмотренных законодательством, обусловленных открытием банковского счета.
— зачисление денежных средств на банковский счет клиента. Под зачислением денежных средств понимается бухгалтерская запись по увеличению остатка денежных средств на счете клиента, осуществляемая кредитной организацией, в которой открыт счет;
— списание денежных средств со счета клиента;
— предоставление клиенту выписок из лицевого счета и приложений к ним в порядке и сроки, предусмотренные договором;
— выполнение иных обязанностей, предусмотренных договором банковского счета;
— документальное отражение операций, проводимых по банковскому счету, и остатков денежных средств, в бухгалтерском учете;
— ведение юридического дела;
— систематическое обновление банком информации о клиентах, подлежащей установлению при открытии банковского счета, а также о лицах, личности которых необходимо установить при открытии банковского счета. Н. совокупность перечисленных действий не выполнял.
Осуществить банковскую операцию «открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» без фактического открытия клиенту счета, без идентификации самого счета, присвоения ему номера, а также без обеспечения доступа оказывающей услугу организации к счету клиента, невозможно.
Таким образом, Н. не осуществлял и фактически не мог осуществить банковскую операцию «по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц».
Указанную операцию для контрагента совершал и мог совершить только тот банк, с которым контрагентом заключен договор банковского счета, в котором контрагенту присвоен идентифицированный номер – расчетный счет и с которого контрагент производит расчеты.
Как, например, Обществам, фактически принадлежавшим Н. были присвоены ОАО «Х» идентифицированные номера – расчетные счета на основании заключенных договоров банковского счета, так и аналогично контрагентам Обществ Н. была оказана банковская услуга «по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц» тем банком, в котором контрагенту присвоен идентифицированный номер – расчетный счет, с которого контрагент осуществляет расчеты. Указанный факт подтверждается, в том числе, наличием в материалах платежных поручений контрагентов (например ОАО «Х») о перечислении денежных средств на расчетные счета Обществ, принадлежавших Н. в которых указан номер счета контрагента, а также наименование банка в котором открыт счет. Указанный в платежном поручении банк контрагента и есть та кредитная организация, которая фактически выполнила контрагенту банковскую операцию «открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».
Продолжение — часть 2.