Специфика гражданско-правового статуса иностранных граждан, с одной стороны, предопределяется наличием особой правовой связи — гражданства — с определенным государством, сохраняющейся и при нахождении гражданина за его пределами, а с другой — распространением на него юрисдикции государства, на территории которого он находится, причем объем гражданских прав, которыми наделяются иностранные граждане в государстве пребывания, может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в своем отечестве.

Дифференцированный подход к физическим лицам, которые, как правило, делятся на три категории (собственные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства), характерен для любого государства, что обусловлено несколькими причинами, в первую очередь проведением протекционистской политики в отношении собственных граждан и защитой государственных интересов. Это отчетливо прослеживается в законодательстве, которое в рассматриваемой сфере весьма многообразно, поскольку призвано решать целый ряд сложнейших вопросов: от установления правовых критериев отграничения иностранцев от собственных граждан до определения условий и пределов реализации ими своих прав и свобод. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве)[1] рассматривает иностранного гражданина как лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3).

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о правовом положении иностранных граждан)[2] вносит в это определение существенное уточнение, связывая признание этого статуса с наличием соответствующих доказательств (ст. 2) — документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в РФ, к которым относятся паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в качестве такового международным договором РФ (ст. 10).

Правовое положение иностранных граждан в России определяется ее международными договорами и основывается на Конституции РФ, федеральных законах и принятых в их исполнение подзаконных нормативно-правовых актах, в которых, как правило, закрепляется предоставление им национального режима. В свою очередь, международное закрепление национального режима преимущественно находит свое выражение в двусторонних соглашениях о правовой помощи.

Так, положение о том, что «граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны», закреплено Конвенцией, заключенной между СССР и Итальянской Республикой (Рим, 25 января 1979 г.)[3], Договором между СССР и Королевством Испания (Мадрид, 26 октября 1990 г.)[4], Договором между РФ и Республикой Польша (Варшава, 16 сентября 1996 г.), Договором между РФ и Арабской Республикой Египет (Москва, 23 сентября 1997 г.),[5] а также многими другими подобными документами. Более широкую сферу действия имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — участниц СНГ (Минск, 22 января 1993 г.)[6], в которой принцип национального режима распространяется не только на граждан договаривающихся государств, но также и на лиц, проживающих на их территории (ст. 1).

Еще больше возможностей в вопросах закрепления национального режима предоставляет Сообщество Беларусии и России, Высший Совет которого решил обеспечить гражданам этих государств право на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях наравне с гражданами своего государства, гарантировав их равную защиту. Особо оговаривается, что на граждан договаривающихся государств не распространяются ограничения, установленные для иностранных инвесторов. Отношения, возникающие при безвозмездном получении государственного и муниципального имущества гражданами Республики Беларусь и гражданами Российской Федерации или в результате приобретения его в соответствии с действующими в процессе приватизации льготами, регулируются национальным законодательством в области приватизации[7].

Иногда содержанию подобных договоров придается еще большее значение за счет прямых отсылок, содержащихся в российском законодательстве. Так, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[8] связывает возможность ее осуществления на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства только с наличием соответствующих договоренностей в международных соглашениях с другими странами. При их отсутствии указанные лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором — гражданином или юридическим лицом РФ, имеющим соответствующие лицензии (ст. 10).

Согласно п. 5 ст. 63 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ[9] иностранные индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять международные воздушные перевозки с территории или на территорию России, если иное не предусмотрено международным договором РФ или разовыми разрешениями, выдаваемыми специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Закрепление национального режима для иностранных граждан в России, как уже отмечалось, имеет конституционную основу: согласно ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Эта конституционная норма находит свое закрепление в действующем гражданском законодательстве, однако в несколько «усеченном» виде. Так, прямое толкование ст. 4 Закона о правовом положении иностранных граждан приводит к выводу о том, что изъятия из национального режима могут устанавливаться лишь федеральными законами.

Еще менее конкретен в этом отношении ГК РФ, указывающий, что случаи ограничения правоспособности иностранных граждан устанавливаются законом (ст. 1196 ГК РФ). Подобный подход в условиях федеративного государства может приводить к расширительному толкованию и признанию возможности установления таких ограничений законами субъектов РФ, что противоречило бы Конституции России, поэтому такое положение следует рассматривать как недостаток законодательной техники, который необходимо устранить путем внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. В качестве примера в данном вопросе может служить ст. 13 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»,[10] которая предусматривает возможность установления исключений из национального режима Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Гораздо реже, чем национальный режим, в действующем законодательстве предусматривается принцип взаимности. Так, согласно ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве»[11] на территории России иностранные граждане осуществляют деятельность в этой области в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим иностранным государством гражданам Российской Федерации.

Законодательство в области промышленной собственности решает этот вопрос альтернативно, признавая за иностранными физическими лицами права, предусмотренные законом для российских граждан, на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации или принципа взаимности (ст. 36 Патентного закона,[12] ст. 13 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»[13], ст. 47 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»[14].

Рассматривая научные и практические вопросы, связанные с правовой регламентацией предоставления национального режима иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, необходимо учитывать, что гражданская право- и дееспособность физического лица прежде всего определяется его личным законом (lex personalis), в качестве которого ГК РФ признает право страны, гражданство которой это лицо имеет, рассматривая в качестве его основы коллизионную привязку lex nationalis и устанавливая одновременно, что, если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право (ст. 1195 ГК РФ). При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Это положение, однако, не всегда должным образом отражается в специальных федеральных законах. Так, например, не обладает необходимой гибкостью при решении данного сложного вопроса Закон об иностранных инвестициях, связывающий определение гражданской право- и дееспособности иностранного гражданина только с законодательством государства его гражданства (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»)[15].

Следует также учитывать, что объем предоставляемых прав зависит от того, к какой категории относится данный гражданин — к временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим на территории России, т.к. правовое положение представителей каждой из названных групп отличается определенной спецификой.

Для определения правового статуса иностранных граждан в России весьма существенное значение имеет также положение о том, что признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (ч. 3 ст. 1197 ГК РФ), тем более что содержание данных институтов в различных правовых системах неоднозначно. Так, в частности, во Франции, Монако, Италии и Германии и некоторых других странах игрок в рулетку может быть объявлен ограниченно дееспособным как расточитель, что может повлиять на решение вопроса о действительности сделок, совершенных им в стране пребывания, поэтому в интересах российских участников гражданских правоотношений закреплено важное положение о том, что физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии у него дееспособности (ч. 2 ст. 1197 ГК РФ).

Весьма важное значение в условиях расширяющейся международной интеграции имеет закрепление в ч. 1 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан права названных лиц свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. При этом право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления такой деятельности (ст. 1201 ГК РФ).

Эти общие положения конкретизируются рядом федеральных законов, устанавливающих запреты или ограничения на осуществление предпринимательской деятельности иностранными гражданами на территории России. Так, в частности, особыми правилами регулируется допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующую подготовку в иностранных государствах[16]. Иностранцы не могут заниматься частной детективной или охранной деятельностью[17], быть патентными поверенными[18] и т.д.

Подобная позиция продиктована либо протекционистскими целями, либо необходимостью защиты интересов в сфере обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Последнее соображение, однако, не исключает возможности допуска иностранных граждан к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»[19]).

Иностранные граждане допускаются к подобным сведениям на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну, после согласования с ФСБ РФ[20]. Гораздо реже ограничения и запреты носят характер реторсий в ответ на ущемление соответствующих прав российских граждан в конкретном государстве.


[1] Собрание законодательства Российской Федерации 2002. N 22. Ст. 2031

[2] Собрание законодательства Российской Федерации 2002. N 30. Ст. 3032.

[3] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 35(2369). Ст. 729.

[4] См.: Федеральный закон от 30 июля 1996 г. N 101-ФЗ «О ратификации в отношениях Российской Федерации и Королевства Испания Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам» // СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3841.

[5] См.: Федеральный закон от 11 июня 2002 г. N 64-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам» // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2250.

[6] Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. С. 3.

[7] См.: Постановление Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. N 3 «Об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом» // Собрание законодательства Российской Федерации 1997. N 278. Ст. 2136.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации 1995. N 47. Ст. 4473.

[9] Собрание законодательства Российской Федерации 1997. N 12. Ст. 1383.

[10] Собрание законодательства Российской Федерации 1999. N 22. Ст. 2670.

[11] Собрание законодательства Российской Федерации 1995. N 32. Ст. 3199.

[12] Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. N 42. Ст. 2319.

[13] Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. N 42. Ст. 2328.

[14] Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.

[15] Собрание законодательства Российской Федерации 1999. N 28. Ст. 3493.

[16] См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

[17] См.: Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

[18] См.: Положение о патентных поверенных. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 122 // Собрание актов РФ. 1993. N 7. Ст. 573.

[19] СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

[20] См.: Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 // СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407.

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Рисевец Алёна, grammius
  • 11 Июня 2015, 05:48 #

    Уважаемый Евгений Вячеславович, неплохой анализ законодательства, но вопросы особенностей практического взаимодействия иностранных граждан и лиц без гражданства с российскими гражданами и организациями, на мой взгляд, раскрыт слишком поверхностно. В частности не раскрыты вопросы возможных санкций, за участие иностранцев в трудовой деятельности на территории России. 

    P.S.  В нашем сообществе профессионалов, не принято скрывать своё лицо.
    P.P.S. Если уж Вы решились опубликовать свою статью на Праворубе, а Администратор даже вытащил её из песочницы, завершите подтверждение своей категории, чтобы не попасть в разряд нарушителей п. 2.1 и 2.8.6 ПС — «халявщиков»: Праворуб: Частный комментарий к п. 2.8.6 Пользовательского Соглашения – ... и постарайтесь не совершить при этом досадных ошибок: Праворуб: Как ведут себя при смене категории, и чего боятся адвокаты и ... 

    +6
  • 11 Июня 2015, 07:09 #

    Уважаемый Евгений Вячеславович, мне в Вашей публикации примеров не хватило, для того чтобы информация была более «наглядной» что ли. А так статья интересная.:)
    Присоединяюсь к комментарию Ивана Николаевича:
    P.S. В нашем сообществе профессионалов, не принято скрывать своё лицо.
    P.P.S. Если уж Вы решились опубликовать свою статью на Праворубе, а Администратор даже вытащил её из песочницы, завершите подтверждение своей категории, чтобы не попасть в разряд нарушителей п. 2.1 и 2.8.6 ПС — «халявщиков»: Частный комментарий к п. 2.8.6 Пользовательского Соглашения – … и постарайтесь не совершить при этом досадных ошибок: Как ведут себя при смене категории, и чего боятся адвокаты и …

    +3
  • 16 Июня 2015, 08:13 #

    Уважаемый Евгений Вячеславович, у меня в 2014 г. было дело по иску о восстановлении срока для принятия наследства по закону через 4-е года после смерти наследодателя.
    Наследница, гражданка Беларуси, была сводной сестрой умершего гражданина РФ.
    Предмет наследования — квартира.
    Срок суд восстановил. Признали гражданку Беларуси принявшей наследство.
    Затем она получила свидетельство о гос. рег. права собственности на наследственную квартиру и денежный вклад в банке.
    В отношении квартиры наследница произвела отчуждение в пользу гражданина РФ.
    Прошли и разбирательство и регистрационные действия без сучка и задоринки.
    Более того, с ответчика — муниципального образования, удалось доверителю получить из бюджета и денежные средства компенсации расходов на представителя.
    Небольшие, но все же…  :)

    0

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Особенности гражданской правосубъектности иностранных граждан » 1 звезд из 5 на основе 4 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации