Оно относится к сфере комплексного регулирования прав и свобод человека и гражданина и является ее составной частью. Роль данного законодательства в общем объеме конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина весьма значительна. Оно непосредственно связано с теми сферами общественной жизни, которые затрагивают каждого члена общества, и здесь прямо соприкасаются интересы личности и государства, личности и общества.
На сегодняшний день сложилось довольно обширное законодательство в указанной сфере. Значительную его часть составляют нормы, обеспечивающие реализацию прав человека и гражданина и обусловленные в целом состоянием национальных отношений в нашем государстве.
Основы национальной политики заложены в ныне действующей Конституции Российской Федерации. Она содержит многие положения, существенно важные для совершенствования национальных отношений в стране. Именно с российской Конституции начинается и формирование юридических гарантий обеспечения прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
В соответствии с Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, а также их общинам предоставляется право безвозмездного владения и пользования в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми[1].
При этом указывается, что порядок такого владения и пользования определяется федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.
Кроме того, лица, относящиеся к малочисленным народам, общины малочисленных народов могут участвовать в осуществлении контроля за использованием земель и общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, другими субъектами. В случае если в результате хозяйственной деятельности организаций, а также физических лиц был нанесен ущерб исконной среде обитания малочисленных народов, то последние имеют право на возмещение понесенных ими убытков.
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» закрепляет права коренных малочисленных народов, проживающих на всей территории Российской Федерации. По сравнению с этим Законом более ограниченное действие имеет другой Закон, который регулирует права коренных малочисленных народов, проживающих в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока
Речь идет о Федеральном законе «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», который уже непосредственно направлен на определение правовых основ образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов этого региона. Согласно названному Закону под территориями традиционного природопользования понимаются особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами
Традиционное природопользование в соответствии с названным выше Законом рассматривается как исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного мира, других природных ресурсов аборигенными малочисленными народами.
Как правило, к традиционному природопользованию коренных малочисленных народов Севера относятся такие виды деятельности, как оленеводство, морзверобойный и охотничий промыслы, рыболовство, собирательство дикоросов и др.
Однако юридически данные виды традиционного природопользования в настоящее время на федеральном уровне не определены
Нормы Федерального закона о территориях традиционного природопользования распространяются только на те случаи, когда лица из числа коренных малочисленных народов, их общины и объединения общин используют территории традиционного природопользования в целях «защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; сохранения и развития самобытной культуры малочисленных народов; сохранения на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия» (ст. 4)
Закон направлен на обеспечение интересов только тех представителей из числа коренных народов и этнических общностей, которые занимаются традиционным природопользованием. Представители же коренных народов, не занимающиеся традиционными видами деятельности, живущие в городах и имеющие другие занятия, и источники доходов, для защиты своих этнических прав нуждаются в других законах.
Они нуждаются в правах на свободу этнической идентификации, использования родного языка, развития национальной культуры, в правах на свободу создания объединений по национальному признаку, развития национальных институтов самоуправления и др. Иначе говоря, в правах, регламентация которых на сегодняшний день осуществляется законодательством о национально-культурной автономии и которые распространяются на них наравне с другими этническими общностями, находящимися в ситуации национального меньшинства
Одним из основных субъектов права традиционного природопользования являются общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. Их статус закреплен в Федеральном законе от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
Но помимо общин, права в области традиционного природопользования могут быть закреплены также за отдельными лицами, относящимися к малочисленным народам, а также лицами, хотя и не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности и осуществляющими и ведущими такие же, как и коренные малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни (в последнем случае — в соответствии с законами субъектов Федерации).
В Законе выделяются территории традиционного природопользования (ТТП) федерального, регионального и местного значения, предусматривается порядок образования каждого вида территорий, в том числе устанавливаются условия определения их размеров и границ
Так, порядок выделения земель традиционного природопользования осуществляется, согласно Закону, на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей
Как уже отмечалось ранее, в зависимости от вида территории решения об образовании принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Они же устанавливают и границы этих территорий.
Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом необходимости поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможности осуществления различных видов традиционного природопользования; сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; сохранения целостности объектов историко-культурного наследия.
Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями об этих территориях, утвержденными соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Специальный раздел Закона устанавливает правовой режим территорий традиционного природопользования, включающий, в том числе, и права по использованию природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, а также общераспространенных полезных ископаемых, находящихся на территориях традиционного природопользования.
Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование. Это же право предоставляется им и в отношении общераспространенных полезных ископаемых, находящихся на территориях традиционного природопользования, для личных нужд. Закон не предусматривает возможности передачи данных земель и полезных ископаемых в собственность коренных народов; они являются государственной или муниципальной собственностью
В целом, на основании вышеизложенного, можно заключить, что в российском законодательстве, регламентирующем земельные права коренных малочисленных народов Крайнего Севера, сформулировано понятие «безвозмездное пользование», которое раскрывается в ряде специализированных законах и нормативно-правовых актах. Гражданско-правовой режим такого пользования весьма сложен и не раскрывается ни гражданским, ни земельным законодательством, создавая при этом ряд коллизий. Часть из них связана с правом собственности на земельные участки.