В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).Указанный порядок определен в Постановлении Правительства РФ от 14 марта 2016г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — Постановление Правительства РФ от 14 марта 2016г. № 190).
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 14 марта 2016г. № 190 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с «а» и «б» пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Соответствующим финансовым органом является Минфин России, издавший приказ от 12.04.2016г. № 44н «О порядке осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».
Обязанность списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) подтверждается разъяснением Минфина России в письме от 02.04.2016г. № 02-02-14/24253, разъяснениями Минэкономразвития России в письмах от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815, а также арбитражной практикой (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015 по делу № А46-3302/2015, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2016 № Ф06-6317/2016 по делу № А06-4184/2015).
Однако есть очень важный момент, на который указал Минфин России в своих письмах от 22.07.2015г. № 02-02-04/42194 и от 02.04.2016г. № 02-02-14/24253 (далее – письма Минфина России о разъяснении).
Указанный момент заключается вот в чем (приведена выдержка из указанных писем): в случае если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (для бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий), то списание неустойки не осуществляется.
Таким образом, фактически Минфин России (юридически сказать нельзя, поскольку письма Минфина носят разъяснительный, рекомендательный характер и не являются обязательными для применения, в отличие от приказов и иных нормативно-правовых актов, носящих обязательный характер) «заблокировал» возможность списания неустойки, дарованную антикризисным Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016г. № 190.
Как следствие, условие контракта о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет дает право заказчикам (государственным и муниципальным) не исполнять обязанность по списанию неустойки.
Еще необходимо обратить внимание на такой момент: государственные и муниципальные заказчики обязаны или вправе включать условие о перечислении сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет? А если условие включили, то вправе ли не перечислять суммы начисленных неустоек в соответствующий бюджет?
При этом если они не воспользовались своим правом на перечисление, тогда обязаны списывать неустойку? Вот такие вопросы породили письма Минфина России о разъяснении …
Однако на практике некоторые заказчики (в дальнейшей перспективе – большинство) включают в контракт пресловутое условие о перечислении сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет и на этом основании отказывают списывать начисленную поставщику неустойку.И где справедливость?!..
Так, условиями государственного контракта с одним федеральным казенным учреждением было предусмотрено следующее право заказчика: «В случае предоставления Поставщиком обеспечения исполнения Контракта путем перечисления денежных средств на указанный Заказчиком счет, Заказчик вправе обратить взыскание на эти средства без обращения в суд, при условии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по поставке товара, уведомив Поставщика. Удержанные денежные средства, перечисленные в счет обеспечения исполнения Контракта, подлежат перечислению в доход федерального бюджета».
При этом имелись все законные основания для списания начисленной суммы неустойки (пени) в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».
Разумеется, заказчик своим правом на удержание и перечисление начисленных неустоек в соответствующий бюджет воспользовался в полной мере, отказав поставщику в списании задолженности по начисленным пени. И где здесь антикризисные льготы для поставщиков?..
Таким образом, так обязан ли заказчик осуществить списание начисленной суммы неустойки (пени) или жеон вправе удержать сумму начисленной неустойки (пени) из денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, с последующим их перечислением в доход федерального бюджета?
Кстати, в письмах Минфина России о разъяснении не сказано, о перечислении заказчиком в бюджет именно каких сумм идет речь (сумм из обеспечения исполнения контракта или иных сумм).