Всё юридическое сообщество очень долго и много обсуждало и обсуждает до сих пор концепцию регулирования рынка юридических услуг.
Многие юристы, например, заявляют, что адвокатами быть у них нет никакого желания по ряду причин. Но есть юристы, которые очень хотят быть адвокатами, ну или по крайней мере ими называться...
На написание данной статьи меня сподвигла публикация Беляева Максима Юрьевича.
Ранее я уже писала о своем опыте борьбы с лжеадвокатами. Тогда мне казалось, что история не будет иметь своего продолжения. Но я ошибалась.
Напомню. Мной в УФАС г. Санкт-Петербурга было подано заявление о том, что существует сайт, название которого «Адвокат-авто» и что есть все основания предполагать, что адвокатов там никаких и нет.
УФАС было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее — средства индивидуализации).
Итог: факт нарушения ст. 14.4 Закона «О защите конкуренции» был признан, предписание об устранении выявленных нарушений решили не выдавать, так как фирменное наименование добровольно было изменено.
Казалось бы, что может быть лучше для ООО? Ведь сами же изменили (как могли) свое наименование. Но!
ООО «Адвок-авто» было обжаловано данное решение УФАС в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Об этом я узнала благодаря определению о приостановлении рассмотрения дела, возбужденного по ст. 14.2 «Закона о защите конкуренции», пришедшее мне по почте из УФАСа.
В обосновании своего заявления о признании незаконным решения УФАСа ООО указывает, что
антимонопольный орган не установил и не указал в оспариваемом решении о наличии у ООО при приобретении фирменного наименования «Адвокат-авто» цели, направленной на получение преимущества перед другими хозяйствующими субъектами на рынке правовых услуг;
фирменное наименование Общества состояло из одного слова «адвокат-авто», которого нет в числе ограничений к использованию терминов, установленных ст. 5 ФЗ «Об адвокатуре»;
отсутствие оснований для возбуждения антимонопольным органом дела на основании моего заявления, так как ни адвокатом, ни хозяйствующим субъектом я не являюсь.
В результате рассмотрения жалобы ООО «Адвок-авто» суд посчитал выводы антимонопольного органа обоснованными и указал на то, что используя в своем наименовании слово «Адвокат» заявитель существенно повысил свою привлекательность в восприятии потребителей, заявил о презумпции высокой компетенции при оказании помощи по разрешению правовых вопросов и гарантировал качественное оказание услуг, которое соответствует особому высокому статусу адвоката, и указанные обстоятельства могут увеличить спрос на получение оказываемых Обществом юридических услуг.
Данное решение суда было обжаловано в тринадцатый арбитражный апелляционный суд, который решение оставил без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Адвок-авто» указал на то, что действия Общества нужно квалифицировать по ст. 14.2 Закона «О защите конкуренции».
Вот что по этому поводу сказал Апелляционный суд:
Апелляционный суд также отмечает, что действия ООО «Адвок-авто» являются нарушением и норм ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в той мере, в какой потенциальный клиент вводится в заблуждение относительно потребительских свойств оказываемых услуг. Вместе с тем отсутствие в оспариваемом решении антимонопольного органа ссылки на ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не свидетельствует о его недействительности, не опровергает правильность содержащихся в этом решении выводов.
По-моему, забавно получилось.
Не понимаю для чего Общество, зная о том, что в производстве антимонопольного органа находится приостановленное дело, возбужденное по ст. 14.2 Закона «О защите конкуренции», само говорит — мы нарушили ст. 14.2, накажите нас за это.
А ещё не понятно зачем нужно было менять свое наименование? Это же по сути как признание вины… Или я чего-то не понимаю.
Лично меня порадовал тот факт, что в данном случае от ФПА было целых три представителя, которые смогли обозначить и сформулировать позицию адвокатского сообщества по поводу использования слова «адвокат» всеми, кому не лень. За это им спасибо.
P.S. ООО «Адвок-авто» подана кассационная жалоба. Заседание назначено на 13 июня 2018 г.