Однажды, «гуляя» по просторам интернета, я по ссылке перешел на сайт компании по адресу: https://m16-consulting.ru. Компания, называется ООО «М16 Групп», оказывает юридические услуги, и по состоянию на 15.05.2018 года согласно выписке из ЕГРЮЛ принадлежит Малафеевой Екатерине Алексеевне, которая является супругой голкипера футбольного клуба «Зенит» Малафеева Вячеслава.
На взгляд простого обывателя – потенциального потребителя юридических услуг, вроде бы ничего необычного нет, даже напротив, такой сайт вызывает доверие, ведь помимо предоставления широкого спектра юридических услуг, лицом компании, как это можно увидеть на главной странице сайта, является Вячеслав Малафеев.
Ознакомившись более подробно с содержанием сайта, и его разделами, меня удивило, что, компания:
1) Имеет в своем штате адвокатов.
2) Оказывает услуги по ведению уголовных дел
3) Проводит адвокатские расследования.
Нет никакой необходимости объяснять адвокатам, в чем заключается нарушение закона тогда, когда юридическая компания предлагает населению услуги, которые не может оказывать в силу закона, но читателям все-таки напомню.
Коммерческие организации не могут иметь в штате лиц из числа адвокатов
Как следует из п.1. ст.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Таким образом, адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, а любые сведения, о том, что компания имеет в своем штате лиц, из числа адвокатов, являются недостоверными, и вводят в заблуждение потенциальных и настоящих клиентов этой компании.
Коммерческие организации не могут оказывать услуги по ведению уголовных дел
В соответствии с п.1 ст.6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 49 УПК РФ, защитник — лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
В пункте 2 ст. 49 УПК РФ прописано, что в качестве защитников участвуют адвокаты.
По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.
При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.
Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Такая организационно-правовая форма образования, как Общество с ограниченной ответственностью, не является формой адвокатского образования, и следовательно, такое Общество, не вправе оказывать какие-либо услуги в области уголовной защиты.
Таким правом, наделен лишь адвокат (ст.6 закона об адвокатуре).
Коммерческие организации не могут проводить адвокатские расследования
Под адвокатским расследованием в широком смысле понимается возможность адвоката собирать сведения, необходимые для оказания квалифицированной юридической помощи.
Таким способом, например, является право адвоката направлять адвокатские запросы.
Это право прописано в ст.6.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», где в пункте 1 названо, что адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).
Пункт 2 указанной нормы права указывает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.
Таким образом, лишь адвокат имеет право направлять адвокатские запросы и получать по нему соответствующую информацию и сведения, а указание юридической компанией на факт возможности проведения адвокатских расследований, также является недостоверным.
Запрет на распространение недостоверных сведений
Так, в соответствии с ч.1. ст.14.2 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.
Как записано в п. 9.2. Письма Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2015 года № ИА/74666/15 « О применении Четвертого антимонопольного пакета», введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара.
Однако как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.
Как мы уже разобрали выше, сведения, размещенные на сайте компании, являются недостоверными, и вводят в заблуждение потенциальных клиентов.
Принятые меры
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, я, как адвокат, неравнодушно относящийся к своей профессии, обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу с заявлением о нарушении ФЗ «О защите конкуренции».
Управление, рассмотрев моё заявление, пришло к выводу, что действительно, в действиях ООО «М16 Групп», имеются признаки нарушения ст.14.2 ФЗ «О защите конкуренции», и в соответствии с п.3 ч.8 ст.44 комментируемого Закона, им было выдано предупреждение о прекращении действий, нарушающих антимонопольное аконодательство
Предупреждение необходимо выполнить до 01 июля 2018 года.