Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) введена глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов.

Затем, Федеральным законом от 23.05.2016 N 144-ФЗ в статью 25.8 главы 3.3. НК РФ были внесены изменения существенно поменявшие условия получения статуса участника регионального инвестиционного проекта (РИП).

В результате, на территории Республики Хакасия, и в других названных в законе субъектах РФ, появилась возможность использования льготного режима налогообложения по налогу на прибыль организаций и НДПИ без включения в реестр участников РИП организациями, осуществившими капитальные вложения, начиная с 2013 года, при соблюдении установленных условий и подаче соответствующего заявления в налоговые органы (по заявлению).

Для вышеуказанных участников РИП (п. 1.5-1 ст. 284 НК РФ) налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, была установлена в размере 0 процентов.

При соблюдении условий, указанных в п. 1 ст.  342.3-1. НК РФ коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), к участникам РИП, для которых не требуется включение в реестр, в течение ста двадцати налоговых периодов принимался равным:

1) 0 — в течение первых двадцати четырех налоговых периодов (НП);

2) 0,2 — с двадцать пятого по сорок восьмой включительно НП;

3) 0,4 — с сорок девятого по семьдесят второй включительно НП;

4) 0,6 — с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно НП;

5) 0,8 — с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно НП;

6) 1 — в последующие НП.

Впоследствии Федеральным законом от 03.08.2018 N 279-ФЗ абзац пятый подпункта 1 пункта 1 статьи 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации признан утратившим силу.

Статьей 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 279-ФЗ предусмотрено, что организации, получившие статус участника регионального инвестиционного проекта на территории Республики Хакасия до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяют налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Под Организацией получившей статус участника регионального инвестиционного проекта согласно п. 3 ст. 25.9 НК РФ, признается в том числе налогоплательщик указанный в подпункте 2 пункта 1 ст. 25.9 НК РФ (по заявлению).

В заключении Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам №3.5-03/1290 от 27.07.2018 года содержится неясное утверждение: «Установлено, что для организаций, получивших статус участника РИП на территории Республики Хакасия, до дня вступления в силу Закона, сохраняются льготные налоговые условия их деятельности».

Дело в том, что уточнение: «до дня вступления в силу Закона» выделено с обоих концов запятыми. В результате, имеется неопределенность относительно того, к какой части предложения оно относится, что можно читать: «до дня вступления в силу Закона, сохраняются льготные налоговые условия их деятельности, для организаций, получивших статус участника РИП на территории Республики Хакасия». 

Еще более интересная позиция у Комитета Совета Федерации по экономической политике.

Так, в заключении от 27.07.2018 года №3.6-04/1445 Комитет оперирует  данными Верховного Совета Республики Хакасия, и приводит упрощенное толкование главы 3.3. НК РФ.

Комитет  полагает, что «все недропользователи республики, осуществляющие с 2013 года капитальные вложения для обеспечения хозяйственной деятельности, в случае выполнения требований к минимальному объему этих вложений — 50 млн рублей в течение трех лет, имеют право направить заявление как участники РИП для получения льгот по указанным налогам».

Этот же довод приводил Верховный совет РХ: «сам факт выполнения минимального объема капитальных вложений (50 млн руб.), предоставляет инвестору право направить заявление как участнику РИП для получения льгот по налогу на прибыль организаций и НДПИ, что повлечет за собой выпадение доходов бюджета Республики Хакасия по налогу на добычу полезных ископаемых в 2017 году в размере в 699 млн. рублей, за весь период предоставления льготы (10 лет) — более 4 млрд. 194 млн. рублей».

Доводы Комитета Совета Федерации по экономической политике  и Верховного совета РХ, на наш взгляд, не обоснованны, так как не основаны на налоговом законодательстве.

Из пункта 1 ст. 284.3-1 НК РФ следует, что для применения налоговой льготы, необходимо чтобы доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляли не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса.

Следовательно, выполнение минимального объема инвестирования, лишь одно из условий, само по себе оно не предоставляет права на получение льгот.

Льгота участнику РИП предоставляется  при выполнении нескольких условий, в том числе: получения доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации этого регионального инвестиционного проекта в размере не менее 90 процентов всех доходов организации.

Письмом Минфина России от 14.04.2017 N 03-03-05/22477 справедливо разъяснено, что результатом реализации регионального инвестиционного проекта может являться производство новых товаров или существенное увеличение объемов производства ранее производимых товаров. При определении доходов от реализации, формирующих 90 процентов пропорции от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, будут учитываться доходы от реализации либо указанных новых товаров, либо дополнительно произведенных товаров.

Это означает, что статус участника РИП можно получить в заявительном порядке, только при создании нового предприятия или такой модернизации, в результате которой его доходы увеличатся на 900 %!

Таких предприятий -единицы. 

Хотелось бы заметить, что создание нового предприятия, или настолько существенная модернизация заключают в себе колоссальную пользу, особенно в настоящее время. Срок 10 лет, для таких проектов, в масштабе страны и субъекта РФ, с учетом окупаемости проекта, не является существенным.

В результате создания новых предприятий, возрастут налоговые доходы бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов от  НДФЛ, транспортного налога, земельного налога и  налога на имущество организаций. Поэтому вопрос сокращения налоговых поступлений Комитетом и Верховным советом РХ недостаточно раскрыт. 

Вряд ли довод о затруднении планирования и  разбалансировки бюджета региона,  является более значимым обстоятельством создания новых предприятий.

Стоит заметить, что Правое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, состоящее из профессиональных юристов, отлично понимает содержание закона и следующие из него правовые последствия. Так, в Заключении №5.1-01/2175 от 26.07.2018 года юристы указали, что «Федеральным законом также предусмотрено, что для участников региональных инвестиционных проектов, которые приобрели данный статус на указанном основании до вступления в силу Федерального закона, соответствующие этому статусу условия налогообложения сохраняются».

Обращаем внимание, что запятая «до вступления в силу Федерального закона» отсутствует, поэтому из текста Заключения однозначно следует, что условия налогообложения (с льготами) сохраняются для тех участников РИП, которые получили статус до вступления Федерального закона от 03.08.2018 N 279-ФЗ в силу.

В подтверждение правильности вывода о сохранении льгот у бывших участников РИП свидетельствует также следующее.

Статьей 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 279-ФЗ, предусматривается, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Между тем, налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых признается равным календарному месяцу (ст. 341 НК РФ), а налоговый период по налогу на прибыль признается равным календарному году (ст. 285 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Соответственно, участник РИП (по заявлению) в Республике Хакасия, (если предположить прекращение льготы) вправе был бы использовать льготу до 01.10.2018 года по налогу на добычу полезных ископаемых и до 01.01.2019 года по налогу на прибыль организаций в Федеральный бюджет РФ. Это означало бы, что статья 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 279-ФЗ о вступлении закона, только при условии истечения месяца с момента его опубликования, противоречила бы положениям п. 1 ст. 5 НК РФ, содержащего дополнительное условие о налоговом периоде.

Таким образом, если предположить, что льготы по налогам у участников РИП (по заявлению) прекращают свое действие с 03.09.2018 года, то статья 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 279-ФЗ несоответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.

Если же льготы для участников РИП (по заявлению) сохраняются, то противоречия статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 279-ФЗ пункту 1 ст. 5 НК РФ не имеется и, значит, это толкование закона верное.

Подведем итог. Несмотря на различное восприятие закона, комитетами и Правовым управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с позиции закона, льготы участников РИП сохраняют свое действие на весь ранее предусмотренный для этого период, независимо от вступления Федерального закона от 03.08.2018 N 279-ФЗ в силу.

А новые предприятия на территории Республики Хакасия получат льготы участников РИП, только в случае включения их в реестр участников РИП. 

Постскриптум. Дума Чукотского автономного округа внесла в Совет законодателей Российской Федерации законодательную о инициативу № 7-503 «О внесении изменений в статьи 5 и 25 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», которая также направлена на решение проблемы, связанной с заявительным порядком применения налоговых льгот организациями, не включенными в реестр участников РИП.

Видимо у них тоже имеются проблемы с планированием бюджета….

Да 3 3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

  • 16 Сентября 2018, 18:10 #

    Уважаемый Эдуард Борисович, благодарю Вас за интересную публикацию!

    0

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Правовые последствия от принятия Федерального закона от 03.08.2018 N 279-ФЗ "О признании утратившим силу абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"» 1 звезд из 5 на основе 3 оценок.
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Другие публикации автора

Похожие публикации

Продвигаемые публикации