Вести бизнес нашей стране — дело «весёлое».
В канун Нового 2018 года, несмотря на мои следующие невеселые наблюдения, хочется сказать: Где наша не пропадала? Не пропадем и тут! Ведь у любой медали всегда 2 стороны, пусть наша будет удачной!
Теперь к теме статьи.
Уже не первое десятилетие государство ведет с бизнесом и его собственниками игры в «кошки-мышки». При этом, похоже, что большая часть мышеловок уже расставлена, а для многих клетки уже захлопнуты.
Так, не проводя никаких всенародных обсуждений и прочей «ненужной» ерунды государство, формально оставляя в Гражданском кодексе РФ положение: «Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника»; фактически диаметрально противоположно изменило правила ведения бизнеса в России в преддверии наступающего Нового 2018 года.
В этой статье я отмечу самые весомые, с моей точки зрения, вехи этих игр в нашем царстве-государстве, не беря во внимание множество мелких и специализированных руковыкручиваний типа введения Платона, штрафов за перегруз и т.д. и т.п.
Итак, первым моментом из серьезных наступлений на бизнес за последние годы явилось введение в обиход не установленных в Законе понятий «необоснованная выгода» и «Должная осмотрительность» (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).
С этого момента мы стали официально жить по понятиям, продолжая высказанную небезызвестными политическими деятелями мысль: «Делится надо».
При этом принцип персонификации ответственности не только в международном, но и в российском праве стал попросту забываться.
Здорового предпринимателя за последние годы фактически заставили нести ответственность за «косяки» своих контрагентов, которых государство не смогло, не захотело привлекать к ответственности, либо действовало с последними по принципу: «что с больного взять?».
Этим шагом государство практически решило попросту переложить бремя несения ответственности за свои упущения в экономике и правовом регулировании на плечи малого и среднего предпринимательства, еще «недобитого» различными госреформами, в то время как остальные «прелести фокусов власти» уже давно лежат на плечах простых граждан России.
Второй вехой, явилось предложение бенефициарам вывести бизнес из офшоров под предлогом амнистии капиталов и сулением бизнесу налоговых каникул.
Власть делает вид, что ей невдомек, почему бизнесмены уводят свои активы из страны. Ведь подавляющая часть не имеет никакого отношения к терроризму, а просто хочет сохранить и/или преумножить заработанное, что простому человеку в России сделать, мягко говоря, весьма не просто.
Однако, под флагом борьбы с финансированием терроризма Российские власти стали шерстить связи любого бизнеса не только внутри страны, но и за рубежом.
Это движение совместно с работой Росфинмониторинга положило начало формированию «черного списка» Центробанка.
Как сообщили банкиры, компания попадет под подозрение, если отвечает хотя бы паре признаков.
Банк попросит компанию пояснить сомнительную сделку (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ). Однако, требования банков о разъяснении экономического смысла конкретной операции без рассмотрения её в контексте с другими вообще находится за пределами понимания нормального человека. Если же не представить пояснения и документы либо ответ не устроит банк, он передаст сведения в Росфинмониторинг.
Таким образом, формально в «черный список» могут попасть любые компании.
Кстати, это может касаться и физических лиц — участников ООО.
Когда Росфинмониторинг получает информацию от банков, то передает ее в Центробанк.
Он в свою очередь распространяет списки «плохих» клиентов между всеми банками.
Центробанк распространяет сведения о компаниях из черного списка якобы только для оценки рисков. Поэтому банки не вправе отказывать в обслуживании лишь по той причине, что компания под подозрением. Но на деле банки просто пытаются избавиться от «плохих» клиентов или отказываются заключать с ними договор. Некоторые банки принимают таки на обслуживание клиентов из черного списка, а затем через месяц-другой отказывают в обслуживании.
Повлиять на эту ситуацию сейчас нельзя. Пока Закон не устанавливает способ исключить компанию из списка.
Коллеги жалуются, что не могут доказать правоту, даже если попали под подозрение по ошибке.
Как следствие, многие юрики начали массово перерегистрироваться.
Третья веха ознаменовалась, казалось бы не относящимся к бизнесу, введением понятия «банкротство физических лиц». Это введение протащено под проведенным в СМИ шумком борьбы с людьми, бездумно получающими (а точнее предоставляющими ростовщиками) потребительские кредиты (на смартфоны и т.п. вещички). Однако, это крайняя точка, куда рано или позно скатятся всё претензии (прежде всего государства). А человек, пытавшийся выжить в последние годы на фоне всё прекращающей (уже несколько лет) стагнацию экономики, но не сумевший это сделать будет низложен окончательно.
Не чудесная ли это мотивация для подрастающего поколения молодых предпринимателей, призванных ВВП и ДАМ, поднимать нашу Российскую Экономику?! Точнее сказать, наполнять регулярно разворовываемый и/или своеобразно осваиваемый бюджет.
Замечу, что в преддверии четвертой (крайней и окончательной ли?) вехи вышло несколько показательных судебных постановлений.
Так, Конституционный Суд РФ напомнил, что субъекты налоговых преступлений, чьи противоправные действия привели к не поступлению налогов в бюджет, не освобождаются от обязанности возместить причиненный ими имущественный ущерб (постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 N 39-П).
КС РФ также фактически узаконил (определение №1440-О от 4 июля 2017 года) показательную казнь бизнеса предпринимателя Бунеева (с которой не согласился судья Арановский, оставшийся в беспристрастном одиночестве).
Четвертая веха: введение субсидиарной ответственности лиц, контролирующих бизнес.
Тем самым, государство открыто сообщило бизнесменам: Всё, клетка закрылась! Кто не спрятался, я не виновато! Кто не успел, тот опоздал!
В воздухе всё явнее стало витать: «То, что Вы не сидите, это не Ваша заслуга, а чья-то недоработка»! И как сизый туман по утру по земле стелится: «От банкротства Вам — директора, учредители и т.п. лица, в любом случае не уйти, поскольку Закон о банкротстве для физических лиц, контролирующих должников, не делает никаких исключений». К контролирующим же лицам (при нынешнем-то подходе) будут отнесены прежде всего лица, с которых есть, что взять. В любом случае, россияне будут иметь еще один список «прокаженных».
Мне лично вся эта «петрушка» по своей структуре всё больше напоминает сюжет футуристического фильма ВРЕМЯ ...
Вот такие времена…
Со стороны юристов на этом крайнем этапе произошло самое интересное.
Нормы главы III.2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве) вступили в силу только в середине лета 2017 года и судебная практика еще не сформировалась, а Пленум ВС РФ (редкостно прозорливо, что говорит о значимости бизнес-переворота) уже дает разъяснения по порядку применения норм о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В принципе, если данное постановление вынесено для цели предупреждения свойственных для Российских чинуш действий а-ля «заставь дурака богу молиться он и лоб расшибет», то некоторая поспешность в его принятии может быть и правильной.
Предварительный просмотр проекта постановления, представленного 28.11.2017 года на рассмотрение Пленума ВС РФ, указал на следующее.
Пленум показал решение, как сделать так, чтобы директора, участники и прочие не несли субсидиарную ответственность. В этом документе написано, что, если бизнесмен вел самый обычный бизнес, обналом не занимался, конвертной зарплатой не грешил, виртуальных товарных остатков не было, искусственного завышения себестоимости у него не обнаружено, и кэш весь оприходован законно... То есть, предприниматель очень добросовестно вел самый обычный бизнес. Но случился в стране кризис, банки отказались продлевать кредиты, покупатели престали платить. Из-за этого бизнесмен не смог выполнять свои обязательства. Пришли налоговые органы и по какому-то основанию начислили еще недоимки, пени и штрафы.
Так вот, если бизнесмен докажет, что он вел правильный, легальный бизнес, за последние 3 года не выводил активов, в том числе и на взаимозависимых лиц, не отдавал эти активы по дешевке, все активы сохранил… В общем, отчитается по целому перечню «априори узаконенных предъяв». Также представит достаточные, с широкой точки зрения суда доказательства, что не он КДЛ, а иное лицо, то только в этом случае суд может пойти ему на встречу и отменить субсидиарную ответственность бизнесмена всем его личным имуществом по долгам компании. М-да, однако...
Таким уникальным образом, забыв про Конституцию, у нас в РФ фактически введена презумпция виновности предпринимателя, когда именно бизнесмен должен доказывать, что он невиновен…
Это надо сказать «весьма стимулирующее» к ведению предпринимательства, а следовательно и к развитию экономики страны, нововведение!
По сути, надо доказывать то, что отрицается государством, но для обычных людей является общеизвестным: реально вести нормальный бизнес в нашей стране (без долгов) можно только имея индульгенцию от государства на высшем уровне.
Сильные мира сего, к примеру, приближенные к царю банкиры (прежде всего так называемых системных банков) это хорошо знают. Наука освоения госпомощи, полученной за счет слабых налогоплательщиков, не прошла для них даром...
Не могу не отметить, что пока к частному малому и среднему бизнесу государевы люди лезут в подштанники, в Госдуму внесены шедевральные поправки (см. проект Федерального закона №318825-7), позволяющие Госкорпорациям по решению правительства не раскрывать информацию о себе.
Теперь правительство за подписью Дмитрия Анатольевича Медведева может решить: вот эта Госкорпорация имеет право не раскрывать о себе никакую информацию.
Правда, кайф? А это наши деньги в этой Госкорпорации.
Когда Госкорпорация терпит убытки, это значит, что мы по этим убыткам будем расплачиваться. Обязательно найдут возможность, как с нас взять копейку.
Когда эта Госкорпорация получает прибыль, это значит, что мы немножко станем богаче, наверное. Потому, что мы будем надеяться, что Госкорпорация свою прибыль отдаст в бюджет посредством налогов или в виде дивидендов, эти дивиденды будут направлены на увеличение доходной части бюджета.
Это означает, что пенсионерам, учителям, врачам и всем нам какая-то копейка перепадет. И мы были бы рады увидеть финансовую отчетность этой Госкорпорации, но… Дмитрий Анатольевич Медведев решит (иначе зачем нужен такой Закон) скорее всего по-другому…
Как только депутаты Госдумы примут этот восхитительный Закон, у нашего премьер-министра появится право разрешать некоторым замечательным госкорпорациям не раскрывать информацию о себе.
Здорово?
Конечно, здорово!
Кажется, где-то в «прошлой жизни» подобные явления назывались финансовой олигархией. Добавлю с современным, российским лицом...
Законопроектом, в числе прочего, предусматривается наделение правительства полномочиями по установлению перечня информации, которая не включается в отчет о заключенных публичным акционерным обществом сделок с заинтересованностью. Смогут засекретить информацию, не раскрываемую эмитентам на рынке ценных бумаг. Смогут засекретить перечень информации, включаемый в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, ныне размещаемый в сети Интернет. Смогут засекретить информацию в части ограничений на передачу источников формирования кредитной истории и т.д.
Вплоть до того, что смогут засекретить информацию об особенностях осуществления закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечни или перечень группы товаров, работ, услуг, сведения, о закупке которых не составляют государственную тайну, но и не подлежат размещению в единой информационной системе.
По сути дела, исходя из того, что я вижу, с разрешения правительства наши замечательные национальные достояния в виде «Роснефти», «Газпрома» и прочих контор смогут засекретить о себе любую информацию.
Ну, правда же, здорово?!
Таким образом, никто из нас не будет волноваться по этому поводу, потому что мы ничего не будем знать. У высоких ребят будет нормальная приватизированная «кормушка»: делай с ней, что угодно.
Под «кормушкой» я имею в виду, конечно же, Госкорпорацию – наше всё, наше национальное достояние в виде таких компаний, как «Газпром» и «Роснефть».
Это, конечно, полное безобразие!
Ну, и что? Закон скоро примут и ВВП его, конечно же, подпишет.
М-да, таких изменений ежедневно выходят десятки, всего и не переваришь.
А пока, 21.12.2017 года Пленум Верховного суда РФ принял постановление №53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве».
Изменений по сравнению с обсуждавшимся проектом не много.
Например, в п. 4 внесены поправки, которые предлагают отсчитывать предшествующий трехлетний период для субсидиарной ответственности от фактического возникновения признаков банкротства, независимо от того, скрывалось ли действительное финансовое состояние должника.
Пункт 8 постановления о подаче заявления о собственном банкротстве в окончательной редакции содержит ограничение: учредительным документом полномочия по обращению в суд с заявлением должника о собственном банкротстве не могут быть предоставлены только одному из его директоров.
Абзацы 2 и 3 п. 21 исключены из окончательного текста «как слишком абстрактные», пояснил судья-докладчик Иван Разумов. В них говорилось об ответственности лица, контролирующего отдельную сделку в цепочке сделок банкрота. А в п. 24 и 25 более четко изложены стандарты доказывания в делах об ответственности за непередачу арбитражному управляющему документов должника и о невнесении сведений в ЕГРЮЛ и в реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.
Замечания Минюста о том, кого считать контролирующим лицом, разработчики не учли.
Заместитель министра юстиции Юрий Любимов замечал, что, возможно, что лицо не определяло существенных условий сделки, а просто дало поручение ее совершить. В таком случае было бы несправедливо освобождать его от ответственности. В итоге контролирующим согласно постановлению признается лицо, под влиянием которого были заключены сделки, «изменившие экономическую и (или) юридическую судьбу должника» и которое определило их существенные условия (п. 3).
Остальные изменения носят стилистический и технический характер.
Напоследок интересное наблюдение: описанное движение началось в 2006 году с постановления Пленума ВАС РФ №53, а закончилось в 2017 году постановлением Пленума ВС РФ №53.
Интересно, чем закончится в 2018 году этот 12-летний цикл?... Кто сегодня захочет стать директором предприятия, начать свой бизнес, если впереди маячат государство с краплёными картами и ретроспективным изменением правил игры по ходу дела, а также заманчивые перспективы попадания в списки прокаженных изгоев-банкротов?
Итак, предлагаю Вам осмыслить эти нововведения.