Ответственность Генерального директора ООО по статье 53.1 ГК РФ за упущенные возможности фирмы. Можешь — значит должен?!
Цитата: "Еще публичные компании часто становятся лакомым куском для судебных юристов: подставное лицо покупает несколько сотен акций компании, а затем юрист инициирует коллективный иск от лица всех инвесторов за малейшее падение акции в цене".
Илон Маск, Дата: 7 июня 2013 г., 00:43:06 Тихоокеанское летнее время Кому: Всем сотрудникам SpaceX Тема: Выход на биржу.
Из книги Эшли Вэнса «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее», Приложение № 3
В 2013 году некоторые реалии американских корпоративных баталий воспринимались в России как что-то экзотическое. Как акционер может предъявлять иски руководству компании за неразумное управление, за нерадивое ведение бизнеса?! Но вместе с бизнес-технологиями, из более развитых стран к нам неизбежно идут и новые правовые технологии.
И вот Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ у нас в России материализуется аналогичная правовая конструкция: статья 53.1. Гражданского кодекса РФ дает возможность рядовым участникам коммерческих фирм вынести на рассмотрение в суд вопрос — а не по вине ли руководства компании фирма несет убытки? А все ли возможное сделало руководство для получения максимальной прибыли. Ведь упущенная выгода — это тоже убытки! Поэтому даже руководители успешной фирмы могут стать ответчиками в суде, если истцы полагают, что прибыль может быть еще выше!
ст. 53.1 ГК РФ: 1. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Например, арбитражное дело № А41-39139/19. Суд взыскал с бывшего Генерального директора наряду с прочим полную упущенную выгоду — сумму дохода индивидуального предпринимателя, которому фирма сдавала комнату. Аргументация суда — Генеральный директор мог не сдавать в аренду стороннему предпринимателю помещение, и мог сам организовать аналогичный бизнес и заработать эти деньги. Мог — значит должен был. Не заработал — значит потерял. Потерял — верни из своего кармана.
В итоге с бывшего Генерального директора суд взыскал 33,8 миллиона рублей, сумму, равную той, которую заработал за три года Индивидуальный предприниматель в арендованной у Общества комнате.
Хорошо, что помещение у Общества арендовал не Сбербанк с его миллиардными доходами.
Интересен подход к определению размеров упущенной выгоды. Если по обычным хозяйственным спорам стороны скрупулезно должны доказывать точные суммы, а суд дотошно пересчитывает проценты и даты, то в вопросах привлечения руководителей к ответственности суду позволено округлять суммы на глазок: "Арбитражный суд не может полностью отказать в удовлетворении требования о возмещении директором убытков, причиненных юридическому лицу, только на том основании, что размер этих убытков невозможно установить с разумной степенью достоверности (пункт 1 ст. 15 ГК РФ). В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности", пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица».
Несомненно, сама концепция имеет разумную природу. Если участники доверили руководству управление бизнесом, капиталами, он должен действовать разумно и добросовестно. И если он злоупотребляет доверием, то должен быть механизм привлечения его к ответу. Вот бы такой механизм был бы еще и в политической жизни: мэр, например, не развивает город, причинил своими решениями убытки — горожане могут обратится с иском и взыскать в пользу городской казны убытки, в том числе упущенные возможности. Мечта.
Но реалии остужают мечты. А суды вносят в светлую идею элемент непредсказуемости и русской рулетки. Субъективизм судьи делает любого руководителя бизнеса потенциальным камикадзе. Большевики изничтожили предпринимателей как класс физически. Сейчас экономическому существованию этого социального слоя угрожает субсидиарная ответственность, повышенная (а по сути — ничем не ограниченная) ответственность и волюнтаризм судейских чиновников.