Педагоги имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Уйти на заслуженный отдых раньше общеустановленного пенсионного возраста они могут, если одновременно выполняются два условия: работа в определённых должностях и учреждениях для детей и наличие стажа на такой работе не менее 25 лет.
Посчитав, что данные условия соблюдены, мой Доверитель обратился в территориальное управление ПФР с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Комиссия Управления УПФ его заявление рассмотрела и вынесла решение об отказе в назначении пенсии, на том основании, что в специальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не подлежат включению периоды работы в должностях учителя ОБЖ и преподавателя ОБЖ, так как данные должности не предусмотрены Списками № 463, № 1067, № 781 (Списками предусмотрена должность преподаватель — организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)), а так же из специального стажа были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Таким образом, комиссия посчитала, что на дату обращения в территориальное Управление ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, педагогический стаж Доверителя составил менее 25 лет, необходимых для назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с записями в трудовой книжке, Доверитель был принят в среднюю школу преподавателем ОБЖ, учителем ОБЖ на основании приказов. Немного позднее, работодатель указанные записи в трудовой книжке исправил, изложил их в новой редакции, где указал, что Доверитель назначен преподавателем — организатором основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).
Таким образом, в 2004 году, намного ранее, чем Доверитель обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, наименование занимаемых им должностей приведено в соответствие со Списками, то есть, работодатель самостоятельно исправил свою ошибку. Однако, данные исправления УПФР во внимание не были приняты и указанные периоды работы были исключены из специального стажа.
Мы посчитали, что ненадлежащее оформление работодателем записей в приказах, а также в трудовой книжке Доверителя о наименовании занимаемых им должностей, не должны нарушать его права на назначение льготной пенсии, в связи с чем периоды работы в должности преподавателя — организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью и обратились с иском в суд.
Суд посчитал, что неправильное указание в приказах и трудовой книжке на именование должности истца не изменяет сущности выполняемой работы и не может служить формальным! (так указал суд) основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
За время работы в школе Доверитель так же находился на курсах повышения квалификации. И не смотря на то, что судебная практика в этой части сложилась с 2001 года, ПФР до сих пор упорно не включает данные периоды в стаж педагогическим и медицинским работникам, закрывая глаза на то, что за указанные периоды уплата страховых взносов и иных отчислений не прекращается и данный факт подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При таких обстоятельствах периоды нахождения на курсах повышения квалификации однозначно подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Так как, согласно пункту 4 Правил N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных Правилами.
Нам пришлось доказывать в суде, что в спорный период имела место педагогическая нагрузка учителя предметника (в спорные периоды Доверитель работал ещё и учителем физкультуры, истории, человек и общество, право и т.д.).
Проанализировав все архивные документы: приказы по школе, тарификации педагогических работников школы, карточки-справки о начислении заработной платы, журналы и многое другое, мы доказали суду, что в спорные периоды истцом фактически выполнялась работа в должности учителя, предусмотренной Списком профессий и должностей работников образования и в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).
Исковые требования судом были удовлетворены в полном объёме. Данное решение было обжаловано ответчиком в апелляционной инстанции. Апелляция решение признала законным и обоснованным и оставила в силе.
Согласие доверителя на публикацию материалов его дела получено.