Столыпинский вагон или “столыпин” — это вагон для перевозки заключенных. Проще говоря, вагонзак.
Можно сказать, это переходный период между СИЗО и колонией. Про жизнь в СИЗО мы подробно рассказывали ранее в статье “Правила выживания в СИЗО”.
В случае, если вынесен обвинительный приговор с назначением наказания в виде лишения свободы, человек отправляется в колонию. Для перевозки заключенных используются автозаки и вагонзаки.
Как формируется этап в колонию
Распределением осужденных по колониям занимается специальный отдел СИЗО. Распределение обычно производится по территориальному признаку, то есть по месту регистрации заключенного, при этом учитывая вид исправительного учреждения и режим отбывания наказания. Колонии бывают с общим, строгим, особым режимами. Общий и строгий режим также подразделяются для тех, кто осужден впервые и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Это разные колонии и контингент там тоже разный.
При этом если в регионе нет колонии с соответствующим режимом содержания, то осужденного отправят либо в соседний регион, либо в закрепленный за данной областью. Например, человек может быть зарегистрирован и проживать в одном регионе, но, если там нет, допустим, колонии с общим режимом для осужденных впервые, его направят в другой, куда в таких случаях предписано отправлять.
Исключения бывают, но их не так много.
Колонии очень сильно отличаются по быту, по контингенту и по режиму. В некоторых легче получить условно-досрочное освобождение, в других- сложнее, в одних есть работы, в других нет и т.п.
По вступлению обвинительного приговора в силу, человека через 2-10 дней отправляют на этап в исправительное учреждение.
Арестантов забирают утром. Предупреждают заранее, либо накануне, чтобы люди успели подготовиться и собрать вещи. Отвозят не каждый день, а когда можно будет забрать сразу несколько человек. Например, набралось 10 заключенных, кого нужно отправить в Рязань. Их собирают вместе и везут.
Все сумки берут с собой. Конвой провожает в автозак, который отвозит на железнодорожный вокзал. Если есть возможность, автозак подходит прямо ко входу в вагон.
Если нет, то заключенных ведут под конвоем. Где-то заключенные передвигаются в полуприседе, гуськом. Из автозака выпрыгивают с вещами, сразу приседают на корточки, глаза вниз, руки на затылок. Требуют назвать свои ФИО, год рождения, статью. При передвижении смотреть можно только под ноги. Перед вагоном снова все приседают на корточки. Процесс сопровождают автоматчики и сотрудники с овчарками.
После того, как все заключенные зашли в вагон, его цепляют к основному составу. “Столыпин” — всегда последний вагон.
Осужденных распределяют в купе в зависимости от режима отбывания наказания, чтобы они ехали отдельно. Женщины и больные туберкулезом едут в отдельных купе.
Что представляет собой столыпинский вагон
Вагоны для перевозки заключенных начали называть “столыпинскими” в советское время. Хотя настоящие столыпинские вагоны не имели никакого отношения к перевозке осужденных. В своем романе “Архипелаг Гулаг” Александр Солженицын писал, что столыпинский вагон был сконструирован при Столыпине для переселенцев в восточные части страны. Он был ниже обычного пассажирского и при этом выше, чем товарный, там были помещения для птицы и вещей. Решеток никаких не было.
Современный “столыпин” — это модификация обычного пассажирского вагона с купе-камерами.
В камерах три спальных яруса. Полки сделаны из трудногорючих материалов. Никаких матрасов. Официально в таком купе — 7 спальных мест. Но это количество не соблюдается. В таком купе может ехать гораздо больше людей со своими вещами. Кто-то сидит внизу, наверху спят — сон по очереди.
Окон нет, глухая стена. Окна только со стороны коридора, закрытые решетками.
В пути заключенных не кормят, дают только кипяток, в котором можно развести выданный в СИЗО сухой паек: растворимые каши, супы и т.п.
Совет: свести еду и питье во время поездки к минимуму, потому что в туалет водят крайне редко. Обычно приходится терпеть по полдня.
Правила очень строгие. Конвой не разговаривает, на вопросы не отвечает. Часто во время всего пути не говорят, куда едут.
По времени до места назначения заключенные могут ехать гораздо дольше, чем следуют обычные поезда, потому что столыпинский вагон перецепляют от поезда к поезду и могут держать в «отстойниках» по несколько часов.
Раньше при этапировании заключенных могли избить, сейчас столыпинские вагоны оснащены камерами, что служит в целях безопасности как для заключенных, так и для защиты от них.
После прибытия
Когда столыпинский вагон, наконец, прибывает к месту назначения, осужденных забирает автозак и отвозит в СИЗО, где распределяют в разные колонии.
Осужденные могут ехать в один регион, но у них будут разные режимы. Поэтому на месте происходит распределение.
Из СИЗО заключенного привозят в колонию, и там он попадает в карантин, где находится до месяца.
Совет: предупредить родственников, что в этот период не будет связи, чтобы они не паниковали.
Первоначально в СИЗО обвиняемый может общается со своими родными по телефону или через адвокатов, но, когда его забирают на этап, никаких телефонов не будет до того момента, как человек попадет уже в отряд после карантина. Период “без связи” может длиться от 2 недель по полутора месяцев. В это время родственники часто начинают паниковать и думают о самом плохом, в то время как у человека все нормально, просто нет возможности позвонить.
Также бывает, что заключенному сказали, что он поедет в один город, а фактически направили в другой. Это тоже вызывает трудности, потому что не сразу удается выяснить, где осужденный.
В крайнем случае родственники могут обратиться к адвокатам, чтобы они помогли разобраться в ситуации.
Столыпинский вагон — непродолжительный, но достаточно важный этап для заключенного. И основная рекомендация будет, как и прежде, — не паниковать. Ваше спокойствие, сдержанность и точное следование распоряжениям конвоя позволит провести эту поездку без неприятных инцидентов. И помните, что даже в таких местах, как СИЗО и колония, никто не отменял человеческие отношения.