
«Один мой хороший знакомый…, Один близкий родственник…, Мы с одноклассником…». Именно с таких фраз начинается абсолютное большинство историй о разделе бизнеса, взыскании долгов, о мошенничествах и всём, что так или иначе связано с потерянными активами.
Лет десять назад один мой давний знакомый, назовем его Эдуард, предложил бизнес-идею, которая казалась до боли проста, а главное, гениальна. Гениальной она казалась именно и только Эдуарду.
Бизнес-план выглядел так. Неподалеку от Кемерово с Советских времен сохранился какой-то заброшенный карьер с непонятным щебнем. Реальные покупатели стоят в очередь за данным щебнем и готовы платить реальные деньги. Есть на примете один мужик, готовый возить этот щебень для сбыта.
Однако воплощению в жизнь супер-идее мешало одно обстоятельство, коим было отсутствие транспортного средства для транспортировки груза.
Эта проблема решалась достаточно просто. Нужно было взять кредит в один миллион рублей, приобрести самосвал с прицепом, и дело в шляпе.
Стоит напомнить, что десять лет назад один миллион рублей – это совсем не тот миллион рублей, что сейчас.
Всю реализацию бизнес идеи Эдуард обещал взять на себя, утверждая, что «дело-верняк»! «С проданного щебня будем исполнять кредитные обязательства, себе постоянный доход обеспечим, и водиле копеечка будет перепадать» – так звучали слова Эдуарда.
Но поскольку кредитная история у Эдуарда была не совсем ахти, нужен был человек, на которого предстоит оформить кредитные обязательства. Такая честь была предоставлена мне.
Увы, но сжав волю в кулак, я сразу же отказался от такого дельного предложения. К сожалению, возлагавший на меня большие надежды Эдуард очень сильно осерчал и какое-то время даже со мной не общался.
Примерно, через полгода в пятницу вечером Эдуард позвонил мне и с волнением в голосе спросил, чем я занимаюсь на выходных.
Выходные у меня были распланированы заранее, поэтому ничем порадовать Эдуарда я снова не смог.
В ходе разговора выяснилось, что срочно нужен человек с машиной, ехать не далеко, полторы тысячи километров от Кемерово, в Ангарск, в нем находится грузовик со сломанным двигателем, и поэтому не на ходу. Тот самый мужик-водила длительное время находился в алкогольном запое и в результате повесился.
Супруга мужика-водилы написала в полицию в отношении Эдуарда заявление по ст. 110 УК РФ – доведение до самоубийства, поскольку якобы длительное время Эдуард не платил ее мужу заработную плату, заставляя работать день и ночь.
Кроме того, у грузовика была какая-то серьезная неисправность двигателя.
Чем закончилась история с вызволением грузовика из далекого Ангарска мне неизвестно. Однако время ясно показало, что шестое чувство тогда меня не подвело, от бизнес-идеи я отказался правильно.
Попробуем теперь сделать примерный правовой разбор полетов по описанной ситуации.
Поскольку многие общественные отношения урегулированы нормами права, нарушение соответствующей регламентации влечет ту или иную ответственность. Дело за малым: попасть в поле зрения государственных органов. Результат не заставит себя долго ждать.
Факт самовольного вывоза неизвестного щебня с карьера, который может оказаться вовсе не заброшенным, подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 Кодекса РФ об АП – пользование недрами без лицензии. Необходима ли в данном случае была лицензия, будут выяснять должностные лица соответствующего органа.
При более неблагоприятном раскладе незаконная добыча «щебня» может содержать признаки состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ – кража, квалифицируемого по соответствующей части в зависимости от причинного ущерба, а также не исключать признаков состава преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр.
Поскольку добыча, транспортировка и продажа щебня носит признаки предпринимательской деятельности, то за ее незаконное ведение, если таковое причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если таковая не причинила указанных выше последствий, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 Кодекса РФ об АП.
Групповой характер деятельности содержит признак группа лиц по предварительному сговору, что может являться отягчающим обстоятельством, либо квалифицирующим признаком.
Так как в транспортировке щебня задействован водитель грузовика, на его отношения с лицом, допустившим его к выполнению такой функции, должны распространяться нормы трудового либо гражданского законодательства с соответствующей уплатой налоговых платежей, платежей в фонды пенсионного и медицинского страхования.
Судебная практика знает категории дел, когда налоговый орган и (или) фонды предъявляют иски о взыскании соответствующих платежей.
Обращение супруги в правоохранительный орган с заявлением по ст. 110 УК РФ – доведение до самоубийства повлечет проведение проверки сообщения о преступлении с последующим возбуждением уголовного дела или отказа в возбуждении. В зависимости от установленных обстоятельств. Хорошо, если самоубившийся не оставит посмертной записки, в которой просит винить в смерти конкретное лицо по конкретным причинам.
Кредитные долговые обязательства сохраняются до полного исполнения должником. В случае просрочки Банк взыскивает долг.
Убытки по ремонту транспортного средства несет собственник.
К приведенному списку приключений добавляются, конечно, сильно испорченное настроение и масса потерянного времени.
Поэтому прежде чем решиться на заманчивое предложение хорошего знакомого, близкого родственника или иного доброжелателя, хорошо подумайте, нужно ли Вам это, и что будет потом…