Сознание является формой психического отражения действительности, в том числе и права.
Высшей ступенью в развитии отражательных способностей материи является социальное отражение, которое присуще обществу на любой стадии его развития.
В.А. Чефранов определяет его как идеальное воспроизведение социальной или природной действительности в процессе воздействия на нее и преобразования ее человеком .
Социальное отражение обладает специфическими чертами, которые качественно отличают его от других видов отражения.
Во-первых, оно осуществляется человеком целенаправленно, так как люди, обладая сознанием, ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению посредством различной деятельности.
Во-вторых, социальному отражению присущ упорядоченно-системный характер. Это обусловлено способностью отражающихся в сознании объектов в виде идеальных образов формироваться в определенном порядке, образуя тем самым системы, с целью решения поставленных перед обществом задач.
Таким образом, основой работы сознания является его уникальная способность отражать те или иные явления действительности. Очевидно, что право, будучи объективно сложившейся в обществе совокупностью принципов, норм и правил поведения, взаимодействует с сознанием индивида посредством его отражения.
В результате этого формируется особая форма общественного сознания, именуемая в юридической науке правосознанием. В настоящем исследовании данное положение автор принимает за отправной пункт.
Правовое сознание объективно, поскольку отражает реальный мир, существующий независимо от сознания. Вместе с тем это исключительно субъективное явление, так как отражение – это творческий акт, который так или иначе несет на себе отпечаток индивидуальности и неповторимости носителя правового сознания – уникального и единственного в своем роде индивида.
Наличие объективного и субъективного позволяет нам утверждать, что между миром и его отражением не существует отношения тождества, но существует диалектическая связь, на основе которой происходит их развитие.
Ввиду того, что не представляется возможным точно указать предмет правосознания, в качестве критерия одного его недостаточно для выделения правосознания как особой формы общественного сознания. Поэтому следующим таким критерием служит форма закрепления правосознанием полученных знаний. Они находят свое выражение в свойственных только правосознанию понятиях и категориях .
Трудно не согласиться с Н.Я. Соколовым, утверждающим, что «преломление потребностей общественного развития в категориях прав и обязанностей, соотнесенных с действующей системой права, и является способом отражения профессионально-юридического сознания, качественно отличным от способов отражения других форм общественного сознания» .
Основными среди них можно назвать следующие категории: право и обязанность, юридическая ответственность, правоотношение, законность и т.д. Только посредством юридических категорий правосознание может выразить отношение к какому-либо правовому явлению, будь то норма права или юридически значимое действие. На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права как правомерное и неправомерное, осознает интересы и цели индивидов. Важно иметь в виду, что в зависимости от содержания категорий, которое постоянно изменяется в связи с развитием общества, меняется и оценка, которая в них выражается.
Цель правосознания «состоит в том, чтобы определенной системе политической организации общества соответствовал определенный порядок общественных отношений». Конкретизируя данное положение,
Н.Я. Соколов считает, что основной целью правосознания является обеспечение правопорядка и законности.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что цель правосознания заключается в конечном счете в достижении определенного идеала в регулировании отношений между субъектами права, путем систематизации имеющихся и выработке новых правовых знаний и оценок.
В юридической науке нет единого определения правосознания.
И.Е. Фарбер определил правосознание как «совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития» .
По мнению Е.А. Лукашевой, «правосознание – это взгляды, представления, мысли, чувства, настроения, выражающие понимание необходимости установления и функционирования определенного правового порядка в обществе».
К.Т. Бельский пишет, что «это категория исторического материализма для обозначения той формы общественного сознания, которая отражает через призму классовых интересов противоречия общественного бытия, связанные с неравенством, и выражающаяся в системе правовых идей, теорий, взглядов и психологических форм, проявляющихся в общеобязательных правовых нормах, в групповом, индивидуальном и общественном правосознании».
В.А. Щегорцов указывает, что «правосознание – это взгляды, идеи, мысли, представления, убеждения, ценностные ориентации людей, которые выражают знание, понимание и классовое осознание необходимости установления и функционирования определенного правопорядка в обществе, действующего права, отношение к его требованиям, проявляющееся в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования».
Для Г.С. Остроумова правосознание – это «представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей».
А.К. Уледов под правосознанием понимает «совокупность взглядов, в которых выражается отношение людей о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения».
В.А. Чефранов пишет, что правосознание представляет собой «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах» .
Это далеко еще не полный перечень определений, однако этого достаточно, чтобы можно было выделить несколько основных характеристик правосознания.
- Во-первых, правосознание – это форма общественного сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности человека.
- Во-вторых, это совокупность взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т.д., то есть всего того, что содержит субъективное отношение человека.
- В-третьих, предметом правосознания являются право и правовые явления, то есть правовая реальность в ее целостности и противоречивости.
- В-четвертых, правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.
Автор: Д. ЧУЙКОВ