Суд присяжных — институт судебной системы, состоящий из скамьи присяжных заседателей, отобранных по случайной методике только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права. Суд присяжных рассматривает серьёзные уголовные дела в первой инстанции и его решения не подлежат апелляционному обжалованию в части установленности вины.
Во время учебной практики, которую я проходила в КА «Цитадель», мне посчастливилось присутствовать в таких заседаниях, при рассмотрении уголовного дела по ст. 210 УК РФ, как вы уже наверняка поняли.
Занимаясь поиском информации о присяжных я удивилась, что в интернете куча информации и все так красиво расписано. На деле (а точнее на 6 судебных заседаниях) я видела просто народ, которого судья просит то вызвать в зал, то отправить на место, то есть в комнату присяжных заседателей. К тому же один присяжный пару раз, и это только при мне, приходил не совсем в состоянии алкогольного опьянения, а в остальные разы с перегаром.
К своему стыду, я не успела посчитать общее количество присяжных, с учетом запасных, находящихся в зале. Я была занята их рассмотрением, точнее разочарованием. Дальше поймете сами.
В одной прекрасной статье адвоката Константина Рыбалова говорится о моем разочаровании, точнее:
«Согласно действующему законодательству присяжным в нашей стране может быть любой гражданин, достигший 25 лет, дееспособный, с отсутствием неснятой или непогашенной судимости, род его занятий не должен быть связан с правоохранительной деятельностью. Других требований нет. Этого явно недостаточно для того, кто будет выносить вердикт, касающийся жизни другого человека. Даже в XIX веке, когда в Российской империи только учреждался этот институт, к присяжному предъявлялось больше требований. Например, устанавливался имущественный ценз.
Уже тогда понимали, что без установления такового в присяжные будут поступать бедные, не имеющие образования и не достаточно развитые для исполнения своих обязанностей лица.
Сейчас об имущественном цензе говорить неэтично и неправильно, теперь государство гарантирует равенство граждан независимо от их имущественного положения (статья 19 Конституции РФ). Вместе с тем представляется разумным отбирать в присяжные людей, получивших хорошее образование, а значит, обладающих более систематизированными знаниями, практическими навыками, развитым мышлением, умением грамотно строить умозаключения. То есть тех, кто сможет разобраться в деле и определить виновность или невиновность подсудимого, воспринимая информацию рационально, а не эмоционально.
Сегодня в состав коллегии народных судей входят либо неработающие граждане, либо пенсионеры. Получается, что присяжными являются люди с невысоким уровнем грамотности, значительной приверженностью к общественному мнению, легко поддающиеся воздействию эмоций»
Намек уловили?
Я буду изъяснятся простым языком – эта толпа народа с бейджиками то входила, то выходила из зала раза 3 за одно заседание. И ни одного слова я от них не услышала. Сидели молча и смотрели то на подсудимых, то на свидетелей, дающих показания.
Но зато я узнала, что в присутствии присяжных нельзя задавать вопросы, касающиеся процессуальных действий следователя. То есть, вопросы типа:
А сколько следователей вас допрашивало? Было ли давление со стороны следователя? и т.д.
Подсудимые же, прежде «бунтующие» в клетке, при виде присяжных успокаивались и вели себя мирно. Но вопросы свидетелям они пытались задать именно запрещенные, дабы натолкнуть присяжных на мысль что следователь все неправильно записал и плюс ко всему еще заставил допрашиваемых подписать протокол.
У меня же, если честно, сложилось именно такое впечатление. Ни один свидетель, а то и потерпевший не подтвердил свой протокол допроса трехгодичной давности, а если и подтвердил, то не в полном объеме. А потерпевшие вообще говорили о том, что только в зале суда, то есть, здесь и сейчас они узнали, что вызваны в качестве потерпевших, и искренне возмущались, что таковыми себя не считают.
Естественно многое становится понятно без лишних слов.