Столкнувшись с уголовным процессом, я выявил, что несмотря на равноправие сторон, собственно говоря, никакого равноправия и нет.Адвокат Чернов Рустам Павлович уже исследовал данную проблему, и я позволю себе привести выдержки из его замечательной работы поповоду назревшей проблемы"В свете концепции УПК РФ дело защиты составляет исключительную компетенцию стороны защиты и следователю и другим участникам со стороны обвинения в буквальном смысле запрещено осуществлять функции защиты, поскольку последняя разделена и отделена от функции обвинения и разрешения дела самим законодателем(принцип абсолютизации состязательности взамен принципа поиска истины). Качество этой защиты сегодня оставляет желать лучшего.
Большинство уголовных дел разрешаются при участии адвокатов, назначаемых в порядке ст. 51 УПК РФ – по назначению. В данном случае защита сводится к присутствию адвоката при производстве следственных действий, судебном заседании, а иногда и заочному присутствию (проставление подписей в протоколах).
В адвокатуре появилось понятие понятие «мебельная защита» (адвокат в качестве мебели). Трудно обвинять в этом адвокатское сообщество. Большинство адвокатов, участвующих в порядке ст. 51 УПК РФ – молодые адвокаты недавно получившие статус (таковых в адвокатуре кстати порядка 60 %), интерес к такому делу – получение практических знаний зачаточного характера, результат финансового плана смехотворен. Все это приводит к тому, что участие такого адвоката сводится в лучшем случае (если он посещает подзащитного в СИЗО) к передачи пачки сигарет, в худшем случае, такие адвокаты – непосредственные агенты субъектов уголовного преследования и вреда от их участия раз в десять больше, чем в случае их отсутствия.
Такая ситуация не может не сказываться на общей работе адвокатуры, престиж которой у населения катастрофически падает. А тот сектор структурирования гражданского общества, который закреплен за адвокатурой – вообще не структурируется и фактически не обслуживается ею."
С одной стороны сотрудник прокуратуры, профессионал который опирается на репресивно-карательный апарат, финансируется из государственного бюджета. С другой стороны защита, подсудимый, подсудимый чаще всего безденежный. Тут речь идет о тех кого защищают так называемые адвокаты по назначению. И в этой ситуации много проблем.
Необходимо понимать что согласно поговорке «кто платит тот и заказывает музыку» адвокат по назначению оплачивается следователем, именно следователь высылает требование об оплате услуг адвоката и кроме того он просто может неугодного ему адвоката просто не вызывать. Таким образом адвокат по назначению в за редким исключением в лучшем случае бездействует, в худшем занимает позицию выгодную следствию, например рекомендует особый порядок ну и т.д.
Проблема эта не новая для нас и является актуальной, посколько большинство граждан не в состоянии оплачивать адвоката. Так же необходимо согласится с мнением адвоката Чернова Рустама Павловича о том что «Понимая, что проблема не в качестве закона, а в его исполнении и соблюдении правоприменителем, в доступности его механизмов его практической реализации для правоиспользователей, мы полагаем, что необходимо законодательно регулировать то, что изначально регулированию не подлежит- мотивы поведения участников уголовного процесса.
И только в этом случае закон не будет соблюден исключительно только для избранных, которые могут позволить себе нанять самых лучших адвокатов и лоббировать принятие законных решений.Сегодня следует осознать, что защита в уголовном процессе – это не функция гражданского общества, это одна из стратегических задач государства по обеспечению собственной безопасности.
Если гражданин лишен возможности через легально существующие институты адвокатуры повлиять на вынесение справедливого решения суда, то правосудие в целом не выполняет своей функции — снятие социальных противоречий, что приводит к организации социума и его отдельных элементов по типы террористических организаций, организованной преступности.
Но, как при этом сохранить все то лучшее, что наработано – независимость защитника, его высокий профессионализм и служение исключительно интересам правосудия при принципиальном, честном, разумном отстаивании интересов своего клиента? Как из этой конституционной деятельности сделать деятельность государственного значения ( при том, что суверенитет народа не делегируется отдельным лицам и органам иначе как через делегирование данного суверенитету государству и государственным органам)?»
На основании вышеизложенного и руководствуясь пролетарской совестью и революционной сознательностью, я хотел бы предложить следующее: Ввести на уровне федерального законодательства понятие уголовная адвокатура.
Уголовную адвокатуру организовать в виде специальной федеральной службы. Сотрудникам службы присвоить классные чины аналогичные прокурорским.
Дать льготы и социальные условия аналогичные прокурорским работникам. Зарплату не ниже 1500 евро в месяц.
Дать права по сбору доказательств аналогичные прокурорским работникам.
Дать право на запросы аналогичные следвию (то есть срок 5 дней), ввести отвественность за неисполнение запроса.
Урегулировать порядок содейтсвия правоохранительных органов адвокату. То есть обязать их содейтствовать.
Но при этом ввести санкции за обвинительные приговоры аналогичные тем которые следователь получает за оправдательные. Да и сделать суд что бы он был независим. А не как сейчас что за оправдательные приговоры судей наказывают.
Кому нравится моя идея, тот пусть голосует за меня на выборах в президенты.
С уважением Зуев М.Г.