В документе, который Общественная палата намерена представить Президенту РФ Дмитрию Медведеву в декабре текущего года, отмечаются негативные тенденции в развитии этого явления в стране.
Россияне жалуются на сговор прокуроров и судей
«Анализ обращений граждан в Общественную палату, в том числе, на „горячую линию“ показывают, что более половины всех обращений касалась жалоб на предположительные факты коррупции в правоохранительных органах, прокуратуре и судах», — отмечается в документе. По информации ОП, эти тенденции подтверждают и результаты работы с обращениями граждан, согласно которым 63% поступивших жалоб и заявлений касаются деятельности правоохранительных органов.
В обращениях граждан правоохранительные органы обвиняются в различных коррупционных правонарушениях: участии в рейдерских захватах, укрывательстве и фабрикации дел. «Заявители сообщают об отсутствии реакции на заявления о преступлениях госслужащих, часто сообщают о неформальных взаимоотношениях прокуроров, судей и руководителей администрации на местном уровне власти, отсутствии реакции правоохранительных органов на материалы СМИ», — говорится в проекте доклада. При этом в ОП подчеркивают, что сигналы общественности и СМИ относительно подобных контактов «не влекут за собой какой-либо реакции прокуратуры или следственного комитета, даже изучения обнародованных фактов».
Коррумпированность правоохранительных органов подтверждают также исследования Российского союза предпринимателей и Левада-центра. По оценке РСПП, основанной на опросе представителей бизнеса, рейтинг коррумпированности правоохранительных органов – 57%. Левада-центр также подтверждает, что органы полиции подвержены коррупции более других государственных органов.
При этом правоохранительные органы, по мнению граждан, «защищают интересы недобросовестных представителей привилегированной части общества». Это в ОП считают одной из причин низкого уровня доверия в стране к правоохранителям. Именно поэтому, утверждается в проекте доклада, россияне «боятся сообщать о фактах вымогательства взяток и о других коррупционных преступлениях в правоохранительные органы». Как отмечается в проекте, с 2010 года резко снизилась доля тех, кто согласился бы сообщить о фактах коррупции в правоохранительные органы (31% против 22% в текущем году) и возросло количество желающих проинформировать о коррупции лично Президента (с 3% до 11%).
Меры по борьбе с коррупцией в судах, которые направлены на повышение прозрачности системы и увеличение денежного содержания судей, авторы доклада считают «не адекватными» уровню коррупции в этой сфере. В частности, со ссылкой на обращения граждан, члены ОП отмечают, что судебная система превратилась в «замкнутую систему, не способную к самоочищению», а председатели судов наделены «чрезмерно широкими правами по отношению к судьям» (за счет неформальных рычагов воздействия: характеристик, обеспечения продления полномочий и пр.).
Кроме того, члены Общественной палаты обращают внимание на проблему «круговой поруки» между правоохранителями и судьями, а также посреднические услуги бизнесу и гражданам через так называемых «черных адвокатов» — родственников и друзей судей, которые берутся «уладить дело» с конкретным судьей за определенное вознаграждение.
По мнению ОП, вертикаль власти коррумпирована «сверху-донизу»
По данным опроса Общественной палаты, в восприятии граждан и экспертов уровень коррупции, несмотря на усилия властей и общества по его снижению, продолжает увеличиваться (так считают 60% проголосовавших из числа посетителей интернет-портала Палаты и 43% из числа участников мероприятий в Общественной палате и членов региональных общественных палат).
Рост коррупции отмечается на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном. «Крайне неблагоприятно респонденты оценивают ситуацию в ЖКХ: о росте коррумпированности свидетельствуют 59% посетителей интернет-портала, 44% участников публичных мероприятий и 45% представителей региональных общественных палат)», — отмечают авторы доклада.
«Системная» коррупция разрушает «принцип справедливости»
В проекте доклада члены ОП обращают внимание на то, что коррупция, которая в 1990-е годы была «классической», теперь все больше приобретает «системный» характер. В первую десятилетку формирования государственных институтов и правовой базы Российской Федерации — с 1991-го по 2000-е гг. — «инициаторами коррупционных отношений выступали, как правило, бизнесмены или граждане, а выгоду получали обе стороны: бизнес пользовался незаконными преимуществами или уходил от наказания, а бюрократ приобретал материальные или иные выгоды для себя и близких».
В последние годы, согласно наблюдениям Общественной палаты, «предметом коррупционных отношений стало получение доступа к реализации прав граждан и предпринимателей», сопровождающееся «частыми случаями использования властных полномочий для фабрикации уголовных дел с целью активного наступления на права граждан и бизнеса и прежде всего на права собственности». По мнению авторов доклада, это разрушает принцип справедливости и усиливает социальную напряженность в обществе.
«Коррупция в своих нынешних масштабах разрушает экономику, снижает действенность законов и ведет к расслоению общества, так как общественные блага получают узкие группы лиц, создает разрыв между декларируемыми и существующими ценностями, формируя двойные стандарты поведения у граждан», — говорится в документе.
Члены общественной палаты отмечают некоторые успехи в борьбе с коррупцией, ссылаясь на принятые с 2008 года антикоррупционные законы, в частности, об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и обязанности чиновников декларировать свои доходы.
Авторы доклада говорят об определенныж успехах в сферах госзакупок, предоставления госуслуг и др. Однако, согласно заключениям ОП, до 70% всех нормативных предписаний в сфере противодействия коррупции «в значительной степени посвящены одним и тем же вопросам, регулируют применение одних и тех же антикоррупционных средств».
Документ отмечает, что в целом ситуация с коррупцией в России в последние годы ухудшается. Так, приводятся данные ежегодного исследования Transparency International «Индекс восприятия коррупции», согласно которым Россия за последний год спустилась со 143-го на 154-е место из 178 стран (индекс 2,1 балла).
Источник