По словам заместителя главы ФНС Сергея Аракелова, которые приводит издание, разработанные службой поправки к Налоговому кодексу о расширении практики досудебного урегулирования споров «концептуально поддержаны Минфином». Речь идет об оспаривании действий или бездействия налоговиков. К примеру, их требований об уплате налога, решений о приостановлении операций по счетам, актов о взыскании штрафов за непредставление декларации, сведений для налогового контроля и проч. По прогнозу Сергея Аракелова, в 2014 году, когда обновленная система досудебного урегулирования может быть введена в действие, число рассмотренных жалоб увеличится с нынешних 49000 до 55000 в год, а число налоговых судебных дел сократится наполовину. Сейчас, по его словам, оценочно, до судов доходит порядка 60% споров. Глобальная цель ФНС — снизить этот показатель до 10% (такая доля фискальных тяжб доходит до судов в США). В судах, по мнению руководства службы, должны остаться лишь споры по налоговым схемам и вопросам методологического характера.
Заявление Аракелова о том, что для налогоплательщиков новый, максимально доступный и наиболее быстрый, способ разрешения конфликтов будет означать колоссальную экономию времени и средств, приводит и «Российская газета». Сейчас налоговые споры в судах в среднем занимают от нескольких месяцев до года, и кроме того суды далеко не всегда выносят решения в пользу налогоплательщиков. Если подготовленные ФНС поправки по досудебным процедурам будут внесены в Налоговый кодекс, то сроки рассмотрения конфликтных ситуаций сократятся до 15 дней. Это касается споров по обжалованию ненормативных актов налогового органа, неправомерных действий или, напротив, бездействия налоговых чиновников. Не придется недовольным налогоплательщикам нести и судебные расходы, тратиться на налоговых консультантов и адвокатов.
Отвечая на вопрос журналистов, будет ли ФНС обобщать результаты споров и доводить их до широкой публики, как это делает Высший Арбитражный Суд, заместитель руководителя ведомства заметил, что вопрос информационной открытости пока не стоит из-за сохранения тайны персональных данных. Однако Аракелов пообещал, что в перспективе на сайте ФНС в «Личном кабинете» сами заявители получат доступ к текстам решений по их жалобам, отмечает «РГ».
Издание приводит мнение начальника управления досудебного урегулирования ФНС Елены Суворовой о том, какие выгоды получат от превентивных нововведений сами налоговики. Во-первых, в руках у них появятся инструменты оперативного реагирования на ошибки территориальных инспекции, которые подчас неправильно толкуют отдельные федеральные нормы законодательства, создавая на местах «особые практики». Не исключено, что в таких случаях нормы с «двойным дном», то есть те, которые имеют различную или неоднозначную правоприменительную практику, могут быть пересмотрены Минфином. Во-вторых, если граждане получат право двухступенчатого обжалования в вышестоящих инстанциях, по их мнению, неверных решений местных налоговиков, это поможет совершенствованию налогового администрирования.
По словам Суворовой, урегулировать конфликты таким образом для компаний будет быстрее и дешевле, чем через суд — ведь срок судебного разбирательства с учетом обжалования в среднем составляет год, а затраты на адвокатов и уплату госпошлины весьма велики. «Ъ» указывает, что хотя по многим спорам досудебный аудит в добровольном порядке может быть применен и сейчас, компании не пользуются такой возможностью и не пишут жалобы, поскольку боятся пропустить трехмесячный срок подачи иска в суд. Законопроект исправляет эту ситуацию — три месяца на обращение в суд будут отсчитываться с момента завершения процедуры «досудебки».
Независимые налоговые эксперты, консультанты крупных аудиторских и консалтинговых компаний позитивно оценивают предлагаемые ФНС новшества. По их мнению, это поможет свести на нет еще недавно огромный вал «мелких», формальных налоговых разбирательств в арбитражные суды, но зато сделает более содержательными и прецедентными судебные разбирательства по крупным конфликтам, пишет «Российская газета».
В свою очередь, «Ъ» сообщает о точке зрения Александры Лобовой из Ernst & Young, которая отмечает, что в последний год эффективность досудебного аудита действительно заметно возросла — появились случаи, когда налогоплательщикам без суда удается оспаривать в региональных управлениях или на уровне ФНС весьма крупные доначисления. Поэтому эксперт приветствует расширение такого порядка. По ее словам, важно, что законопроект решает вопрос пропуска трехмесячного срока обращения в суд из-за подачи жалобы: «Сейчас это является реальной проблемой». Также, подчеркивает она, значимо заложенное в законопроекте увеличение срока подачи апелляционной жалобы с десяти дней до одного месяца. «За десять дней подготовить развернутые возражения специалисту, как правило, нанятому со стороны, довольно сложно»,— сказала Александра Лобова.
Однако говорить о единодушии в оценках последствий новаций не приходится. Иван Чемичев из АКГ «МЭФ-Аудит» отмечает в публикации «Коммерсанта», что споры по многим вопросам (таким, как возврат или зачет налогов, получение справок о состоянии расчетов с бюджетом) налоговики сейчас принципиально передают на рассмотрение суда — так что их обязательное досудебное обжалование вряд ли поможет налогоплательщику. По словам эксперта, скорее всего, после процедуры обжалования спор по существу будет по-прежнему перемещаться в суд — так что срок разрешения вопросов для налогоплательщиков после введения новаций может только увеличиться.
Источник