В соответствии с ранее действовавшим законодательством земельные участки предоставлялись гражданам в упрощенном режиме, зачастую без отвода земельных участков в натуре, как того требовал Земельный кодекс РСФСР 1991 г. (ст. 30-32 и 113).
Президент РФ постоянно вводил ускоренные процедуры выделения земель гражданам.
А Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2287 статьи 30-32 ЗК РСФСР были вообще отменены.
Указом Президента РФ от 27.121991 г. № 323 было предписано в течение месяца обеспечить выделение и оформление земли при создании фермерского хозяйства. Предписывалось всем «пораздовать» документы о праве собственности до 01 января 1993 г.
Подзаконными актами (напр. Инструкцией Роскомзема от 09.03.1992 г.) предписывалось проводить обмер земельного участка лишь при наличии спора или отсутствии документов правопользования.
Но зачастую гражданам со свидетельством выдавался лишь чертеж, составленный на основе имевшихся карт в земельных комитетах (письмо Госкомитета от 13.01.1992 г.).
25 августа 1992 г. Правительство РФ принимает постановление № 622 о порядке ведения государственного земельного кадастра, где указывает о внесении сведений в кадастр лишь после уточнения границ участков в натуре (п. 8).
Указ Президента РФ от 23.04.1993 г. № 480 предписывал в месячный срок выдавать гражданам документы на землю и устанавливать границы в натуре.
Далее было предписано провести общероссийскую инвентаризацию земель (Постановление СМ РФ от 12.07.1993 г. № 659, Врем. руководство от 17.05.1993 г.)
Далее, Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 снова установливается ускоренная процедура оформления права собственности на земельные участки. При этом, допускалось принятие решения органа местного самоуправления о предоставлении земли без плана участка (п. 9).
Указом Президента РФ от 11.12.1993 г. № 2130 предписывалось обеспечить эффективное функционирование системы государственного земельного кадастра.
Но сначала из-за недостаточности финансирования, из-за законодательной неразберихи, а по потом с связи с принятием Конституции РФ — данная работа не была проведена в полном объеме.
Письмом Роскомзема от 31.08.1994 г. были установлены правила государственной регистрации прав на земельные участки, где предписывалось при предъявлении документов на регистрацию права сдавать чертеж границ (план) земельного участка, удостоверенный соответствующим органом.
Но регистрация прав на землю продолжалась осуществляться земельными комитетами по планам и без отвода в натуре, так как обязательность проведения землеустроительных работ возлагалась не на землепользователей, а госорганы.
С января 1995 г. начала действовать первая часть Гражданского кодекса РФ, где в части 1 статьи 261 земельный участок как объект права собственности возникал через определение его территориальных границ в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Заметьте о кадастровом учете в статье ничего не говорится.
В 2006 г. часть первая статьи 261 ГК РФ была отменена — то есть законодатель отдал на откуп земельного законодательства вопрос определения земельного участка как объекта права.
07.03.1996 г. снова Президента РФ Указом № 337 «ускоряет» выдачу гражданам свидетельств о праве на земельные доли и определение месторасположения земельного участка лишь по согласованию с собственниками (п. 10).
8 апреля 1996 г. была принята Инструкция по межеванию, которая являлось единственным документом определяющим определение территориальных границ земельного участка.
В данном Инструкции признавалось, что межевание проводится по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п. 1.2.).
Чертеж составленный при межевании подлежал утверждению в земельном комитете (п. 12.4).
16.05.1997 г. Указом Президента РФ № 485 предоставляется право приватизации земельных участков по существующим границам.
С 01 февраля 1998 г. в России был введен в действие ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество.
Данным законом было подтверждена юридическая действительность ранее приобретенных прав (соответственно документов о правах).
Введена необходимость предоставления кадастрового плана земельного участка, удостоверенного земельным комитетом (по общему правилу) (ст. 18).
Но для того, чтобы получить кадастровый план необходимо было поставить на кадастровый учет свой земельный участок, но зачастую у граждан не было документ, подтверждающих координаты границ земельного участка.
Потому в 2006 г. была введена упрощенная регистрация прав на земельные участки, которая не требовала предъявления кадастрового плана,
А в 2008 г. ч. 4 ст. 18 Закона вообще была отменена.
Но вернемся к ФЗ о государственном кадастре недвижимости, на который так любят ссылаться некоторые горе-судьи и юристы, утверждающие, что отсутствие земельного участка в кадастровом учете лишает его статуса объекта права.
В самом ФЗ о ГКН (ст. 45) указывается, что земельные участки государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но на которые зарегистрированы права, признаются ранее учтенными. Отсутствие в ГКН сведений о ранее учтенным земельном участке, предоставленным гражданину для поименованных в законе целей, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта и основанием для отказа в регистрации права на земельный участок.
Таким образом, действующее законодательство не содержит положения о том, что не поставленный на кадастровый учет земельный участок не является объектом права.
Что касается проблемы подтверждения выделения земельного участка гражданам в определенных границах — то это другая тема о ней напишу после завершения одного интересного судебного спора.