Итак, летом 2014 г. с очередным вопросом к нам обратились давние клиенты.
Вопрос был, на первый взгляд, довольно-таки простым. Но, как это частенько бывает в нашей практике, как только возбуждается дело, сразу же появляются новые обстоятельства, о которых не знал на момент подготовки иска.
Ситуация сложилась следующая.
Наш доверитель — юридическое лицо, застройщик, приобрел право аренды земельного участка, сформированного в 2007 году для застройки многоквартирным жилым домом.
Цель всей затеи — возведение 5-ти этажного дома с мансардным этажом и встроенными торгово-офисными помещениями в цокольном этаже.
Строительство развернулось в депрессивном с точки зрения возведения нового жилья районе Калининградской области — гор. Полесске.
Итак, вперед! Получено разрешение на строительство, каких-либо обременений и (или) ограничений, разумеется, на участке не имелось. Начались работы.
Только один «маленький» нюанс — на земельном участке, аж с 1997 года, располагался торговый павильон площадью 33 кв.м., собственником которого являлся индивидуальный предприниматель.
Как только встал вопрос о внесении изменений в проектную документацию (увеличение этажности дома), эксперт сообщил доверителям очень «приятную» новость — находящийся на участке торговый павильон не позволит сдать дом в эксплуатацию, поэтому, необходимо в срочном порядке решать вопрос с его нахождением на участке.
Переговоры с владельцем павильона результата не принесли, несмотря на адекватные условия — мы вот вам 30 квадратов в цокольном этаже без доплат, а вы — демонтируете павильон. Конструктива не удалось, требования противной стороны были слишком высоки.
Что-ж, война, значит, война, подумали мы, и подготовили исковое заявление в АС Калининградской области к ИП о демонтаже торгового павильона с земельного участка.
На стадии подготовки к делу всплывают новые обстоятельства (однако, вовсе не удивительные для нашего времени). Бравируя и упиваясь чувством собственного превосходства, представитель ответчика начинает свое повествование. Оказывается, павильон зарегистрирован в ЕГРП в качестве объекта недвижимости, а основанием к тому послужило… думаю, все уже догадались — решение районного суда о признании права собственности.
Упс… открываем решение, читаем — оказывается, наш ответчик, купил павильон в 1999 году, пользовался им вплоть до 2013 г. без каких-либо препятствий, а потом вдруг решил — чего-то не хватает, взял да и подал иск к продавцу павильона, сформулировав требования просто блестяще — признать исполненным договором купли-продажи павильона, признать право собственности.
В отсутствии спора (что само по себе — нонсенс, ведь договор исполнен, павильоном пользуется истец) районный суд наскоро удовлетворил иск, решение вступило в силу без обжалования, само собой. При этом, ни где находится павильон, ни в чьей собственности земельный участок, судом не исследовался… какие-уж тут третьи лица в лице нашего застройщика-арендатора...:) Впрочем, об обстоятельствах вынесения этого решения мы узнали чуть позже..
Разумеется, все сроки, включая обжалование по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, давно пропущены, поэтому все дружно согласились — используем решение районного суда себе на руку.
Позиция изначально строилась на следующем:
— В 1997 году местными органами власти разрешалась только установка, а не строительство, а следовательно, объект недвижимости не создавался и не мог создаваться.
— павильон размещался временно, до начала строительства по генплану города (прямое указание в постановлении о разрешении установки павильона).
— созданный объект (павильон) никогда не сдавался в эксплуатацию как объект недвижимости в порядке, предусмотренном в то время для сдачи в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости.
— в решении районного суда признано право собственности на объект, не являющийся недвижимым имуществом, поскольку судом не исследовались обязательные обстоятельства, предусмотренные ст. 222 ГК РФ, а также разъясненные в совместном Постановлении ВС РФ/ВАС РФ 10/22, а именно — безопасность строения, отсутствие нарушения прав третьих лиц, статус участка и его собственник и так далее.
— непосредственно сам павильон и в настоящее время не является объектом недвижимости по смыслу ст. 131 ГК РФ, а следовательно — регистрация его в ЕГРП незаконна и нарушает права и законные интересы арендатора земельного участка.
В ходе разбирательства, пришло понимание, что позиция в целом верна, осталось лишь объективно подтвердить, что объект на самом деле не является недвижимым имуществом.
С этой целью заявлено ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы.
Согласно выводам эксперта, объект не является недвижимым и в настоящее время находится в ограниченно-работоспособном состоянии.
Итак, провели экспертизу, подумали, уточнили требования, запросили регистрационное дело из Росреестра.
И, упс, сюрпризы продолжаются. Оказывается, наш хитрый ответчик — индивидуальный предприниматель, взял, да продал принадлежащий ему павильон физическому лицу, радостно потирая ладошки и приговаривая «Ну вот, теперь мы пойдем в наш любимый районный суд, и там еще посмотрим, кто кого!»
Новый собственник, тем временем, сам бежит в канцелярию арбитражного суда с ходатайством о привлечении в качестве третьего лица.
И вот продолжаетттттся бой ©. И снова блестящее выступление представителя ответчика и третьего лица, ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду в случае предъявления иска к физическому лицу, отвод составу суда, жалоба на судью в ККС… целый круг ада :)
На этом этапе, на самом деле, настроение было испорчено серьезно… перекопав тонны практики, пришли к выводу — по общему правилу, в нашем случае, как только мы заявим требования к ответчику — физическому лицу, АС может прекратить производство по делу. А это — крах. Ведь откажись мы от иска в Арбитражном суде и потопай в районный суд с аналогичным иском к гражданину, он может успеть перепродать павильон обратно ИП, и тогда все, ошиблись как саперы — один раз и наверняка.
И вновь было решено — отступать нельзя, логика подсказывала, что есть выход и он должен быть простым.
С подведомственностью разобрались в течении двух дней, и главное (не приводя тут десятки решений и постановлений) при определении подведомственности спора, вовсе не субъектный состав, а характер спора — экономический. Павильон — объект исключительно предпринимательской деятельности.
Осенило, как всегда, в последний момент… Оказывается, в условиях договор купли-продажи павильона между ИП и его товарищем-физическом лицом, есть такой замечательный пунктик — «продавец гарантирует, что павильон предметом спора не является, под арестом не состоит....»
Батеньки!, да это же в чистом виде, на фоне кучи ходатайств о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью, — злоупотребление правом и ничтожная сделка! :) а для чего? а с целью создать препятствия к разрешению спора.
Пишем очередные письменные пояснения (которых в деле накопилось аж 7).
Итак, предъявляем требования к двум соответчикам, просим суд признать право отсутствующим, обязать демонтировать павильон.
Признаться, к концу процесса настолько устали и замылили глаз, что напредъявляли всего, прямо и наискосок :) Спасибо суду за «фильтрацию» наших требований и грамотное решение. Тут уж признаться, наступало моральное истощение, ибо придумано-напридумано-писано-переписано было уже несколько томов.
Первый в практике случай, когда решением арбитражного суда обязывают физическое лицо, со ссылкой на ст.10 и ст. 167 ГК РФ.
Собственно, подробнее можно узнать из решения суда.
Приятно видеть решение, в котором суд правильно воспринял неоднократно даваемые тобой пояснения, включая письменные, дал им правильную оценку и вынес законное решение.
Всем спасибо за внимание, и до скорых встреч ;)
P.S. в конце хотелось бы упомянуть о допущенных ошибках по делу, и как совет коллегам по цеху — всегда, когда речь идет о каком-либо стационарном объекте, берите выписку из ЕГРП, и вперед с ходатайством о наложении ареста или запрета регистрационных действий. Сделай мы это сразу, а не потом — сделка с физическим лицом не могла бы быть осуществлена.