Статья сопровождается неоднократными обвинениями государственных экспертов (в данном случае — экспертов Минюста) в некомпетентности. Признаюсь, сам этим грешу, но не в столь изощренной форме.
В статье автор открывает для себя и читателей законы линейной перспективы и производит с их помощью, а также с использованием строительного уровня и некого программного обеспечения измерения (упоминается в статье несколько раз) расстояний между движущимися транспортными средствами.
В связи с наличием восторженных отзывов и отсутствием критических замечаний по существу я посчитал важным обратить внимание на типичные ошибки, совершенные автором статьи и исследования, а также факторы, которые могли привести к серьезным ошибкам (проверить их наличие невозможно из-за отсутствия численных данных). Эти ошибки мог совершить любой другой эксперт, не имеющий достаточных знаний в области видеотехники и российского законодательства, поэтому имя автора статьи совершенно не имеет значения.
1) Измерения. В соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений» к измерениям, которые осуществляются
«при выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти» (п. 3 ст. 1) допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований … (п. 1 ст. 9) Очевидно, что используемые экспертом строительный уровень и ПО к средствам измерения не относятся. Поэтому в данном или подобном случае любое упоминание в заключении слова «измерения» влечет за собой признание заключения недопустимым доказательством (полученным с нарушением закона).
2) Законы линейной перспективы работают и применимы при условии отсутствия на видеоизображении значимых геометрических искажений (аберрация и дисторсия), привносимых как оптической системой ТВ-камеры системы видеонаблюдения или автомобильного видеорегистратора, так и лобовым стеклом автомобиля (при использовании а. видеорегистратора). Такое (отсуствие искажений) случается чрезвычайно редко. Самое неприятное, что степень проявления дисторсии нарастает от центра к краям кадра. Иначе говоря, размеры двух одинаковых объектов, находящихся на одном и том же расстоянии от объектива видеорегистратора, но в разных областях кадра, на видеоизображении будут различаться. По видеоизображению дороги (если съемка ведется с обочины) также не всегда можно понять, чем вызвано «искривление» края проезжей части и разметки – плавным поворотом или аберрацией. В связи с этим, перед исследованием приходится компенсировать подобные искажения с помощью специального ПО (размеры в результате такой коррекции могут измениться до 2 раз!). Ниже на фото представлено изображение до и после коррекции искажений.
Еще одним фактором, который может негативно отразиться на точности установления расстояний и размеров по видеоизображению является т.н. «воздушная перспектива», которая проявляется в «выцветании» изображений и размытии контуров объектов, находящихся на значительном удалении от точки съемки. В связи с этим в вычислениях приходится учитывать погрешность определения размеров.
3) Особенности кодирования/декодирования видеосигнала. Наиболее значимыми факторами, влияющими на точность установления скорости объекта по видеоизображению являются следующие: несоответствие частоты кадров частоте смены изображения в кадре (изображения могут повторяться); непостоянство кадровой скорости (например, на одну секунду видеоряда может приходиться 15 кадров, на другую — 45). А в результате мы имеем несоответствие времени событий, зафиксированных на видеоизображении, действительному и ошибку (на практике — до двух раз) в вычислении скорости.
4) «Плохие» эксперты Минюста. В 2013 (т.е. минимум за год до статьи автора в «Правдорубе») «плохие» эксперты Минюста опубликовали три статьи, имеющие прямое отношение к предмету проведенной автором статьи экспертизы:
· Пронин В.Н., Звездин М.В., Шавыкина С.Б. Расчёт скоростей движения объектов по видеозаписям, полученным средствами видеофиксации / Теория и практика судебной экспертизы № 3 (31) — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России 2013 — С. 84-88.
· Кривощёков С.А. Способы определения размеров объектов и расстояний между ними по изображению, зафиксированному фото- или видеокамерой с неизвестными параметрами, при помощи фотограмметрического программного обеспечения / Теория и практика судебной экспертизы № 3 (31) — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России 2013 — С. 46-52.
· С.М. Петров. Исследование материалов видеозаписи с целью установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия / Теория и практика судебной экспертизы № 3 (31). Москва, 2013. С. 46-55.
(Журналы ТИПСЭ открыты для скачивания на сайте РФЦСЭ)
Из вышесказанного следует, что применение экспертом общенаучных методов исследования без учета особенностей работы цифровых систем съемки-записи-воспроизведения видеоизображения не обеспечивает всесторонности и объективности исследования, достоверности его результатов. Именно поэтому исследование видеоизображений ДТП является, как правило, предметом комплексной автотехнической-видеотехнической экспертизы. Много случаев, когда знания автотехников для решения поставленных вопросов не требуются (информацию об основных размерах транспортного средства эксперт-видеотехник может получить из справочной литературы)
В качестве заключения
Следует отметить, что 2016 в данном классе видеотехнических экспертиз наблюдался серьезный прогресс. Были опубликованы методические рекомендации: «Определение по видеозаписям, фиксирующим событие дорожно-транспортного происшествия, положения и параметров движения его участников» (С.М. Петров [и др.] — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2016. — 88 с.), а также вышло из стадии тестирования программное обеспечение DTP-Expert. DTP-Expert позволяет автоматизировать процесс исследования и избежать многих (из вышеперечисленных) ошибок исследования. Оба продукта рекомендованы НМС РФЦСЭ для использования в судебно-экспертных учреждениях Минюста России. Насколько мне известно, в нескольких лабораториях (Минюста и нашей) ПО DTP-Expert используется более года
Используя материалы разработчика (ООО «ОТ-КОНТАКТ», г. Москва) я подготовил небольшую брошюру, которую Вы сами можете на моем сайте. Ссылку, не могу дать, чтобы не нарушать правила публикации.
По вопросам апробации и приобретения ПО DTP-Expert справок не даю.