История о том, как я продолжил не мешать процессуальному оппоненту совершать ошибки  и какие бонусы можно (иногда) получить действуя таким образом.

Почему в некоторых случаях – молчание золото, обсудили в публикации – как Санкт-Петербургский городской суд отменил постановление районного суда о продлении меры пресечения. В комментариях к той публикации коллега задал вполне резонный вопрос – почему же в постановлении суда апелляционной инстанции указано «жалобу удовлетворить частично», если адвокат (я) в жалобе просит решение районного суда отменить, суд его отменяет, то есть по сути – жалоба удовлетворена полностью? Вопрос был очень правильным. И хотя в ответе я сослался на то, что вероятно эта «частичность» попала из другого решения  в наше, на самом деле это не так.

Дело в том, что мной подавались две апелляционные жалобы на решение районного суда – так называемая «краткая», чтобы соблюсти сроки обжалования, но при этом не раскрыть свои доводы раньше времени, и «дополнительная» – после ознакомления с протоколом и аудиозаписью судебного заседания. И в первоначальной жалобе я (признаюсь — копировав из жалобы на более строгую меру пресечения), просил отменить решение суда первой инстанции и заодно меру пресечения. А в дополнительной – только решение суда первой инстанции.

Казалось бы в чем разница? Если бы мы говорили о такой мере пресечения как содержание под стражей или домашний арест, то действительно разницы бы не было. Но запрет определенных действий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Он, несмотря на свою «мягкость», является более сложной мерой пресечения, можно сказать – двухсоставной. И разделяется на разные по своему существу запреты, предусмотренные частью 6 ст. 105.1 УПК РФ.

  • Пункт первый этой части статьи говорит о запрете выходить из дома в определенные часы (как правило – в ночное время)
  • Пункты второй-пятый – вводят запреты на нахождение в определенных местах, общение с определенными лицами (например со свидетелями, потерпевшими по делу), использование средств связи.
  • Немного особняком стоит пункт шесть – он касается запрета на управление транспортными средствами, но применяется только к обвиняемым в совершении преступлений, связанных с нарушением ПДД и правил эксплуатации ТС.

Разница между пунктами вторым-шестым и первым части 6 ст. 105.1 УПК РФ, заключается в том, что запрет установленный пунктом 1 — выходить из жилого помещения избирается на определенный срок, который не может превышать один, два или три года, в зависимости от тяжести преступления, а запреты установленные пунктами 2-6 (все остальные) являются «бессрочными».

Поэтому судом продлевается лишь запрет на выход из жилого помещения, то есть как бы часть меры пресечения. И в нашем случае, отменяя решение районного суда, Санкт-Петербургский городской суд отменил лишь продление срока запрета, установленного пунктом первым части шестой, ну и соответственно сам запрет на выход из помещения. А вот такие запреты как находиться в определенных местах, общаться с кем-либо, пользоваться телефоном и интернетом – были установлены постановлением суда об избрании меры пресечения, которое нами не обжаловалось (почему было принято такое решение — писал здесь) и соответственно, суд апелляционной инстанции эти запреты, как и меру пресечения в целом – не отменил.

Следователь на заседание апелляции не приехала – то ли занята была, то ли догадывалась, что ничего хорошего там в свой адрес не услышит, а отрицательных эмоций и без того на службе хватает...

По телефону уточнила у меня – отменили? Я честно ответил – отменили (не уточняя что именно отменили, ибо меня и не спрашивали). Ну раз отменили – приезжайте изберу подписку о невыезде, не может же обвиняемый по части 4 ст. 159 УК РФ гулять без меры пресечения. Дисциплинированно приехали, расписались в постановлении, конечно же забрали себе копию. Теоретически возникла ситуация, при которой обвиняемому по одному делу было избрано две меры пресечения – не полностью отмененный запрет определенных действий и свежая подписка о невыезде. Рассудив, что две меры действовать не могут, и в силе избранная позже, было принято решение неукоснительно ее соблюдать – не менять место жительства, являться к следователю и в целом не хулиганить. Ну а запреты, которые вроде как не были отменены юридически, были отменены фактически – вынесением постановления об избрании новой меры пресечения.

Доверитель получил возможность работать и общаться с коллегами (что ранее было запрещено), выходить в интернет, пользоваться телефоном, и как в наше время ни странно звучит – почтой (пригодилось для отправки жалоб по другим вопросам прокурору).

За эту ситуацию мне немного… не то чтобы стыдно, нет. Может чуть-чуть неловко. Но в свое оправдание могу сказать, что законодательство Российской Федерации и КПЭА я не нарушал, в заблуждение никого не вводил, документы не фальсифицировал… Получилось то что получилось, а что я? Всего лишь не мешал, тем более что следователь, как всем известно – является лицом процессуально независимым (как в последнее время шутят – «потому что от него ничего не зависит», но это не совсем правда), а за вмешательство в его деятельность могут наказать. Сурово наказать ©. Ну вот и не надо вмешиваться...

Адвокат по уголовным делам Сергей Филиппов 

Санкт-Петербург +7-951-666-51-26

Автор публикации

Адвокат Филиппов Сергей Валерьевич
Санкт-Петербург, Россия
Все виды помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Обжалование решений гос. органов.
8-951-666-51-26 https://adwokat-spb.ru/ https://t.me/advokatfilippow

Да 51 51

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Шарапов Олег, Гулый Михаил, Петров Игорь, Болонкин Андрей, Ильичев Владимир, Малкова Александра, Погорелова Татьяна, Федоров Валерий, Черенков Алексей, Сергеев Иван, Филиппов Сергей, Кокорева Марина
  • 13 Ноября, 01:52 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, на то и «щука» в реке, чтобы следак не дремал…

    +12
    • 13 Ноября, 08:12 #

      Уважаемый Олег Александрович, кто-то из коллег недавно размещал публикацию про активные действия по защите доверителя от уголовного преследования. А в этом деле, самым сложным было наверно не предпринимать лишних телодвижений и держать рот на замке, чтобы не мешать процессуальному оппоненту…

      +9
      • 13 Ноября, 18:52 #

        Уважаемый Сергей Валерьевич, а потом Ваш доверитель (или наш доверитель) спросит, что Вы (мы) сделали за весь процесс защиты. За что же заплатили адвокату, если он (мы) ничего не делали (не мешали)...  В моей практике (думаю и в практике других коллег) были случаи, когда доверитель спрашивал за «объем проведенной работы». В одном деле доверитель каждый день звонил и уточнял, что было сделано… Пришлось составить подробный отчет о проделанной работе, включив в отчет не только участия в следственных действиях, но  и все телефонные звонки, выезды… После двух месяцев наши отношения были прекращены по инициативе доверителя. Позже узнал от других коллег, что мой доверитель заключал соглашения с адвокатами обещал оплатить позже, после... и называл определенные действия или дату, но не платил. А я посмел высказать условие о предоплате! :D

        +7
        • 13 Ноября, 19:26 #

          Уважаемый Игорь Иванович, вот прямо с требованием ежедневных отчетов не сталкивался, в этом случае наверно сразу бы указал что соглашением это не предусмотрено. Отчитаться за месяц — без проблем, иногда так и делаю (в зависимости от соглашения) 
          Ну а если что-то не устраивает — предлагаю расторгнуть соглашение, посчитать отработанное, остаток вернуть
          А без предоплаты вообще работать не могу — это нарушение условий соглашения)))

          +9
        • 13 Ноября, 19:30 #

          Уважаемый Игорь Иванович, а если нужно показать объем работы — можно показать столько, что рассчитаться денег не хватит
          Другой вопрос — есть ли смысл в такой работе, но тут уж кому что нужно — результат или процесс

          +6
  • 13 Ноября, 07:16 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, не зря ведь говорят: молчание — золото! © ;)

    +14
  • 13 Ноября, 09:32 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич,
    как говорится: «Ловкость рук и никакого мошенничества!».

    +7
    • 13 Ноября, 09:35 #

      Уважаемый Алексей Николаевич, абсолютно никакого! 
      Я вообще молчал в основном..

      +7
      • 13 Ноября, 18:57 #

        Уважаемый Сергей Валерьевич, как-то выбрал подобную тактику — молчать. Раз промолчал, два промолчал, на третий раз потерпевший подошел и спросил, когда мой подзащитный собирается договариваться о примирении. Называет размер компенсации, который оказался в разы меньше, чем мы с доверителем обсуждали. Возместив ущерб, суд прекратил производство. :D

        +6
  • 13 Ноября, 10:32 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, оставьте Вы свою неловкость) 
    Какой вопрос, такой и ответ. 
    Следователь и так работой перегружена. Ни к чему было отвлекать разговорами о том, что ее не интересовало.

    +9
  • 13 Ноября, 10:59 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, забавная ситуация, здесь следователь может ругать только себя, что не проявила осмотрительность и не проверила, что именно суд отменил )

    +7
  • 13 Ноября, 11:07 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, поддерживаю коллег, которые высказались выше. Вы ответили на прямой вопрос следователя, уточняющих вопросов Вам не задавали(wasntme). Однозначно можно сказать, что полученная следователем информация из Ваших уст, должна была выступить стимулом для оного, чтобы самостоятельно и верно увидеть полную и объективную картину ;)

    +8
    • 13 Ноября, 12:36 #

      Уважаемая Марина Викторовна, действительно, я же не обязан помогать и подсказывать следователю, что ему делать
      В конце концов у меня и другие дела есть, которые требуют внимания..

      +8
  • 13 Ноября, 14:34 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, вовремя промолчать — дорогого стоит! Отлично!!!

    +7
  • 13 Ноября, 16:14 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, как бы это парадоксально не звучало, но в Вашем случае следовало бы выдать адвокату гонорар за разумное бездействие! 

    Предположу, что законность в целом от этого не пострадала, ну а интересы обвинения… Не знаю, в УПК РФ что-то написано про состязательность сторон, поэтому, думаю, все в рамках правил.

    +6
  • 14 Ноября, 10:38 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, согласен с Вами. Адвокат не является помощником следователя, передавать решения судов, которые были тем проигнорированы, дословно и письменно не обязан.
    Мы ведь работаем в интересах наших доверителей, а они почти всегда противоположны интересам следствия.

    +4
  • 14 Ноября, 17:41 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, отличная история! В уголовном процессе со стороны обвинения действуют следователь/дознаватель, РСО/НачОД, прокурор и даже "кто-то кое-где порой" © непоименованный, но в мантии :)А со стороны защиты действует только защитник (задачей которого зачастую бывает не только противостояние стороне обвинения, но и удержание доверителя от бессмысленных/ненужных/вредных действий).При таких обстоятельствах действительно нет никакой необходимости исправлять все нарушения (ошибки) расследования — надо исправлять только то, что вредит защите, и всё :):):)ЗЫ: у меня сейчас в производстве уголовное дело, по которому ТРИ года приходилось объяснять доверителю, что не надо ходить на приёмы к разным должностным лицам, подавать многочисленные жалобы, запускать «веерные» обращения, вызывать на место передачи типа «Человек и Закон», устраивать митинги, делать заявления Генеральному прокурору вселенной и в Спортлото, и т.д., и т.п., надо просто подождать.....За эти три года «потерпевший»-кверулянт сам всем всё объяснил, рассказал и доказал )))))… теперь только занимаюсь помощью ОПС в том, как именно  правильно и грамотно оформить результаты расследования всех его 118 (известных мне на сегодня) заявлений (при проверке которых ни одного события преступления установлено не было), чтобы не было очередных отмен решений об отказе/о прекращении.

    +5
  • 15 Ноября, 17:53 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, чёткие и взвешенные действия, без лишней суеты. Мне понравилось.
    Тут же немаловажную роль играет понимание происходящего доверителем. А то потом, как правильно указали выше, скажут, что адвокат тупит и ничего не делает, хотя, в действительности, всё делается и идёт как надо.

    +4
    • 15 Ноября, 20:05 #

      Уважаемый Иван Анатольевич, спасибо! 
      Очень правильно подметили — если нет понимания доверителя общей линии защиты, хочется срочно какую-то «победу» — можно подвергнуться критике за бездействие, отсутствие сиюминутного результата.. 
      Поэтому предпочитаю работать с умными людьми, которые понимают, что суета не всегда ведёт к успеху

      +4

Да 51 51

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О чем молчит следователь, а иногда и адвокат? Меняем запрет определенных действий на подписку о невыезде. Никакого мошенничества, хоть и обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ» 5 звезд из 5 на основе 51 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации