Во время предварительного следствия рисовальщик-следователь, конечно же, верит только самому себе, родимому, и не реагирует на доводы защиты. Более того, поняв, что он нарисовал что-то не так, тщательно прячет от защиты фотографии с места ДТП. Но сколько веревочке не виться, а при умелом адвокате …
На страницах «Праворуба» уже был описан процесс измерения по фотографиям. В статье «Исправляем ошибки в схеме ДТП. Измерения по фотографии» было показано, как было произведено контрольное фотографирование тем же фотоаппаратом, которым снималось место ДТП, как можно вручную построить перспективную сетку в плоскости дороги и установить контрольные размеры, как применить для измерения программные средства.
Для чего это было сделано? А для того, чтобы потом произвести измерение по фотографиям с места ДТП, получить недостающую информацию и произвести судебную экспертизу.
В статье «Устанавливаем расстояния по записи ДТП видеорегистратором. Частная экспертная методика» описана методика исследования оптических свойств видеорегистратора, чтобы затем установить фактическое удаление объектов по их поперечным размерам относительно размера кадра.
В этой статье, оставляя за кадром юридические последствия произведенных действий, тоже описано измерение по фотографиям и результат натурной проверки погрешности этих измерений.
Фабула дела, кратко, такова. В одном из ДТП джип получил удар в заднюю часть, причем, как полагает защита, со стороны двух разных транспортных средств. В результате джип вошел в занос, выехал на полосу встречного движения, и попал под движущуюся навстречу фуру, которая проволокла джип около 100 м. Следствие, как водится, сконцентрировалось на одном из двух возможных виновников, умалчивая про второго.
На рисунке ниже показан фрагмент масштабной схемы ДТП, построенной по протоколу ОМП и схеме ДТП следователя. Это следы джипа в результате заноса.
Как видно, неуправляемый джип двигался явно не по законам физики, а по странной s-образной кривой. Что-то тут не так. И совсем не похоже на фотографии этих следов, которые оказались только в суде, причем только в третьем суде. На фотографии ниже установлены масштабные макеты джипа для иллюстрации механизма его движения в место удара с фурой.
Как видим, ничего общего со схемой ДТП нет – фактически следы джипа имеют форму классической кривой, выпуклой в сторону его движения. Форму этой кривой надо восстановить, так как тогда станет возможным установить скорость движения и вращения джипа с места начала заноса (или с места того самого критического удара, вызвавшего занос), величину импульса удара, затраты энергии на удар, и, в конечном итоге, разграничить вклад тех самых двух транспортных средств.
Для установления фактических координат той или иной точки на фотографии плоскости достаточно знать два любых фактических размера между объектами на этой фотографии, измеренных в разных направлениях, как правило, во взаимно перпендикулярных. Так как фотография является центральной проекцией, на ней строится перспективная сетка, по которой определяются фактические координаты той или иной точки.
На представленных фотографиях с места ДТП известными являются размеры в поперечном направлении дороги: ширина проезжих частей в направлениях от Уфы 7.4 м и на Уфу 7.5 м. В продольном направлении дороги известно расстояние от дорожного знака 6.13 ПДД до места столкновения джипа с автопоездом 36.5 м.
На фотографию с помощью специальной компьютерной программы Kinovea была нанесена перспективная сетка размером 10х10 ячеек. Так как известна ширина проезжей части в направлении от Уфы 7.4 м, то ширина одной ячейки по горизонтали 7.4/10=0.74 м.
Длина перспективной сетки вдоль дороги составляет 36.5 м, тогда длина каждой ячейки перспективной сетки вдоль дороги составляет 36.5/10=3.65 м.
Далее – дело техники. Теперь легко устанавливаются координаты точек следов на переднем плане. Можно поменять частоту сетки, и тогда другие пересечения линий сетки совпадут со следами. Это можно повторять столько, сколько нужно для достижения наибольшей точности, в том числе и на других многочисленных фотографиях с места ДТП.
В результате получаем вот такую масштабную схему следов и механизм движения джипа по этим следам и все вытекающие из этого расчеты.
Все это хорошо, но прокурор, как ему и положено по должности, безгранично верит только следователю. Кто же знает, что тут нарисовал приведенный защитой специалист? Ну что же, блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся – выезжаем на выездное заседание на месте ДТП.
На месте ДТП, спустя 2 года и 4 месяца, конечно, никаких следов не осталось. Но остался температурный шов на асфальте, расстояние до которого в натуре от километрового знака составило 20.7 м. Этот же шов виден на обеих фотографиях с места ДТП, чуть выше точки «5» на фотографии с перспективной сеткой. Видно, что от километрового знака до этого температурного шва расстояние по перспективной сетки составляет около 5.7 ячеек сетки, или в натуре 5.7х3.65=20.8 м. То есть погрешность измерения положения следов по фотографиям составила 20.8-20.7=0.1 м, или 0.1/20.7х100%=0.5%.
Итак, алчущие и жаждущие правды насытились, да так, что даже измерять расстояния между столбами барьерного ограждения (запасной вариант, если бы не осталось шва) не стали – и так все ясно.
Таким образом, измерения по фотографиям с помощью перспективных сеток – реальность. В принципе, то же самое описано в методическом пособии «Корухов Ю.Г., Замиховский М.И. Криминалистическая фотография и видеозапись для экспертов-автотехников (практическое пособие). М.: ИПК РФЦСЭ при МЮ РФ, 2006г», где для подобных измерений предлагается разместить в кадре черно-белый квадрат с известными размерами, и строить сетку относительного этого квадрата. Но это – уже детали.