На схеме ДТП в предполагаемом месте столкновения – царапина около осевой. Отвратительная, как обычно, схема ДТП. Словесная баталия сторон, упражнения в словоблудии госэкспертов и прекращение уголовного дела. Обычная для нашей страны унылая картина. Единственное, что было объективно и неплохо – фотографии криминалиста с места ДТП.
Так о чем эта статья?
Во-первых, о месте столкновения, конечно. Было понятно, что машины столкнулись вблизи осевой. Но при разбросе автомобилей друг от друга более 80 метров малейшее отклонение в данных от их фактических значений может привести к противоположным расчетным результатам. Помогла обычная трасология.А во-вторых, о женщине. Это юрист Анна Ковтун блестяще «справилась» с этим делом. Справилась, потому, что поняла суть работы эксперта и поэтому отстояла свою позицию.
В самом деле, в комментариях к любой моей публикации нередко находятся знатоки, в том числе, адвокаты или юристы, имеющие свои «авторитетные» мнения по физике процесса. Такова уж мужская натура, тем более, россиянина. Не зря у нас говорят, что «каждый суслик – агроном». Делаю предложение критикам-всезнайкам – сначала простыми словами, доступно, объясняете эффект Джанибекова (подтверждаете квалификацию). Сразу оговорюсь, что там нет действия какой-либо неизвестной науке или магической силы. Если суть эффекта поняли – начинаем дискуссию по существу ДТП.
http://youtu.be/dL6Pt1O_gSE
Вторая часть в оде женщине, это то, что Анна Ковтун не из великих «цитадельцев», на счету которых с моим участием пока только, правда, один, но отрицательный результат, и по более простому, чем это, делу. О соотношении ролей в паре «специалист-адвокат» здесь много говорилось, но, видимо, женщина просто более четко воспринимает как советы, так и результаты, без излишнего домысливания.
Итак, начнем. Что имеем?
- Из схемы ДТП и заключения экспертов Кемеровской ЛСЭ имеем, что столкновение автомобилей Тойота и ВАЗ произошло в положении, близком к параллельному, их левыми частями. В результате столкновения на полосе Тойоты около осевой линии появилась царапина, далее след Тойоты уходит вперед и вправо относительно ее направления движения, на обочину и в поле, где машина останавливается в снегу. Оторванное левое переднее колесо Тойоты оказалось на левой для нее обочине.
- Автомобиль ВАЗ после столкновения двигался вперед и вправо относительно его направления движения, вращаясь против часовой стрелки, попал передней левой частью в сугроб, в результате чего начал вращаться уже по часовой стрелке, и остановился за этим сугробом. На фотографиях с места ДТП видны два близко расположенных следа колес ВАЗа, которые пересекаются на краю проезжей части на расстоянии 30м от автомобиля в конечном положении (из схемы ДТП). Конфигурация следов и следы до их пересечения на схеме не зафиксированы.
- Кемеровские госсэкперты Жарких и Григорьев (страна должна знать своих героев) проделали кое-какое исследование по вопросу №1 о взаимном положении автомобилей в момент столкновения. На вопросы № 2, 3 и 4 о связи конечного положения автомобилей с выездом одного из них или обоих на полосу встречного движения не ответили – могло быть так, а могло – этак, или и так и этак. А по вопросу №5 «приговорили» покойного водителя ВАЗа на том основании, что Тойота нацарапала на своей полосе движения. Видимо, они начисто забыли указание из своей методики, что царапина могла образоваться позже, при движении Тойоты в конечное положение. О чем, впрочем, говорит и положение оторванного колеса Тойоты, которое не могло поехать (полететь, поскользить, … ) на левую обочину, пока машины не разойдутся. Но это – сложно для экспертов, простим им этот ляп. Все-таки один вопрос решили.
http://youtu.be/_iiVo4gaXbo
Стало понятно, что решение задачи связано с измерением – надо восполнить недостатки схемы ДТП путем измерения по фотографиям. Если измерение будет сделано с недопустимой погрешностью, расчет движения автомобиля ВАЗ это сразу выявит. А как это сделать процессуально правильно?
Это придумала представитель потерпевшего Анна Ковтун. Появился документ «Акт о фотографировании» тем самым фотоаппаратом, которым фотографировалось место ДТП:
Мы, нижеподписавшиеся, Ковтун Анна Сергеевна …
05 апреля 2012 года была произведена фотосъемка участка во дворе здания по пр. Кузнецкому, 100, на участке были установлены оранжевые конусы в количестве 4 штук в виде фигуры квадрата (сторона квадрата 6,45 м., диагональ квадрата 9, 24 м).
При этом ширина основания конуса равна длине и составляет 30 см., высота конуса — 54 см.
Номера конусам присвоены следующим образом: слева на право, где конус под номером 1 находится слева от конуса под номером 4 на расстоянии 6 м 45 см., при условии нахождения смотрящего спиной к автомобилям, зафиксированным на фото.
В середине квадрата непосредственно по диагонали на расстоянии 600 см. от конуса под № 2 была расположена пачка сигарет. При этом длина пачки сигарет составляет 8 см. 8 мм. ширина 5 см. 5 мм.
Фотографирование производилось с расстояния 6 метров 86 см.
При производстве фотосъемки был использован фотоаппарат FUJIFILM FINE Pix S1000 fd 5V — 6W, OPTICAL f=5.9 – 70.8 мм., 12 х OPTICAL.
Количество произведенных фотографий — 6 штук. Фотографирование производилось с 12.00 до 14.30 ч.
Фотосъемку производил …, работающий в …… специалистом….
То есть мне была поставлена задача измерением по фотографиям установить расстояние до пачки сигарет внутри прямоугольника из конусов, и фотографии уютного кемеровского полицейского дворика появились на «Праворубе» в статье «Исправляем ошибки в схеме ДТП. Измерения по фотографии».
После этого я и выполнил исследование, сначала по заявлению представителя потерпевшего, а потом – по определению суда.
Заключение эксперта
Кратко прокомментирую заключение эксперта.В первой части, так же как и в кемеровском дворике, положение начала следов ВАЗа было измерено и конечный результат показан на рис.8 в заключении.
Из полученных данных следовало, что автомобиль ВАЗ в начале его вращения можно расположить на следах только двумя способами, как показано на рис.11.
В деле была фотография колеса ВАЗа. Было видно, что схема расположения шипов колеса – стандартная. Тогда графическим построением на рис.15 и рис.16 показано, что фактическому следу шипов на месте ДТП соответствует только вариант №1 из рис.11 движения автомобиля ВАЗ, при котором следы образованы задним левым и передним правым колесами автомобиля ВАЗ.
Скорость вращения автомобиля, полученная при ударе, далее гасится только за счет момента сил трения колес о дорогу. Неуправляемый автомобиль не может далее произвольно и резко менять скорость вращения. С учетом того, что автомобиль движется, важна даже не сама скорость вращения, а сочетание скорости движения центра тяжести и скорости вращения после удара такое, что следы а) должны совпасть на расстоянии 30 м от ВАЗа в конечном положении, и б) ВАЗ должен совершить ¾ оборота к моменту приближения к сугробу. Или, проще говоря, на каждый метр перемещения центра тяжести ВАЗа приходится столько-то градусов его разворота.
Еще одно простое замечание – на столь коротком расстоянии от царапины до начала следов ВАЗа центр тяжести неуправляемого ВАЗ движется практически по прямой, что и видно из рис.19 в заключении эксперта.
Еще проще – экстраполируем движение неуправляемого автомобиля ВАЗ назад от начала следов до царапины. «Неуправляемый» означает, что никаких резких отклонений в движении от законов физики быть не может. Доказательство неуправляемости – водитель ВАЗа автомобилем уже не управлял.
Тогда следует единственный вывод – между царапиной и началом следов ВАЗа этот автомобиль находился на своей полосе движения.
Решение суда
Читая решение суда всегда узнаешь много нового. Так новым для меня было утверждение представителя ответчика Косачева С.И. (стр.5, последний абзац) о том, что заключение эксперта недопустимо, так как произведена с применением неизвестной и официально неутвержденной методики, выводы эксперта не понятны и не мотивированы.Чудны дела твои, Господи, в Кемерово и иже с ним! Что начертательная геометрия, что законы Ньютона за 300 лет после его смерти так и не перевалили за Урал? А где процедура «официального утверждения» методики, в каком законе?! И у кого утверждать, у «основоположников»?! Полноте, батенька, пустое ...
В отличие от грамотности населения грамотность судьи – на высоте! Суд указывает, что постановление следствия не имеет для суда преюдициального значения (стр. 9, абз. 3), вывод госэкспертов о виновности водителя ВАЗа основан только на положении борозды на асфальте (стр.10, абз. 3), и у суда нет оснований не принимать заключение Никонова В.Н. в качестве допустимого доказательства (стр.15, абз.2).
Из дальнейшего прочтения решения суда следует, что судья Иванов С.В. полностью понял смысл и доказательность приведенных экспертом расчетов и доводов, чем заслуживает глубочайшее уважение и как юрист, и как человек с высоким интеллектом.
Доводы ответчика
Надо уважать мнение всех сторон, поэтому проанализируем доводы ответчика.В апелляционной жалобе, на взгляд не юриста, довод о том, что инженерно-техническая прочностная экспертиза является по сути повторной, не правильный. Повторная экспертиза проводится по тем же вопросам другими экспертами той же или более высокой квалификации. Ресурс методики автотехнических экспертиз был исчерпан, и назначена другая, и по специальности эксперта, и по методам, экспертиза. То есть первичная. Не может быть повторной генетической экспертизы после дактилоскопической, например.
С технической точки зрения каких либо важных для дела доводов в апелляционной жалобе нет. Общая критика по принципу «мне не нравится», «теория бильярдных шаров» здесь не годится, только эксперты-автотехники являются носителями истинных знаний. Что тут сказать? Посмотрим на мнение праворубцев.
Резюме
О соотношении ролей в паре «специалист-адвокат» было упомянуто выше, и повторю снова – любой адвокат более вероятно проиграет процесс по ДТП, если поставит телегу впереди лошади. Это не зависит от величины гонорара, и об этом я еще напишу. Стратегия в части доказывания технических моментов все же за специалистом. Реализация и тактика – за юристом.Измерение – варианты движения – следы шипов – проверка законами движения. Эту последовательность я рекомендовал Анне Ковтун, когда она обратилась за консультацией. Ни я, ни она тогда не знали ответа и не могли знать, что получится в конце пути. Но потерпевшие верили, что их погибший отец не виноват. Так оно и вышло.
А получилось бы по другому? Тогда, наверное, у них все же осталось бы чувство выполненного долга перед отцом.
PS. Апелляционная инстанция оставила решение суда в силе.