Клиент: Иванов И.И. должен мне денег, хочу судиться!
Адвокат:Расскажите последовательно, представьте имеющиеся документы.
Клиент:Какие документы? У меня ничего нет, только паспорт...
Адвокат:Документы, подтверждающие долг Иванова И.И.
Клиент: А — а — а — а, так это ж все знают, что он мне должен. Мы с ним договорились, Васька, Петька, Коля могут это подтвердить.
Адвокат: Хм, понятно… А сколько должен то?
Клиент: Много, ******** рублей.
Адвокат:И у Вас ни одного документа?
Клиент:Так он же мой друг… Был. Вот теперь пускай с ним суд разбирается, и деньги мне возвращает.
Каждый адвокат когда-нибудь сталкивался или столкнется с подобными делами, когда далекий от юриспруденции клиент вспоминает о необходимости правовой поддержки только тогда, когда уже и «реанимация» не поможет.
Думаю, читатель догадался, что темой публикации является особый менталитет граждан нашего государства, в котором каждый считает себя заслуженным юристом, не нуждающимся в профессиональных советах и помощи.
Мудрая американская пословица гласит: “Если ты сам себе адвокат, значит, твой клиент идиот”.
В этой фразе заключен огромный смысл правосознания западного общества, которое для многих, и не без оснований, является образцом. Как известно, юрист для человека англо-американского образа жизни такой же незаменимый человек, как личный врач. Практически каждое решение, будь то семейные проблемы или вопросы бизнеса, проходят через руки специалиста в области права. И подобные действия более чем оправданы, ведь сложное переплетение человеческих отношений в современном мире, а также их связь с государством, могут в любой момент превратиться в правовой спор и привести к большим проблемам. Современный человек нуждается в правовых советах для своей общественной, деловой и даже семейной жизни, так же как турист нуждается в опытном гиде, путешествуя по чужой стране.
Недаром неофициальная статистика гласит, что 60% всех юристов земного шара проживает в Соединенных Штатах Америки. Интересной пародией этого феномена является одна из сцен кинофильма «Трасса 60» режиссера Боба Гейла, где главный герой попадает в город адвокатов – гипертрофированное представление юридического мира США.
В нашем государстве сложились совершенно иные традиции. Правовая помощь доброй части представителей России нужна только тогда, когда катастрофа почти неизбежна. Именно в этот период гражданин нашей страны осознает необходимость обратиться к адвокату, от которого требуется превратить катастрофу в «парад победы», ведь двокату платятся деньги. До этого момента лучше всего прибегнуть к советам друзей, соседей, бабушек на лавочках, которые все всегда знают лучше всех.
Показательно, что подобная методика ведения дел присуща не только лицам, которые имеют скромный достаток и не могут прибегнуть к помощи адвоката по материальным соображениям. Нередко приходится сталкиваться с обеспеченными представителями бизнеса, которые ведут свои дела совершенно беспечно и не ведают о будущих проблемах. Договоры подряда, займа, купли-продажи состоят из нескольких строчек, да и те с ошибками.
В чем же такая принципиальная разница между западным подходом и поведением российских граждан.
На наш взгляд ответ ни в особом пути России, ни в загадочной душе русского человека – все гораздо проще. Современный Запад имеет за своими плечами сотни лет развития рыночных отношений, в том числе рынка юридических услуг, который неизменно сопровождает и обслуживает все коммерческие и связанные с ними отношения. За сотни лет устоялись не только формы ведения бизнеса, но и сформировалось мышление общества, согласно которому бизнес, любые частные дела и их правовое сопровождение – стороны одной медали. Стабильное развития рыночных отношений обеспечили возможность существования таких грандиозных юридических фирм как Клиффорд Чанс, которая была основана в 1802 году и сегодня является одной из крупнейших юридических фирм мира.
В нашей стране рыночным отношениям всего несколько десятилетий. За такой короткий срок общество не только не привыкло к цивилизованному ведению дел, но и просто не научилось ему. Вся совокупность гражданских правоотношений, частная собственность свалились на голову «советскому» человеку без каких-либо разъяснений.
Да и могло ли быть иначе, если более чем семьдесят лет из нас вытравливалось нормальное отношение к коммерции, деньгам, имуществу. До сих пор большая часть населения никак не может привыкнуть к тому, что они являются самостоятельными полноправными членами гражданских отношений со всей их сложностью.
Именно поэтому за помощью в решении своих частных вопросов многие наши граждане по-прежнему обращаются в прокуратуру. Продали некачественный товар, не оплатили услуги, не возвращают имущество, — это лишь малый перечень того, чем засыпают граждане работников прокуратуры, полиции, перекладывая тем самым свою роль в гражданских отношениях на государство, и порицая его в случае рекомендации обратиться в суд самостоятельно.
Вот и получается, что в России культура и традиция обращения за правовой помощью сводится к банальным жалобам прокурору, Президенту и Жириновскому… Неужели нам и в этом придется догонять Запад? Скорее всего, да.
Легко ли это сделать, когда Запад шел к сегодняшнему дню несколько сотен лет? Безусловно, это трудная задача, но ведь надо с чего-то начинать.
На наш взгляд, ключом от той двери, за которой можно разглядеть некое подобие культуры обращения за правовой помощью, является правовое просвещение общества и постоянная работа над качеством рынка юридических услуг.
Первое должно быть направлено на повышение уровня правовой культуры граждан. Этой сложной задачей придется заниматься как государству, так и саморегулируемым организациям. Необходимо стремится к тому, чтобы уже со школьной скамьи человек ощущал себя частью правового мира.
Сообщество адвокатов также не должно оставаться в стороне от этого процесса. Адвокатские палаты имеют непосредственную возможность нести правовое просвещение своему региону посредством «Дней бесплатных консультаций», сотрудничества со школами, образовательными учреждениями, участия в профилактических мероприятиях.
Второе, а именно работа над качеством юридических услуг, является не менее важной задачей. Граждане должны относиться к сообществу адвокатов, как к авторитету, которому можно доверить свои личные проблемы. К сожалению, современный рынок юридических услуг далек от совершенства. За образом профессионала своего дела – юриста/адвоката, зачастую стоит посредственная личность, которая ненароком загубит судьбу доверителя. Решение данной проблемы во многом лежит на управляющих органах саморегулируемых организаций юристов/адвокатов. Строгий отбор, где критерием являются как знания, так и моральные ценности – основа в завоевании доверия людей.
Предложенные меры, конечно же, не панацея. Они минимальны, но способны оказать большой эффект. Не нуждаясь в больших денежных вливаниях или кардинальных реформах, они требуют лишь правильного подхода каждого из нас к своей профессиональной деятельности независимо от места работы.
И, может уже через десять лет, мы будем жить в другом обществе…