В тоже время некоторые энтузиасты оказываются способны не только на шумную демонстрацию своего недовольства, а действительно доходят до вершин системы правосудия — ЕСПЧ, вызывая тем самым заслуженную похвалу и ветвистые дискуссии юридического сообщества.
Таким и оказалось дело «Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации» (жалоба N 7097/10), попавшее на стол судьям Европейского суда и нашедшее отражение в обзоре практики Верховного Суда РФ за II квартал 2012 года.
Суть дела сводилась к типичной для цивилистики ситуации.
Лицо (Заявитель), заключило договор купли-продажи квартиры с законным собственником. Спустя некоторое время было установлено, что в череде переходов права собственности на квартиру имеется «дефект», а именно квартира за несколько лет до этого выбыла из государственной собственности в результате мошеннических действий в процессе приватизации.
П. 1 ст. 302 ГК РФ “Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество … выбыло из их владения иным путем помимо их воли”.
Собственник — г. Москва в соответствии с нормой закона истребовало квартиру из владения Заявителя, так как сделки купли-продажи были признаны недействительными.
Казалось бы, ситуация, которая рассматривалась в судах России десятки тысяч раз. И каждый раз применялся не вполне справедливый, но разумный способ защиты права, когда добросовестный приобретатель, как его ни жаль, терял имущество, но имел право на возмещение убытков. Законность данного способа, уходящего корнями к незабвенному римскому праву, не вызывала и не вызывает сомнения ни у Российского законодателя, ни у судей ЕСПЧ.
Однако настоящее дело, а точнее решение Европейского суда, хоть и привело к достижению справедливости в отношении Заявителя, но поставило под сомнение возможность применении вышеуказанной нормы.
Европейский Суд отметил, что п. 1 ст. 302 ГК РФ допускает истребование имущества у добросовестного приобретателя при условии, что оно выбыло из владения собственника или владельца помимо его воли.
При этом ЕСПЧ отметил толкование Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также Конституционного Суда, которое заключается в том, что для истребования имущества у добросовестного приобретателя первоначальный собственник должен доказать, что имущество было отчуждено помимо его воли.
Однако, согласившись с применением подобной нормы закона, Европейский суд указал на иные нарушения, а именно на роль и вину властей, которые в результате собственных ошибок при осуществлении государственной регистрации права собственности не смогли во время обнаружить мошенничество и предотвратить возникшие убытки добросовестного приобретателя.
П. 79 Постановления ЕСПЧ
“По мнению Европейского Суда, ничто не препятствовало властям, ответственным за регистрацию, социальный наем и приватизацию Е., в установлении подлинности ее документов до удовлетворения ее заявлений. К исключительной компетенции государства относятся определение условий и порядка отчуждения своего имущества в пользу лиц, которых оно считает имеющими на него право, и контроль соблюдения этих условий. Кроме того, дальнейшие сделки в отношении квартиры также требовали легализации государством, в данном случае Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Москве, процедуры, специально направленной на повышение безопасности собственника.
При таком количестве регулятивных органов, обеспечивающих чистоту титула Е., ни заявительница, ни иное третье лицо — покупатель квартиры — не должны были оценивать риск прекращения права собственности в связи с недостатками, которые должны были быть устранены в рамках процедур, специально введенных в этих целях. Упущение властей не могло оправдать последующие санкции против добросовестного приобретателя данного имущества.
Европейский Суд напоминает, что ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно в отсутствие иных конфликтующих интересов. Иными словами, риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица”.
П. 82 Постановление ЕСПЧ
“Вышеизложенные соображения являются достаточными для того, чтобы Европейский Суд мог заключить, что условия, при которых заявительница была лишена титула на квартиру, возложили на нее индивидуальное и чрезмерное бремя и что власти не установили справедливого равновесия между требованиями общественного интереса, с одной стороны, и правом заявительницы на уважение ее собственности, с другой”.
Ну, наконец-то, скажут многие, ЕСПЧ обратил внимание на казус, когда добросовестный приобретатель, который не имеет полноценной возможности установить юридическую чистоту предшествующих сделок, тем не менее, прошедший все государственные инстанции по «легализации» своей сделки, может оказаться в приведенной выше ситуации. Наконец-то установлено, что в подобных делах ответственность должна ложиться на государственные органы, плохая работа которых привела к убыткам добросовестного приобретателя.
Мы с удовольствием присоединимся к подобному мнению. Как было бы здорово, если бы государство было обязано выплачивать компенсацию, возмещать убытки, причиненные своим бездействием в ситуации, предусмотренной ст. п. 1 ст. 302 ГК РФ. Данная норма привела бы, во-первых, к защите прав пострадавших граждан, а, во-вторых, к более качественной работе по проверке чистоты сделок государственными органами.
Но не тут-то было! Ожидаемое разрешение ситуации, в которой на государство будет возложена обязанность по возмещению убытков в результате бездействия собственных органов, а, кроме того, будут учтены интересы как собственника, у которого имущество выбыло из владения против его воли, так и добросовестного приобретателя, не состоялось.
Итог:
“Государство-ответчик обязано обеспечить соответствующими средствами в течение трех месяцев со дня вступления настоящего Постановления в силу в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конвенции полное восстановление титула заявительницы на квартиру и отмену решения о ее выселении”.
Т.е. согласно Постановлению ЕСПЧ государство не возмещает убытки за свои действия, а обязано нарушить права законного собственника, имущество которого выбыло из его владения против воли, и передать это имущество добросовестному приобретателю в нарушение п. 1 ст. 302 ГК РФ.
Каким образом, в таком случае защищаются права законного собственника, и какую же ответственность несет государство?
Многие скажут: «Государство же и является тем самым собственником, имущество которого выбыло против его воли, так что нарушений нет». Однако данный подход, на наш взгляд, будет неверным. Государство выступает в двух ипостасях: как государственная власть в лице своих органов, действия которых привели к убыткам и как собственник имущества — г. Москва.
В данном случае важно не лицо, которое обладает имуществом, а принцип, которому следовал ЕСПЧ – вина ложиться на государство, добросовестный приобретатель остается с квартирой, а законный собственник ее лишается.
А как быть, когда законным собственником, имущество которого выбыло помимо его воли, является не государство, а физическое лицо? Согласно представленной логике подобный подход должен применяться независимо от того, кто является собственником.
Т.е. ответственность государства за действия своих органов ложится на законного собственника, а норма п. 1 ст. 302 ГК РФ не действует.
На наш взгляд, логика между мотивировочной и резолютивной частью настоящего Постановления ЕСПЧ просматривается слабо, а его применение требует разъяснений.
Наиболее правильным разрешением данной ситуации было бы возвращение квартиры законному собственнику, т.е. г. Москва, обязание Российской Федерации возместить убытки добросовестному приобретателю в размере стоимости квартиры и иных расходов.