В современном мире, определение человека как циничного, потеряло свою, столь яркую негативную окраску, которая дается в толковых словарях. Циничное поведение воспринимается обществом гораздо мягче, нежели это было ранее. Возможно, это произошло из-за того, что цинизм стал нормой поведения, приобрел массовый характер.
Однако, выяснение истоков и причин развития данного явления в современном обществе, не является целью настоящей публикации, а излагается лишь для того, чтобы познакомить читателя с предметом последующего размышления.
Прежде всего, хотелось бы обратить свое внимание на такое понятие как «профессиональный цинизм». Данная категория является относительной новой. Она производна от общепризнанной негативной черты человеческой личности, т.е. цинизма, однако воспринимается обществом положительно. Причина заключается в том, что на определенной стадии развития общества эти два понятия разошлись в разные стороны и нашли собственный путь. Если понятие «цинизма» осталось на консервативной позиции, то «профессиональный цинизм» потерял свою темную окраску, перестал быть средоточием негативных качеств человека, а стал восприниматься как необходимое качество профессионалов, благодаря которому обеспечивается объективный взгляд на ситуацию и успех в делах.
Следует выяснить, для каких же профессий цинизм это благо? Характерно ли это для адвокатской деятельности?
Общепризнано, что профессиональный цинизм просто необходим в деятельности представителей медицинских специальностей. Объективное и независимое от общественного и эмоционального давления решение, может стать решающим в жизни человека. Не даром широко распространена практика, когда врач не имеет право заниматься лечением своих родственников, ибо он теряет в объективности, а соответственно в качестве своей работы.
На наш взгляд, подобная оценка присуща и адвокатской деятельности. Большинство спорных правоотношений, с которыми клиент приходит к адвокату – это вершина эмоционального накала между людьми. В основном, люди обращаются за квалифицированной помощью только тогда, когда самостоятельно уже не могут разрешить конфликт. В данной ситуации, адвокат сталкивается с вихрем эмоций и чувств, вызванных трагичностью ситуации, который окутывает окружающую дело атмосферу. Негодование от несправедливости и жалость к одним людям, перемежается с противоположными чувствами к другим.
Должен ли адвокат, в данной ситуации, следовать своим эмоциям, сопереживать своим клиентам, или больше пользы принесет его холодная черствость и равнодушие к морально-нравственной стороне дела? Очевидно, что также как и для медицинских специальностей, профессионализм адвоката заключается именно в том, чтобы абстрагироваться от своих человеческих качеств, ограничить себя от чрезмерного участия в личных отношениях клиентов.
Отсутствие подобного цинизма приводит к ряду пагубных для клиента и самого адвоката последствий.
— Во-первых, сузив дистанцию с доверителем, адвокат становится заложником межличностных отношений, когда чувство такта и воспитание препятствует прямому разговору с клиентом и выяснению всех необходимых фактов, что впоследствии может сыграть злую шутку в самый неподходящий момент. Именно дистанция является залогом качественной работы адвоката с клиентом. Точно также, как осмотр тела человека не должен производиться врачом-родственником, т.е. лицом, имеющим межличностные отношения с пациентом, так и адвокату нежелательно иметь подобные отношения с клиентом. Обычные человеческие чувства, такие как смущение, стыд, неуверенность, страх порицания — могут навредить разрешению дела в целом.
— Во-вторых, сопереживание лишает адвоката ясности ума, трезвости мысли. Вместо реального взгляда, на порой суровые обстоятельства, адвокат становится на одну ступень своими клиентами, которые не могут освободится от пристрастной точки зрения. Подобная ситуация, способна стать причиной нерешительности адвоката, лишить защитника объективного юридического мышления, а клиента тех преимуществ, из-за которых он обратился именно к этому специалисту.
— И, в-третьих, чрезмерное участие адвоката в эмоциональной стороне дела, негативным образом сказывается на его профессиональном статусе. Подобный непрофессионализм отчетливо проявляется для тех, кто относится к делу непредвзято и всегда воспринимается как некомпетентность.
Таким образом, очевидно, что профессиональный цинизм – это благо и необходимость качественной работы. Его отсутствие может привести к серьезным негативным последствиям как для клиента, так и для самого адвоката. С учетом всех недостатков, следует признать, что профессиональный цинизм конкурентное преимущество в адвокатской детельности.
Однако всегда ли адвокат может применить это благо на пользу клиента? Понимает ли сам клиент, что подобное поведение адвоката для его же выгоды? К сожалению, следует дать отрицательный ответ. Значительное количество клиентов ищут в адвокате не только и не столько защитника своих интересов, сколько человека, которому можно поведать свои беды и получить немного сострадания.
Повествуя о своих проблемах, многие клиенты ждут эмоционального отклика и расположения от доверителя. Тот, кто остался равнодушным к проблеме и всего лишь перечислил ряд последовательных мер к ее разрешению, становится в глазах клиентов «плохим адвокатом». В то же время тот, кто выслушал и высказал пару участливых фраз, при этом в принципе не зная, что можно сделать с юридической стороны, сразу пользуется большим авторитетом и доверием у клиентов.
В этом заключается казус профессионального цинизма адвокатской деятельности. Человек, осознающий его необходимость в обычной жизни, совершенно забывает об этом в тот период, когда жизнь сталкивает с проблемами именно его. Грань между циничным и черствым человеком и профессиональной необходимостью в глазах клиентов в это время стирается, что вряд ли приводит к положительному эффекту.
Таким образом, каждый адвокат, осознающий необходимость отделения личных чувств от работы, сталкивается с выбором:
1. Пойти ли на встречу эмоциям и выиграть в глазах клиентов, что приведет к потере в объективности.
2. Остаться ли при холодном разуме и показаться доверителю недостойным его проблемы.
3. Надеть маску участливого слушателя, но сохранять трезвость своего мышления.
Следует согласиться с тем, что любой выбор допустим. Отказ от очевидного преимущества, обеспечиваемого профессиональным цинизмом, не должен осуждаться. Рынок юридических услуг не столь прямолинеен и чопорное следование правилам может оставить специалиста за бортом. Однако адвокату всегда следует помнить о своей роли в обществе и том, чьи интересы он призван защищать.