– Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы существуют на уровне местного самоуправления сегодня?
– Сам я начинал свою трудовую деятельность с Исполкома Советского районного Совета народных депутатов города Москва, потом определенное время проработал в Верховном Совете РСФСР и Управе Восточного административного округа города Москва в качестве юридического советника. Я знаком и со спецификой современного местного самоуправления.
Самый главный вопрос местного самоуправления – это выделение фондов, так как любые жалобы и пожелания жителей по благоустройству и ЖКХ становятся невыполнимыми в связи с отсутствием средств.
Самый главный вопрос местного самоуправления – это выделение фондов
Вся работа органов местного самоуправления построена на отчете перед вышестоящими инстанциями, хотя соблюдается видимость народовластия, так как проводятся встречи с жителями района. В муниципальное образование избираются депутаты, которые вообще не имеют своих фондов, да и конкретной власти тоже. Практически такие депутаты выступают буфером между властью и гражданами.
Распределением жилой площади занимаются все – от отдела жилищной политики и жилищного фонда, который по вертикали подчиняется соответствующему департаменту, а по горизонтали – главе управы, а подписывает выделение квартир префект округа, и так далее.
Думаю, самое главное – наделить депутатов муниципального образования властными полномочиями, где в случае невыполнения поручений депутатов применялись бы суровые санкции, вплоть до уголовного преследования. Исполнительной власти, в свою очередь, нужно четко прописать должностные инструкции, кто за что отвечает, и обосновать их необходимость.
Борис Кудрявцев: Проблема местного самоуправления – властные полномочия и фонды
– По каким общим принципам должно быть организовано местное самоуправление?
– Кризис доверия к власти носит общемировую тенденцию. Правление В.В. Путина критикуется так же, как и его коллег в США, Германии и иных странах мира. Причиной данной критики служит непонимание человеком устройства сложного государственного аппарата, распределения налогов, принципов работы ведомств, дублирования многих государственных институтов, сложившихся доктрин оборонной и государственной безопасности, прав и свобод личности. Каждый человек хочет знать, «что такое хорошо», куда идут выплаченные им налоги и не получается ли из этого очередной франкенштейн. Разобраться на сегодняшний день ни один гражданин мира не может, а правящий класс – верхушка политической элиты – не знает, как реформировать общество, так как нет современного философского или политического течения, которое смогло бы безошибочно подсказать это.
Правление В.В. Путина критикуется так же, как и его коллег в США, Германии и иных странах мира
Я придерживаюсь формулы 0+1: мы привыкли за последние 20 лет считать нули и не думать о единице, которая характеризует права и обязанности гражданина. Я считаю, что законодательная власть – депутаты – должна избираться гражданами, а исполнительная – назначаться сверху. Избиратели должны выбирать только депутатов муниципальных образований, те – из своего числа избирать депутатов областных, краевых. Президент Российской Федерации должен избираться всенародным голосованием и быть высшим представителем государства, законодательной, судебной и исполнительной властей. Президент должен назначать исполнительную власть, а она, в свою очередь, по запросам депутатов должна отчитываться на равном уровне. Однако депутат муниципального собрания вправе отправить запрос вышестоящему депутату. Люди должны привыкнуть жаловаться или предлагать что-либо депутатам, тогда государственный аппарат освободится от непрофильных жалоб и отписок, а все вопросы будет решать народный избранник.
– Как Вы оцениваете идею отмены местных прямых выборов (в т.ч. выборов мэра) в условиях ограниченных полномочий местного самоуправления?
– Считаю правильным, что мэр должен назначаться, а депутаты города избираться. Необходимо расширить полномочия местного самоуправления, закрепив это в соответствующих законах и Конституции Российской Федерации.