Сегодня рассмотрим квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 4 ст. 290 УК РФ, — «получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления».
Законодательство о государственной службе различает государственную должность Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) и государственные должности государственной службы.
Пунктом 2 примечания к статье 285 УК РФ определено, что под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнений полномочий государственных органов.
При отнесении к числу лиц, занимающих государственные должности России или субъектов РФ, нужно руководствоваться:
1. Статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями в редакции от 05.10.15.), где указано, что государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;
2. Сводным перечнем государственных должностей РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 11.01.1995 года (с дальнейшими изменениями и дополнениями). Согласно вышеназванному Перечню к государственным должностям РФ относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Федеральные министры и другие, указанные в перечне, должностные лица, а также все федеральные судьи. Перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Единого перечня государственных должностей субъектов Федерации не существует, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции каждого из субъектов РФ.
В соответствие с п. 3 примечания к ст. 285 УК РФ под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Например у нас, в соответствии с Уставом Архангельской области система органов государственной власти Архангельской области устанавливается Архангельской областью самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Также государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области устанавливаются Областным законом «О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области», к которым относятся Губернатор Архангельской области, заместитель Губернатора Архангельской области, министр Архангельской области и уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган и иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Под муниципальным образованием согласно положениям указанного ФЗ следует понимать городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, а главой муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В этой связи главами органов местного самоуправления являются мэры, главы муниципальных образований (в том числе и сельских поселений).
К главам органов местного самоуправления следует относить и глав сельских поселений.
К такому выводу пришел ВС РФ, признав, что глава сельского поселения является главой органа местного самоуправления, а не должностным лицом, которое наделено функцией управления территорией, входившей в подразделение района.
Так например, по приговору Самарского областного суда В. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции ФЗ от 13.06.1996г.), поскольку, являясь главой сельского поселения Красная Поляна муниципального района Пестравский Самарской области, т.е. главой органа местного самоуправления, получил взятку в сумме 3 тыс. рублей за то, что выдал К. две незаконные справки о якобы проживавших на территории поселения Красная Поляна лицах, чтобы последние получили право на торговлю сельскохозяйственной продукцией на территории этого поселения, а также право на незаконное освобождение от налогообложения доходов от торговли.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила приговор без изменения, указав, что согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п. 1 ст. 23 устава сельского поселения Красная Поляна глава поселения является высшим выборным должностным лицом поселения, возглавляющим администрацию поселения и исполняющим полномочия председателя собрания представителей поселения, входящим в состав собрания представителей поселения с правом решающего голоса.
Поэтому считать поселение, которым руководил В., лишь территорией, входившей в подразделение района, нет оснований (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, №10).
Глава административного округа ВС РФ также признан главой органа местного самоуправления, а его право на обращение с ходатайством в государственные органы по вопросу перевода земли из одной категории в другую признаны входящими в его служебные полномочия.
Так например, по приговору Челябинского областного суда Д., являющийся главой органа местного самоуправления (администрации округа), признан виновным по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ в получении им как должностным лицом лично взятки в виде денег в крупном размере в сумме 1 028 047 руб. за действия, которые входили в служебные полномочия должностного лица.
В кассационных жалобах адвокаты К. и П. в защиту Д. просили приговор отменить и дело прекратить, в частности, ввиду того, что Д. являлся ненадлежащим субъектом взятки, поскольку как глава органа местного самоуправления не был наделен полномочиями по вопросу перевода земель из одной категории в другую, а лишь вправе был ставить об этом вопрос, его соглашение о намерениях от 30 сентября 2009г. по передаче земельного участка являлось ничтожным, его выполнение невозможным.
Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ приговор областного суда оставила без изменения, указав, что суд обоснованно признал, что полученные Д. денежные средства в сумме 1 028 047 руб. являются незаконным вознаграждением за совершение им как должностным лицом действий, в результате которых часть земельного участка, занимаемого детским лагерем, должна была перейти к ООО «О. Инвестментс» в собственность или в аренду.Согласно показаниям свидетелей П. и Р. осужденный был осведомлен о том, что земельный участок, передачей части которого в собственность или аренду должен был быть произведен расчет за реконструкцию ООО «О. Инвестментс» детского лагеря, находится в составе земель лесного фонда. Для этого сначала необходимо было осуществить перевод данного участка в другую категорию земель, решить вопрос о передаче его в муниципальную собственность. В соглашении о намерениях от 30 сентября 2009 г. предусмотрено, что администрация Карабашского городского округа в лице Д. обязуется «способствовать действиям по передаче земельного участка», а договор отчуждения земельного участка площадью 4 га будет заключен «после получения всех правоустанавливающих документов на земельный участок… и проведения отмежевания от него площади в 4 га».Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями и дополнениями), Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. N 48 (с изменениями и дополнениями), устанавливают основания и порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, но не содержат категоричного запрета на принятие подобного решения. При этом названные нормативные акты предусматривают право органов местного самоуправления на обращение с ходатайством о переводе земли из одной категории в другую.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что по делу отсутствуют какие-либо основания, которые позволяли бы говорить о ненадлежащем субъекте получения взятки (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2011, №3).
В соответствии с п. 4 примечания к ст. 285 УК РФ государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям специально предусмотренных соответствующими статьями ( в ред. ФЗ от 05.05.2014).
Продолжение следует…