В настоящей статье рассматривается обратная сторона вопроса — использование в рекламных целях термина «адвокат» (и производных от него) в юридической рекламе хозяйствующими субъектами, не имеющими отношения к адвокатской корпорации.
Зачастую можно встретить рекламу юридических услуг (хозяйствующих субъектов, не имеющих отношения к адвокатуре), содержащую обороты с использованием слова «адвокат», «юридическая консультация» и т.п. Также, встречается использование «адвокатской» терминологии и в фирменных наименованиях юридических лиц. К примеру, в базе данных ЕГРЮЛ числится общество с ограниченной ответственностью «Юридическая консультация «Адвокат» (г. Брянск), т.е. своего рода юридическое «масло масляное».
Показательным является факт, что по состоянию на дату написания настоящей статьи (сентябрь с.г.) согласно базе данных ЕГРЮЛ на сайте ФНС РФ числится около 300 организаций, в наименовании которых содержится термин «адвокат» и около 400 организаций, в названии которых содержится термин «юридическая консультация». Автор отдает себе отчет, что далеко не все из них являются реально действующими, но сам порядок данных цифр заставляет задуматься. Удивительно, но не только юристы, но и некоторые риэлторы в своей деятельности пытаются маскироваться под адвокатов, так в Курске зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «АдвокатЪ».
Заслугой адвокатской корпорации является сложившееся общественное мнение, что обращение к адвокату гарантирует некий стандарт и качество юридической помощи, а адвокат, вступая во взаимоотношения с доверителем понимает, что допущенные им проступки могут стать предметом рассмотрения в ходе дисциплинарного производства с негативными для него последствиями (в т.ч. и исключением его из адвокатской корпорации).
Совокупность определенных преференций, предусмотренных в Законе об адвокатуре (адвокатская тайна, адвокатский запрос), а также механизмов контроля за деятельностью адвоката (возможность обращения доверителя с жалобой в органы адвокатского самоуправления) формирует в обществе мнение, что адвокат, в целом, является более профессиональным и квалифицированным правовым советником.
Немаловажным моментом является определенный профессиональный порог, установленный для входа в профессию (наличие стажа работы по юридической специальности, сдача квалификационного экзамена), а также, установленная Законом об адвокатуре обязанность по регулярному повышению своей квалификации.
Полагаю, что совокупность изложенных факторов побуждает некоторых «вольных» юристов использовать «адвокатскую» терминологию с целью попытки увеличения спроса на свои услуги, привлечение большего количества клиентов, введенных в заблуждение относительно фактического статуса данных организаций.
Как известно, в соответствии со ст. 5 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее – Закон об адвокатуре) использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом организациями.
Из ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» следует, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей. Согласно ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании, что использование при создании общества в его наименовании вышеуказанных терминов само по себе вводит потребителя в заблуждение, что юридические услуги оказываются лицами, которые являются адвокатами, имеющими соответствующую подготовку и статус.
Другие хозяйствующие субъекты такими признаками не обладают, а использование такого термина иными лицами прямо запрещено законом.
В средствах массовой информации встречаются описания единичных случаев борьбы с данным явлением, когда территориальные Управления ФАС признают подобную рекламу незаконной и выносят соответствующие предписания [1].
Использовав более системный подход, автор направил ряд жалоб в Управления ФАС по Курской, Брянской, Челябинской, Новосибирской областей, а также Красноярскому краю. УФАС по Курской области обе жалобы были рассмотрены по существу и изложенные в них доводы были признаны обоснованными (по одному делу №02/08-94-2014 на стадии рассмотрения нарушителем была признана неправомерность своих действий и к моменту вынесения решения нарушение закона устранено, по делу №02/08-95-2014 вынесено предписание в 45-ти дневный срок привести фирменное наименование ООО «Агентство недвижимости «АдвокатЪ» в соответствии с законом).
УФАС по Брянской области (согласно данным ЕГРЮЛ 3 организации используют в своих наименованиях адвокатскую терминологию) и УФАС по Красноярскому краю (1 организация-нарушитель) производство по делам были прекращены, т.к. заявителем не было предоставлено документированных доказательств оказания им юридической помощи в данных субъектах РФ, т.е. не подтвержден факт деятельности на данном товарном рынке и возможная конкуренция с Обществами, указанными в заявлениях.
Следует отметить, что данные отказы были обжалованы автором в Федеральную антимонопольную службу с указанием на то, что по Закону об адвокатуре адвокат может оказывать юридическую помощь на всей территории России, но, тем не менее, действия территориальных антимонопольных органов были признаны обоснованными.
УФАС по Новосибирской (9 организаций — нарушителей) и Челябинской (5 организаций-нарушителей) областям на момент написания настоящей статьи сроки рассмотрения жалоб были продлены.
Копии данных жалоб были, также, направлены в территориальные адвокатские палаты и управления Минюста России упомянутых субъектов РФ. Однако, позиция данных адресатов была несколько инертна, по крайней мере, автору неизвестно о какой-либо их реакции.
Вместе с тем, не исключено, что данный вопрос может иметь отложенные негативные последствия, т.к. потребитель, получив некачественную помощь в данных «квази-адвокатских» образованиях, может спроецировать свое негативное мнение на адвокатскую корпорацию.
С учетом изложенного, в заключение настоящей статьи, хочется выразить пожелание о более активных действиях в данной сфере местными адвокатскими образованиями.
[1] http://www.regionfas.ru/14/16312; http://www.mk-tula.ru/catalog/Obthestvo_1065.htm; https://rospravosudie.com/...dskaya-oblast-s/act-440973407/
Источник.