Часто слышу: «Хорошо Вам – юристам/адвокатам. Все законы знаете. Что нарушает Ваши права тоже знаете». Но это только одна сторона медали. Тот факт, что мы знаем законы, знаем, что нарушают наши права и боремся за их восстановление, не ограждает нас от неадекватных или недалеких людей.
В свое время я поехала набираться опыта работы юристом в небольшой поселок городского типа в Кемеровской области с населением в 3 500 человек.
Пространство замкнутое, все друг друга знают и никто ни на кого никаких заявлений не пишет – «в одной же деревне живем». И именно так люди сами позволили друг другу оскорблять и унижать каждого жителя этого поселка, не неся за это ответственности.
Для меня всегда было дикостью слушать, как приходят люди в управляющую компанию и начинают оскорблять и нецензурно выражаться в адрес сотрудников, а порой и даже силу применять, а сотрудники, в свою очередь, не могут дать отпор и привлечь к ответственности посетителей. На вопрос: «Почему???» всегда следовал один и тот же ответ: «В одной же деревне живем». Но и принудить людей защищать свои права не в моих силах.
Так, устроившись работать юристом в управляющую компанию, я начала свою карьеру. Сижу, работаю себе тихо – составляю иски, договоры, претензии, разрабатываю программы по уменьшению дебиторской задолженности и т.д. И в один прекрасный день заходит женщина глубоко пенсионного возраста (как выяснилось впоследствии с уголовным прошлым!) и начала на меня орать:
— Меня затопили! Я звоню, звоню сантехникам, а они так и не пришли! Я долго еще ждать буду???!!!!
Начинаю объяснять, что в данном здании сидит управленческий аппарат (бухгалтеры, юрист, директор, экономист и т.д.), что слесари, сантехники, мастер участка и прочие находятся в другом здании и звонки поступают им, а не нам. У нас даже информация подобного рода не фиксируется. И вот что мне в ответ:
— Сидишь тут, жопу отъела! Только деньги лопатой гребешь, а сделать ни черта не можешь!
Такое поведение терпеть, даже от пенсионера, в мои планы не входило. Я спокойно попросила ее выйти из кабинета. Но в ответ только получила кучу нецензурной брани в мой адрес. Тогда я позвонила в полицию и вызвала сотрудников полиции для задержания неадекватной посетительницы. Она, естественно, сразу сбежала, услышав, что сейчас приедет полиция.
Когда приехали сотрудники полиции, нарушительницы порядка уже не было на месте. Но я настояла на том, чтобы с меня взяли объяснение и написала заявление сотрудникам полиции для дальнейшего привлечения ее к ответственности. Благо, установить адрес проживания труда не составило.
Итог: женщину глубоко пенсионного возраста привлекли к административной ответственности, установили штраф в размере 1 000,00 рублей в пользу государства. Научило ли это ее чему-то? Не сказать, что на 100 % да, но вести она себя стала гораздо тише и сдержаннее.На улице, правда, у главного бухгалтера спрашивала периодически: «Хорошо ночами спишь?». Только почему – до сих пор остается загадкой.
Гораздо более красочный случай произошел буквально через полгода после этого инцидента.
Согласно Жилищному законодательству РФ, управляющая компания обязана отчитаться перед жителями домов, которые находятся в ее управлении, о произведенных ремонтах и понесенных расходах по содержанию многоквартирного дома. Также в обязанности управляющей компании входило утвердить тариф на капитальный ремонт на будущий год.
Мною была подготовлена соответствующая документация для проведения данного собрания. И в назначенный день мы в составе 3-4 человек начали проводить собрания по установленному графику в каждом доме.
Собрание возле дома № 17 было назначено в последнюю очередь. Надо полагать, что все уже изрядно подустали и хотели домой. Но именно здесь началось самое интересное.
Как водится, в каждом доме есть инициативная группа, есть свои активисты, есть свои «борцы за правду». Одной из таких и оказалась Б. На собрании больше всех возмущалась, задавала вопросы и ответы ее, естественно, не устраивали.
Прекрасно зная, что никто не будет привлекать к ответственности, Б начала переходить на личности. Ею было сказано, что дети всех сотрудниц управляющей компании рождены от директора этой управляющей компании!!! И это очень мягкая формулировка, так как передать сказанное дословно цензурно и в рамках статьи невозможно.
Лично меня это высказывание возмутило, так как я буквально недавно вышла из декретного отпуска, при этом находясь замужем!!! На следующий день я начала разговаривать с сотрудницами о необходимости написать заявление на Б в полицию, чтобы она впредь себе не позволяла подобного. Но ответ был один: «В одной же деревне живем!».
Но Б, почувствовав безнаказанность в своих высказываниях, на этом не успокоилась. На следующий день после собрания она пришла во второе здание управляющей компании, где находились слесари, сантехники, мастер участка и прочие. Б требовала от мастера участка, чтобы на один из подъездов дома, в котором она проживает, назначили уборщицу подъезда.
В этот момент в помещении находилась техник С. Она также, как и я, недавно вышла из декретного отпуска. Вспомнив, что произошло накануне, С не стала молчать и высказалась.
С: Да я бы этой старой сплетнице вообще ничего не назначала. Пусть сама своим грязным языком убирает подъезды.
Б: Ну что ты такое говоришь! Я же не тебя имела ввиду.
С: А кого? Я тоже не так давно из декретного отпуска вышла. Еще одна сотрудница до сих пор находится в декретном отпуске. И юрист наш не так давно вышла из декретного отпуска.
Б: Вот про юриста Вашего я и говорила! А не про всех остальных.
Естественно, это было самой глупой ошибкой Б, уточнить, что именно обо мне она говорила в тот вечер на собрании жителей многоквартирного дома. При чем, сказано это было минимум при 5 людях, находящихся в тот момент в помещении, при свидетелях.
Как только Б ушла, С сразу же мне позвонила и кратно передала состоявшийся диалог. За мной осталось лишь повторить схему: полиция-заявление-ожидание результата.
В общем, в тот же день я написала заявление в полицию на Б и попросила ее привлечь к ответственности. Потом дело передали в суд. В суде Б максимально старалась затянуть процесс: не признавала свою вину, утверждала, что ничего подобного она не говорила никогда, и вообще она белый и пушистый одуванчик на пенсии.
НО! У меня была куча свидетелей, которые на удивление согласились прийти в суд и подтвердить все случившееся, не смотря на то, что «в одной же деревне живем!».
В итоге – судом было принято решение в мою пользу. Б признали виновной и обязали уплатить административный штраф в размере 1 000,00 рублей в пользу государства.
Я могла бы и в отдельном производстве подать заявление о взыскании морального вреда, но мне и этого штрафа было достаточно. На человеке уже пожизненно будет висеть клеймо «Сплетница».
На самом деле Б очень даже повезло. Ранее (до 2012 года) в Уголовном кодексе РФ была статья «Оскорбление». Буквально за полгода до случившегося инцидента с Б, данную статью декриминализовали. А это означает, что Б привлекали не к уголовной ответственности, а к административной (ст.5.61 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Конечно, уголовное наказание большему бы научило данного человека. Но вышло так, как вышло. Я уже давно оттуда уехала (набралась как негативного, так и позитивного опыта) и теперь точно знаю, как действовать в подобных ситуациях.