Гражданин был обвинен в незаконном ввозе на территорию РФ 4 транспортных средств. Транспортные средства были арестованы таможенным органом.
Приговором суда, он был признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ч.1 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей), одновременно с приговором был удовлетворен гражданский иск о взыскании с гражданина в счет возмещения причиненного преступлением имущественного ущерба 14 млн. рублей (сумма таможенных платежей не поступивших в бюджет).
Выплатив 10 млн. ущерба гражданин обратился в таможенный орган с заявлением о возврате 3 транспортных средств, по которым ущерб в сумме 10 млн. рублей полностью возмещен.
Таможенный орган в момент выдачи транспортного средства произвел его задержание в соответствии с гл.51 Таможенного кодекса ЕАЭС. Основание — незаконный ввоз транспортного средства, неуплата таможенных платежей.
Круг замкнулся. Гражданин понес наказание, предусмотренное приговором суда, возместил вред, который состоял из таможенных платежей за незаконно ввезенное транспортное средство, но транспортное средство получить не может, так как оно не прошло таможенную очистку.
Внимательно изучив дело, я обратил внимание на то обстоятельство, что «змей укусил собственный хвост». Когда таможенный орган задерживает транспортное средство по гл.51 Таможенного кодекса ЕАЭС, у гражданина прекращаются обязательства по уплате за это транспортное средство таможенных платежей, а если они были уплачены, у таможенного органа возникает обязанность по их возврату.
Так как наш доверитель уже уплатил 10 из 14 млн. рублей в счет взысканного приговором материального ущерба, а у таможенного органа возникла обязанность по возврату 4 млн. рублей, за задержанное транспортное средство, мы направили в таможню заявление о зачете, что бы доверителю не пришлось доплачивать 4 млн.
Таможенный орган в зачете отказал, мотивирую отказ тем, что доверитель уплатил в бюджет 10 млн. рублей в счет возмещения ущерба, а возмещение ущерба не является таможенными платежами. Естественно, отказ в проведении зачета был обжалован в суд. Мотивировка жалобы была следующая.
Согласно п. 2 ст. 56 Таможенного кодекса ЕАЭС — обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Согласно подпункту 5 п. 3 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза прекращается у лиц, указанных в п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС, при задержании таможенным органом товаров в соответствии с гл. 51 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 5 ст. 97 ТК ЕАЭС в случае помещения товаров под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, задержания таможенными органами товаров в соответствии с гл. 51 ТК ЕАЭС, размещения на временное хранение после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченные и (или) взысканные в соответствии со ст. 97 ТК ЕАЭС, подлежат возврату (зачету) в соответствии с гл. 10 и ст. 76 ТК ЕАЭС.
В Российской Федерации возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств предусмотрен главой 17 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон).
В соответствии с подпунктом 1 ч. 12 ст. 147 ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения ч. 10 ст. 147 ФЗ.
Спор закончился в пользу моего доверителя, решением арбитражного суда по делу А08-4167/2019 решение таможни об отказе в зачете признано незаконным, зачет произведен. Примечательно, что после подачи иска в суд, вышестоящий таможенный орган, в рамках проверки отказа в зачете, по собственной инициативе, также отменил решение об отказе в зачете, обязав его осуществить и только поэтому таможенный орган не подавал апелляционную жалобу.