Между тем, понимание сущности работы, понимание значения роли закона в современном Мировом сообществе- первое чему должен научитmся Юрист, человек, который сегодня выполняет функции, ранее присущие лишь только таким формам организации как Церковь, философия и пр. Что есть закон? Это такая модель жизни, в которой разумное необходимо должно стать обыденным, опосредованным сознанием правоприменителя, правопользователя. Сегодняшний день ставит запросы философического характера перед юриспруденцией, а не тактико-технического, как это было столетие назад. Именно в праве сегодня определяется предназначение и статус человека, его форма существования и сосуществования в среде себе подобных…
И если эта форма не избавлена от порочности противоречий содержания самое себя, если ее практическое отражение есть отражение разбитых зеркал, то необходимо поставить вопрос о правильности того мировидения, которое использует сегодня юридическая мысль( особенно это верно для граждан России, которым предстоит великое дело – воссоздание и структурирование новой формы реальности самих себя).
Современные теоретики права склонны говорить о необходимости универсального метода, — философии права. Само подобное суждение архетипировано в прошлое и символизирует собой желание найти положительность в том, что ушло безвозвратно и уже не подлежит «реконструкции».
Философ –это, прежде всего, человек, превративший свое учение в свой образ жизни, противопоставивший самое себя как универсум хаосу мира, с которым он необходимо находится в состоянии вечной борьбы.
Юрист должен быть ориентирован не на поиск смыслов, а на формирование эмпирически заданного в соответствии со смыслом разумного (права). Философия права должна быть конструктивна применима таким образом, чтобы идеальное содержание теоретико- методологических выводов корреспондировало строгую направленность практической технике, а практическая техника всегда развивала теорию без отрыва от непосредственной интерпретации эмпирических фактов.
Если этого нет, мы рискуем повторить ошибки Советской России, где действительно философское содержание доктринальных позиций формировало смысл понимания практических моментов правоприменения.
Возможно ли существование подобного метода, подобной «философии»? Да. Единственно базовым условием является вынесенность за пределы бытия права любой методологии, во избежание образования круга в доказательстве.
На наш взгляд такой методологией правопонимания может стать людология.
Людология (LUDO-играю,LOGOS-знание)- это универсальная форма познания, предметом которой является мир как универсум, а методом –познание любого предмета с точки зрения перехода бытия в возможности в действительность, где процесс реализации (какой бы усложненной схема целостной парадигмы бытия ни была) понимается непосредственно как игра, с той или иной степенью алеантности.
Методология людологии восходит к традициям 2-х классических школ мировидения Платона и Аристотеля, казалось бы абсолютно противоречивое оказывается единожды понимаемым как связь познания одного и того же явления с точки зрения различной методологии.
Мы не можем, в силу объема исследования подробнее осветить для читателя непосредственно метод в его совокупности, обратим внимание лишь на одну особенность.
Использование людологического метода позволяет не абстрагироваться от практики правоприменения и не прятаться за удобную позицию «такова воля законодателя», а вести конструктивный диалог, ибо правоприменение (и пр. формы) понимаются непосредственно в контексте движущей причины в рамках целостной замкнутой парадигмы Бытия (возможность-действительность).
Это позволяет точным образом знать будет ли норма права мертворожденной или налично — действующей, каковы формы ее реализации (a priori), технику усечения эмпирических противоречий, а так же степень формирования материальной причины при совершенстве целевой в парадигме бытия явления.
А в целом определить круг и меру собственно дозволенного в области, как теоретических изысканий, так и в области меры возможного для правоприменения, «меру дозволенного» (например, определение экзистенции все тех же пресловутых прав человека).
Использование людологического метода не только практически оправданно сегодня, оно стратегически целесообразно завтра, ибо позволяет формообразовывать реальность не post factum или будучи в плену представлений прошлого, а на основе представлений системного характера, верификация которых и есть сама жизнь…