Медицинские услуги представляют собой один из видов потребительских услуг, поэтому защита прав потребителей медицинских услуг регулируется Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». При этом вовсе не обязательно, чтобы медицинская услуга была платной, поскольку, даже если пациент не оплачивает лечение из собственного кармана, это лечение оплачивается страховой компанией, выдавшей ему медицинский страховой полис.

Кроме того, данную сферу деятельности регулируют: 
  • Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан », 
  • Гражданский кодекс РФ 
  • и так называемые «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями ». 

Юридическая практика нашей области показывает, что если граждане и обращаются за защитой своих прав потребителя медицинских услуг, то речь, как правило, идет о платных медицинских услугах. Основные права потребителя медицинских услуг:-право на информацию о медицинском учреждении и оказываемых им услугах;-право на оказание медицинских услуг соответствующего качества; -право на оказание медицинских услуг в установленные сроки;
-право на расторжение договора на оказание медицинских услуг в любое время.

Чаще всего нарушаются права потребителя на получение информации. В соответствии с законом, каждый из нас вправе знать, например, какими могут быть последствия от применения назначаемых нам врачом процедур, приема медикаментов. Думаю, что мало кто из нас вспомнит, слышал ли такую информацию из уст врача.

Получение информации о медицинском учреждении и квалификации врача позволит потребителю реализовать свое главное право: право выбора врача и учреждения. К сожалению, не получила у нас еще достаточного распространения практика заключения письменных договоров на оказание медицинских услуг, квитанции об оплате услуг такими договорами не являются. В заключении письменного договора, в котором четко сформулированы права и обязанности сторон, заинтересованы как пациент, так и медицинское учреждение. И здесь мы не можем похвастаться активной позицией антимонопольного органа, хотя он вправе предъявлять иски о защите прав потребителей в суд, давать суду заключения по искам, предъявленным потребителями, наконец, добиваться лишения лицензии на медицинские услуги.

Пациент всегда прав? Вce чаще недовольные пациенты пытаются доказать в суде, что врачи лечили их плохо и должны за это ответить рублем. Например, заложники «Норд-Оста», ставшие инвалидами, оспаривают действия врачей по устранению последствий отравления их газом. Их адвокаты через суд требуют денежной компенсации морального и материального вреда, вызванного неправильно оказанной медицинской помощью. И добиваются в суде компенсации пострадавшим.

Еще несколько лет назад таких судебных разбирательств быть не могло. Только после принятия в нашей стране Гражданского кодекса впервые появилось само понятие «моральный вред». А закон «О защите прав потребителей» приравнял медицину к сфере услуг. С тех пор количество судебных тяжб с медицинскими учреждениями резко увеличилось.

Чаще всего подают в суд на действия врачей платных медучреждений. Иски в отношении бесплатных больниц и поликлиник едва достигают 10% от общего числа. Кстати, защищать пациентов сегодня берутся далеко не все адвокаты. Распространенное среди юристов мнение следующее: если серьезное медицинское учреждение хочет доказать свою правоту, то клиент будет совершенно беззащитен даже в суде. Хотя мой опыт работы говорит об обратном.

Сложность ведения таких дел в том, что непросто установить причинно-следственную связь между действиями врачей и последовавшим результатом. Тут требуется экспертиза, а ее проводят врачи из соседних медицинских учреждений по принципу сегодня ты, а завтра я. Некоторые врачи апеллируют к тому, что медицинское заключение трудно дать, не имея полной картины происшедшего. Другие не хотят давать оценки действиям коллег из профессиональной солидарности.

 Договор — всему голова! Пациент может защитить себя уже на стадии составления договора. Когда человек ложится на операционный стол, то он не будет требовать того, чтобы ему грамотно составили договор, он просто ждет помощи. Поэтому договор нужно составить заранее. По закону, если договор составлен не в пользу потребителя, через суд он может быть признан недействительным и об этом пациентам не следует забывать.

В договоре с медицинским учреждением следует указать, какие именно услуги пациенту будут оказывать. Кроме того, в договор следует внести пункт, который обязывает медицинское учреждение или лечащего врача раскрыть больному всю информацию, касающуюся последствий проводимой операции. То есть пациенту должны быть понятны результат и последствия, которые операция может иметь. Если вы считаете, что вас лечили некачественно, пытаться получить возмещение нанесенного ущерба надо как можно скорее.

Через полгода трудно будет убедить суд, что ваше сердце болит именно в результате операции, а не из-за того, что вы принимали какие-то таблетки, не прочитав инструкции.Следует помнить, что на требования возмещения вреда жизни и здоровью не распространяется срок исковой давности. Однако в случае, если вам оказывали платные медицинские услуги, по закону «О защите прав потребителей», можно требовать возврата денег в течение трех лет. При наличии материального ущерба моральный ущерб рассчитывается в процентном отношении от него. Но бывают случаи, когда моральный ущерб оценивается исключительно в зависимости от степени причиненных человеку страданий.

Понятно, что любая операция приносит определенные страдания. Но если она не вызвала нарушения психики, то в нашей стране моральный ущерб не будет оценен в значительном размере.
Обычно моральный ущерб компенсируется как 20-30% от суммы материального. Часто суд выносит свое решение на основании экспертизы, поэтому следует иметь на руках договор с медицинским учреждением или квитанцию об оплате. Иначе суд вряд ли будет даже рассматривать ваш иск. Если все же дело дошло до суда, то важным документом будет также ваша медицинская карта. Хорошо бы также иметь справки и заключения других врачей, которые могли бы подтвердить состояние вашего здоровья до обращения в клинику.

Это докажет, что ваше здоровье ухудшилось именно после лечения.Охотники за «скальпами»Не только пациенты осваивают правовую защиту своих интересов. Врачам тоже приходится заниматься судебными тяжбами. Многие из тех, кто подает в суд на врачей, просто стремятся решить таким образом свои финансовые проблемы. Бывает, что больные сами отказываются от госпитализации, а потом обвиняют в этом врачей. Они еще и вводят в заблуждение докторов, так что те не могут правильно поставить диагноз. Поэтому правильно составленный договор также необходим и медицинскому учреждению.


Это важно знать! Есть ряд признаков, по которым можно определить доброкачественность медицинской организации, с которой вы имеете дело:-лицензия (как правило, она вывешивается рядом с регистратурой, на самом видном месте);


  • приложение к лицензии (она определяет, какие виды медицинских услуг имеет право оказывать данное учреждение);
  • сертификат специалиста (каждый работающий врач в обязательном порядке должен иметь такой сертификат). Законное право потребителя медицинских услуг убедиться в квалификации специалиста, которому он доверяет свое здоровье;
  • договор. В хорошей клинике потенциальному клиенту сразу предложат заключить договор, причем в письменной форме.Обычно это уже подготовленный документ, в котором содержится вся информация о будущем лечении: где, как, при каких условиях оно проводится, объем предполагаемого вмешательства, степень риска, возможные осложнения. Лишь получив и уяснив всю эту информацию, потенциальный клиент медучреждения может дать свое разумное аргументированное согласие на лечение – поставив подпись под договором. Медучреждение и само кровно заинтересовано в договоре — это его страховка, его оправдание на случай разногласий. Если же вам не предлагают подписать договор, у вас есть все основания насторожиться.
  • оплата. Наличные расчеты на территории Российской Федерации производятся только в рублях. При оплате клиенту выдают чек контрольно-кассовой машины (как в обычном магазине) или квитанцию, на которой типографским способом напечатаны серия и номер. Каждый из этих бланков представляет собой документ строгой отчетности и по сути уникален. На бланке квитанции обязательно указываются название и адрес организации, сумма и дата оплаты. Заверяется она печатью субъекта хозяйствования и подписывается кассиром.
Пациент имеет право просить копию своей карты, результаты анализов, выписку из карты, справки, заключения — все документы, которые отражают состояние его здоровья. Ему обязаны выдать их в соответствии со статьей 31 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».Юристы всем и всегда советуют иметь дубликаты всех медицинских документов – на случай возникновения спора или конфликтной ситуации.

Для чего такая предосторожность? Карта, которая находится в медучреждении, не является документом строгой отчетности. В ней не пронумерованы страницы, она не содержит специальных реквизитов, ее можно дополнить задним числом или же, напротив, аккуратно удалить компрометирующие странички, а также просто переписать заново. Доказать подлог без продублированной документации, в общем-то, невозможно.

И все-таки, судебный иск – исключительный вариант. Но поскольку предусмотреть, возникнет ли в нем необходимость, никому из нас не дано, лучше заранее придерживаться рекомендаций юристов и адвокатов, специализирующихся в области медицинского права.

Да 1 1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Elizaveta, Lika, +еще 2
  • 24 Января 2010, 13:51 #

    Узнала много полезного, теперь по крайней мере ясно, какие бумаги можно требовать у врача. Автору огромное спасибо!

    +1
  • 26 Января 2010, 12:30 #

    Не совсем согласен с автором статьи:

    Во-первых: есть ситуации, когда больной находится в состоянии болевого шока (почечная колика, например) и в таком состоянии больной не соображает что подписывает, более того он ну не в состоянии потребовать составить такой договор. Ему НУЖНА срочная помощь! Как такой договор человек может составить заранее????? А с учетом того, что по разным дням дням дежурят разные больницы, Вы предлагаете всем больным с риском почечной колики ознакомиться со всеми договорами во всех больницах? Это вообще реально или теория?

    И второе: определять качественность услуг конкретного лечебного учреждения по формальным документам (лицензия, сертификаты и пр.) крайне опасно для здоровья. Во всяком случае я хожу по врачам только исключительно по рекомендациям знакомых (а лучше знакомых врачей) исключительно! Себе дороже.

    +1
  • 27 Января 2010, 00:03 #

    Согласна с Бобом — когда очень больно, то подписываешь все, что тебе приносят -лишь бы это закончилось. А заранее сообразить, что так плохо может быть и согласовать договор — по-моему, из разряда фантастики.

    +1

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Медицина и Ваши права» 0 звезд из 5 на основе 1 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации