С момента принятия закона прошло уже полгода, но некоторые положения только входят в силу. Это связано с тем, что ряд подзаконных актов, регламентирующие ряд положений были приняты позднее.
Из новшеств особо следует отметить изменения, касающиеся порядка выплаты и расчета комиссионных, полагающихся риэлтору за сдачу жилья в аренду.
С 15 сентября 2014 г., комиссионные риэлторов за сдачу квартиры или жилого дома оплачиваются исключительно арендодателями. Кстати, отныне сумма этих комиссионных не должна превышать стоимости месячной аренды, в то время как ранее она назначалась риэлтором произвольно.
В качестве исключения, арендаторы и арендодатели поделят пополам комиссионные за следующие услуги риэлторов :
- посещение сдаваемого в аренду помещения ;
- составление договора аренды ;
- подготовка досье арендатора ;
- составление акта о состоянии арендуемого помещения (état des lieux).
Как эти нововведения отразятся на арендаторах? В качестве примера процитируем пример, приведенный на сайте Министерства Жилищного строительства и равенства территорий Франции[2]:
Допустим, в Париже 2-х комнатная квартира в 40 м² предлагается в аренду за 972 евро в месяц. Услуги риэлтора за различные услуги по оформлению аренды обойдутся арендатору в 600 евро максимум, что на 40% ниже суммы комиссионных, которые бы арендатор мог выплачивать до 15 сентября с. г.
Отметим, что прежде комиссионные риэлторов за аренду помещения зачастую делились пополам между арендаторами и арендодателями, устанавливались в размере стоимости 1-го или 2-х месяцев аренды и зачастую включали услуги, перечисленные выше, без дополнительной оплаты.
Уточним, что вышеуказанные услуги не являются обязательными и могут быть оказаны другими профессионалами (например, приставами или адвокатами), или выполнены самими сторонами.
Данная мера ставит целью увеличить покупательную способность арендаторов и облегчить им доступ к жилью, особенно в зонах с высокой арендной платой.
Это новое положение было раскритиковано всеми заинтересованными сторонами:
— Ассоциациями защиты потребителей – потому что сумма комиссионных, несмотря на ее ограничение, все равно остается высокой для арендаторов с невысокой зарплатой[3] ;
— Арендодателями – потому что они и без того несут высокие расходы по сдаче внаем и содержанию жилых помещений, вкупе с высокими налогами за полученную аренду, и теперь грозятся увеличить размер аренды, насколько это позволяет закон ;
— Наконец, риэлторами – потому что комиссионные, которые они получают после оплаты рекламы, персонала, помещения агентства и налогов были весьма невысокими и до принятия декрета, а теперь снизятся на порядок. Можно предположить, что эта новая мера приведет к новой волне закрытия риэлторских агентств.
[1] Loi n° 2014-366 du 24 mars 2014 pour l'accès au logement et un urbanisme rénovéhttp://www.legifrance.gouv.fr/...T000028772256&categorieLien=id
[2] http://www.territoires.gouv.fr/...afonnes-a-partir-d-aujourd-hui
[3] Минимальная заработная плата брутто во Франции составляет 1 445,38 евро в 2014 г.


Уважаемая Ирина Михайловна, спасибо за интересное освещение вопросов нового регулирования деятельности риэлторов и арендодателей во Франции, но по моему мнению, само вмешательство государства в вопросы тарифного регулирования является избыточным и демонстрирует отход от базовых принципов рыночного регулирования, на основе «самобалансировки» спроса и предложения.
Иван Николаевич, Вы совершенно правы, так как вмешательство государства в вопросы регулирования экономики, увы, зачастую приводят к контррезультатам.
Уважаемая Ирина Михайловна, у некоторых чиновников, независимо от страны, со временем появляется профессиональная болезнь — «бюрократический зуд», при котором хочется детально «регулировать и контролировать» всё подряд, но почему-то такое избыточное рвение обычно приводит к обратному результату.
Это получается, что законом подняли стоимость услуг?
На самом деле, закон понизил стоимость услуг для арендатора. Но поскольку бремя оплаты перемещается на арендодателя, то последний не преминет увеличить аренду (хотя государство принялось и за регулирование арендной платы, но это иной разговор).
У нас, наверное, уже ум извращён до крайности (как и большинства в России). Мне видится посредник, который со стороны арендатора находит предложения по аренде, в результате он находит риэлтора (или якобы находит ;)), риэлтор находит арендодателя, государство регулирует арендодателя и риэлтора, а посредник берёт свою комиссию без регулирования (по-ходу, такого рода посредника вообще забыли отрегулировать, оно и понятно, чем гуще сеть, тем больше дырок, а крупная рыба просто обходит такую сеть).