Хорошо известно, что Закон Босси — Фини, с внесенными изменениями и дополнениями в ст. 4, пункт 3, Сводного закона об иммиграции (Законодательный декрет № 286 от 25 июля 1998 года), предусматривает, что те, кто совершает любое из преступлений по статье 380 пункта 1 и 2 Уголовно-процессуального кодекса и по статье 73 Указа Президента Республики № 309 от 9 октября 1990, или преступления, связанные с сексуальным рабством, пособничеством в нелегальной иммиграции и т.д., не могут въехать на территорию Италии или, если въехали, не могут продлить разрешение на пребывание, а, в случае амнистии, не могут получить вид на жительство.
Тем не менее, это правда, что на сегодняшний день применение этой нормы совершенно не «автоматическое».
Напротив автоматизм, введенный в оны годы законодателем, должен осуществляться в свете принципов, изложенных в некоторых решениях Европейского Суда, в соответствии с которыми необходимо определить на практике наличие реальной социальной опасности иностранца и других сведений, не позволяющих выдачу ему документа.
Все это должно быть рассмотрено, прежде чем приступить к депортации с территории государства.
В самом деле, даже если «на бумаге» есть препятствия для выдачи или продления разрешения на пребывание иностранцу, на практике все еще могут быть основания для разрешения его въезда или пребывания на территории Италии.
Не имеет значения социальная опасность иностранца в момент, когда были приняты меры по депортации или вынесен приговор в его отношении, важно его реальное положение в социальном контексте государства, в котором он сделал запрос на проживание.
Даже если разрешение на пребывание не может быть выдано или продлено в случае осуждения по одному из преступлений, указанных в ст. 4, пункте 3, Законодательного Декрета. N. 286/1998, препятствующий автоматизм не может быть применен согласно статье 5 пункту 5 Сводного текста об иммиграции.
В этом положении говориться о том, что при наличии препятствия к выдаче или продлению разрешения на пребывание, отказ может даже быть объявлен только при условии дискреционной оценки личности заинтересованного и тяжести криминальной истории, а также длительности его пребывания в Италии и его социально-трудового поведения.