Иногда, к написанию статей подталкивает обычное общение, из которого становится понятно, что собеседник находится в глубоком заблуждении об основе темы диалога, об исходных обстоятельствах ситуации и недоумевает, почему диалог не приносит ему ответа на его вопросы.
Данная публикация относится к финансовому и банковскому праву двух правовых систем, но для упрощения сути, предлагается модель ситуации диалога из совсем другой правовой сферы (дорожное право) для демонстрации смыслов происходящего в банковской и финансовой сфере сегодня.
И так, исходная ситуация.
Два административных субъекта А и Б имеют абсолютно одинаковую скоростную трассу от пункта А1 до А2 (в субъекте А) и от пункта Б1 до Б2 (в субъекте Б) соответственно.
Скоростная магистраль в субъекте А строилась согласно технической документации субъекта Б.
Разница в этих «автобанах» лишь в том, что в первом случае субъекта Б разделительная полоса состоит из 2-ух метровой бетонной стены, а в случае с А — из нанесённой на асфальт белой краской двойной линии.
Законодательство субъекта Б не содержит норм, которые предусматривают ответственность за «Выезд на встречную полосу, повлёкшую за собой гибель одного или более граждан субъекта Б». Разумеется, законодательство в Б регулирует только скорость и правила движения по каждой их полос скоростной трассы.
И это не удивительно, физически просто невозможно для автомобилей в субъекте Б «перелететь» за 2-ухметровый бетонный блок на любой скорости и при любых обстоятельствах.
Происшествия на участке Б1 — Б2 ограничиваются нарушениями правил движения по одной полосе и почти не связаны с жертвами в дорожном движении.
Законодательство субъекта А предусматривает не только ответственность за «Выезд на встречную полосу» на участке А1 — А2, но и подробно описывает когда и почему можно или нельзя пересекать «двойную сплошную», как при этом правильно притормаживать перед таким выездом, куда смотреть при «пересечении в виде исключения» и что предусматривается в случаях с жертвами в следствие несоблюдения как правил, так и исключений.
У субъекта А существует даже целая служба по «спасению из лобового столкновения» и целый отдел по регулированию «прав водителей», которые не согласны с наложенными штрафами или чувствуют себя «ущемлёнными» в действиях «выехавшего на встречку» участника движения.
В субъекте А ежегодно гибнет на этом участке столько народу, что их количество за 10 лет сопоставимо с населением всего субъекта Б.
Диалог двух профессионалов.
Полицейский из субъекта А обращается к коллеге из субъекта Б и обменивается опытом. В ходе беседы полицейский из А спрашивает коллегу из Б:
«А почему у Вас не урегулировано наказание за выезд на встречную полосу? Почему нет исключений, когда можно выезжать на встречку? Что Вы посоветуете нам (полиции субъекта А) для снижения смертности на участке? У нас ведь такие одинаковые участки, мы же строили наш участок по тем же чертежам, что и ваш».
Коллега из Б при ответе указал на нормы по регулированию скорости движения по полосам в своём субъекте Б и в недоумении указывал на то, что при строительства скоростного участка у Б приоритетом и целью было сохранение жизни участников «движения» и спрашивает коллегу из А:
«А какие у Вас приоритеты и целеполагание в „дорожном движении“ и в законодательстве по движению?»
В недоумении коллега из А говорит:
«При чём тут приоритеты, я ведь интересуюсь всего лишь вопросом, как вы регулируете выезд на встречку. Почему у вас ничего в Законах о дорожном движении не урегулировано, а смертность на участке практически отсутствует. А у нас вот, уже всё что можно в законах прописали, а люди гибнут».
На это коллега из Б отвечает:
«Ну вот и разберитесь, какой у Вас приоритет: регулирование выездов на встречку и экономия в строительстве или жизни людей. А регулирующую у нас норму я Вам уже назвал».
Коллега из А так и не понял коллегу из Б и разочаровавшись неудавшимся общением, посчитал, что коллега из Б плохой специалист, да на столько, что даже не способен понять суть такого простого вопроса: «выезд на встречку».
«Ну и идиот этот коллега из Б», — подумал коллега из А.
В своём отчёте начальству об общении с Б его зарубежный коллега А написал:
«Поскольку коллега из Б говорил о приоритетах и целеполагании, нам следует выработать регулирование о приоритетах и целеполагании при пересечении сплошной линии. Тогда наверное смертность на дорогах снизится».
Вот так иногда происходит общение между двумя профессионалами, когда один не понимает сути вопроса, а другой не понимает сути ответа.
Будучи профессионалами в разных условиях правоприменения иногда очень сложно определить тот источник, который обуславливает коренную разницу в казалось бы «одинаковых» нормах, процессах и ситуациях.
Для тех, кто дочитал до конца, вот ответ на вопрос в заглавии публикации:
Всё как было — так и есть, только на трубе Б стало 2 буквы, а на трубе А вдвое меньше.
___________________________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.