26 июня Минюст России провел видеоконференцию по вопросам реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Отметив избыточность документов, которые адвокаты обязаны представлять в государственный орган для получения оплаты за свой труд, участники обратили внимание на явно недостаточное правовое информирование и правовое просвещение населения.
Многие граждане даже не знают о наличии у них права на получение БЮП. Размещать такую информацию в традиционных СМИ необходимо регулярно, но платить немалые суммы мы не в состоянии. Адвокаты ведут прием в офисах адвокатских образований, по месту нахождения образований. АПРО совместно с Управлением Минюста России по Ростовской области неоднократно, ставили перед региональными органами власти вопрос о расширении категорий граждан, имеющих право на получение БЮП, и перечня правовых случаев оказания такой помощи. Исходя из нашей практики, мы можем сделать вывод, что расширение перечня категорий граждан и случаев оказания БЮП не повлечет увеличения расходов регионального бюджета.
В адвокатском сообществе обсуждается предложение о введении так называемой двухуровневой системы оказания БЮП: после документального подтверждения гражданином права на получение БЮП сотрудник социального отдела органа власти выдает ему направление для обращения к адвокату. Все это выглядит очень технологично. Но с точки зрения реализации принципа доступности юридической помощи преимущества такого подхода не столь очевидны: путь гражданина до адвоката увеличивается.
Необходимо учесть также и то обстоятельство, что адвокаты зачастую не отказывают в предоставлении БЮП гражданам, даже если те не имеют на нее права. Да и не всегда сотрудники социальных служб органов власти (в основном не имеющие юридического образования) могут правильно определить, включен ли вопрос гражданина или нет в перечень, который установлен п. 2 ст. 20 Закона о БЮП. А для адвоката такая проверка не является проблемой. С учетом сложившейся в стране экономической ситуации и в целях поддержания социальной стабильности в обществе государство на федеральном и региональном уровнях должно сделать еще один шаг вперед для расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получение БЮП. Со своей стороны адвокатское сообщество, заинтересованное в дальнейшем развитии БЮП, должно не увеличивать, а сокращать дистанцию между гражданином и адвокатом – участником БЮП и поддерживать адвокатов, оказывающих БЮП.
Вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб в своем комментарии пресс-службе ФПА РФ об инициативе Минюста отметил, что проект призван, навести порядок в сфере оказания бесплатной правовой помощи и облегчить адвокатам отчетность по БЮП.
Это может показаться на первый взгляд странным, но справиться с острейшими неотложными вопросами, возникающими в ходе развития чрезвычайной ситуации, оказывается проще, нежели решить те, что появляются позже, когда непосредственная угроза отведена. Так, как происходит в случае ростовского пожара, оставившего без крова полтысячи с лишним человек.
Александр Ищенко не стал скрывать: – Процесс восстановления жилищных прав – это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны органов власти. Поэтому мы приняли решение создать максимально комфортные условия для людей, чтобы они по минимуму тратили свое время на подготовку документов. Наши специалисты будут анализировать каждую отдельную ситуацию, в которую попала конкретная семья, и давать индивидуальные рекомендации. В свою очередь, адвокаты возьмут на себя необходимое юридическое сопровождение. Вот чем в самую первую очередь было продиктовано решение законодателей организовать юридическую помощь погорельцам. По словам А. Ищенко, центр по ее оказанию будет действовать столько, сколько потребуется – до тех пор пока не разрешатся все правовые коллизии, возникшие после пожара и требующие кропотливой работы по восстановлению жилищных прав граждан. В среднем же на такую работу потребуется не менее двух месяцев.
Очевидно, что частью работы по обеспечению погорельцев жильем станет выдача специальных жилищных сертификатов. Это предусмотрено в подобных случаях федеральным законодательством. В наших законах прописана процедура выдачи таких сертификатов гражданам, которые лишились своего жилья в результате чрезвычайной ситуации. Но здесь важно в полной мере соблюсти и дух, и букву закона. Ведь на получение сертификата могут рассчитывать только те, кто лишился единственного жилья. При этом граждане должны быть и зарегистрированы по этому месту жительства, и – что важно – постоянно там проживать. При получении сертификата гражданин может подать заявку в органы власти на предоставление жилья либо самостоятельно купить его на рынке недвижимости.
Еще один вид помощи, которая может быть оказана попавшим в беду ростовчанам, – это освобождение от уплаты транспортного и жилищного налогов. Этот вопрос сейчас уже обсуждается с администрацией Ростова и управлением Федеральной налоговой службы. Цель – постараться облегчить финансовую нагрузку на пострадавших. Понятно, что в создавшейся ситуации было бы просто абсурдно платить за сгоревшие недвижимость и автомобили. Но проблема тут тем не менее имеется. Надо найти законные пути компенсации людям платы за то, чего уже у них нет...
Так же должна быть четко юридически и финансово обоснована плата из бюджета за проживание в гостиницах, куда начинают переселять часть погорельцев, находившихся до того в оборудованных на базе школ пунктах временного размещения.
Как видим, после ростовского ЧП вопросов возникло немало, все эти и другие моменты предстоит держать в поле зрения.
по состоянию на 2 октябряпоступили пожертвования для оказания пострадавшим от пожара 21 августа 2017г. в сумме 10 694 509,76 рубля. Часть денежных средств потрачена на проживание пострадавших в гостиницах. Остаток денежных средств составляет 9 607 109,76 рубля. Все решения по расходованию денежных средств, поступивших для оказания помощи
пострадавшим от пожара 21 августа, принимает совет Фонда содействия социально-культурному развитию «Город». Россияне перечислили 10,6 млн рублей в фонд помощи пострадавшим в крупном пожаре в Ростове-на-Дону. На оплату проживания погорельцев в гостинице потратили более 1 млн.рублей. По данным на 2 октября, остаток на счете — 9,6 млн рублей. Замглавы администрации Ростова по вопросам экономики Дмитрий Чернышов объяснил, что решение о расходовании денег со специального счета принимает совет Фонда содействия социально-культурному развитию «Город». Сбор средств в качестве гуманитарной помощи продолжается, пожертвования поступают со свей страны, рассказал Чернышов. Ранее погорельцы получили материальную помощь из бюджета в размере 86 млн рублей, более 40 млн рублей выделили из федерального бюджета. Как сообщает пресс-служба губернатора Ростовской области Василия Голубева, включен в список на получение соцвыплаты на приобретение жилья попал 361 человек.
Права человека находятся под серьезной угрозой, жизнь многих людей и в целом политическую, экономическую и социальную ситуацию в нашем регионе Российской Федерации в значительной степени влияют угрозы безопасности и ответные действия российских властей.
В связи с регулярными нападениями на представителей силовых ведомств и местных администраций, известных общественных деятелей и простого населения перед российскими властями стоит необходимость, а равно и обязанность, обеспечить безопасность мирного населения.
Тем не менее, любые действия, и в частности усилия по установлению и привлечению к ответственности подозреваемых в причастности к совершенных ими преступлениям, должны проводиться в соответствии с принципом верховенства права и при неукоснительном соблюдении прав человека. Нередко представители российских властей отрицают сам факт нарушений, даже в тех случаях, когда другие организации смогли собрать документальные подтверждения. Несмотря на то, что в расследовании подобных нарушений следователи действительно сталкиваются со значительными трудностями в регионе, сложность найти независимых свидетелей из-за опасности, которой подобные свидетели подвергаются, так же множество случаев, когда сами расследования не являлись независимыми и беспристрастными, особенно – как это чаще всего бывает – когда расследования проводились силами местных следственных органов, сотрудники которых нередко связаны профессиональными и личными узами с силовиками, подозреваемыми в участии в подобных нарушениях.
Нередко следователи утверждают, что они не могут установить лиц, подлежащих привлечению к ответственности, и приостанавливают или закрывают дело. В других случаях, когда причастность сотрудников правоохранительных органов к конкретному нарушению не составляет никаких сомнений, заявления о том, что их действия должны расцениваться как нарушения прав человека, отметаются как безосновательные. Тем не менее, во многих подобных случаях трудно не прийти к заключению, что следователь не стремится провести все необходимые следственные действия, непредвзято рассмотреть все имеющиеся доказательства и предъявить обвинения предполагаемым нарушителям.
В результате торжествует безнаказанность за нарушения прав человека. Причем речь идет не о единичных, а о многочисленных случаях, к которым причастны сотрудники силовых структур; это проблема системного масштаба. Несмотря на то, что теоретически потерпевшие могут воспользоваться средствами правовой защиты (потерпевшие могут подать жалобу в суд на бездействие следственных органов и потребовать проведения эффективного расследования), на практике им часто в этом отказывается, а следствие – в случаях, когда уголовные дела все-таки открываются – обычно ни к чему не приводит, и никто не привлекается к ответственности за многочисленные случаи насильственных исчезновений, пыток и других форм жестокого обращения, а также предполагаемых внесудебных казней.
Подобная несостоятельность официальной реакции на нарушения прав человека все больше подрывает принцип верховенства права. У этой проблемы есть и другая важная сторона. В то время как потерпевшим, чьи права были нарушены, отказывается в доступе к правосудию и эффективных средствах правовой защиты, права тех, кто обвиняется в преступлениях, связанных с действиями незаконных уголовных преступлениях, также нарушаются в процессе уголовного производства.
Отслеживая и документируя конкретные случаи нарушений прав человека обратил внимание на тот факт, что нередко адвокаты, представлявшие пострадавших, сами сталкивались с давлением, преследованиями и угрозами, прямыми и скрытыми, со стороны неизвестных лиц или людей, связанных с силовыми структурами, такими как полиция, спецслужбы, прокуратура и следственные органы.
Некоторые адвокаты, ссылались на конкретные случаи в качестве примера такого давления, другие говорили об общей атмосфере устрашения, в которой им приходится работать. Для многих из них давление и устрашение проявлялись в виде угроз, как прямых, так и анонимных или переданных через знакомых. Анонимные угрозы нередко приобретали довольно часто используемую, как представляется, форму завуалированных намеков, которые часто передаются адресату устно и не напрямую, например, через коллег или родственников, а также иногда через «доброжелательных» чиновников.
Нередко угрозы выглядят как дружеские, благожелательные предупреждения. Несмотря на такую форму, для адвокатов, не оставалось никаких сомнений, что по сути это были именно угрозы, имевшие придержать или отбить желание у адвоката выстраивать слишком активную защиту доверителя в конкретном деле, либо быть слишком активным защитником, в определенного рода уголовных делах в принципе. Многие адвокаты, жаловались на то, что их работа может быть крайне тяжелой психологически. Наиболее частой упоминаемой причиной развития чувства глубокого разочарования и бессилия они называли отсутствие независимости судов и нарушение принципа верховенства права в целом. Многие отмечали, что перед лицом вопиющих нарушений права на справедливое судебное разбирательство со стороны разных участников уголовного процесса – представителей дознания и следствия, гособвинения и самого суда – ни обычная тактика защиты, ни поиск ее новых форм, ни глубокое знание законов и процессуальных норм все равно не оставляют даже шанса на справедливость.
Несколько адвокатов выразили прямую обеспокоенность судьбой своих подзащитных в связи со своими активными действиями в качестве защитника. Некоторые боялись, что положение их подзащитных может в результате только ухудшиться, что угрозы со стороны сотрудников правоохранительных органов могут быть реализованы, и потом, в отсутствие адвоката, их доверитель столкнется с (повторными) пытками и иными формами жестокого обращения, а также что действия защитника могут привести в итоге к более суровому приговору и другим последствиям.
Об устрашении и давлении на адвокатов со стороны системы уголовного правосудия, сведения о конкретных случаях, когда должностные лица запугивали защитников в уголовных процессах". Данная проблема широко обсуждалась многими, в том числе самими российскими адвокатами. Среди огранизаций, которые высказывали глубокую озабоченность этим вопросом, была и Федеральная Палата Адвокатов.
ФПА сообщает, что по всей Российской Федерации адвокаты регулярно становятся жертвами давления и нарушений со стороны сотрудников правоохранительных органов, а в последние годы наблюдается рост подобных случаев. Сюда входят и обыски используемых адвокатами кабинетов, и изъятие документов без соответствующего решения суда, как того требует российский закон, и вызовы адвокатов на допросы в качестве свидетелей в рамках дел, по которым они выступают в качестве защиты.
ФПА отмечает, что подобные вызовы делались «как правило, с целью вывести адвоката из уголовного процесса» или, чтобы получить какие-либо свидетельские показания против их подзащитных. По сведениям ФПА чаще всего за подобными инцидентами стоят представители органов дознания и органов следствия МВД РФ, а также следователи следственных подразделений Следственного комитета России или ФСБ. По сведениям ФПА число подобных инцидентов в последние годы значительно выросло.
Огонь — самая мощная стихия, победить которую человечество не в состоянии. Даже научившись добывать и использовать дар Прометея в своих нуждах, порой огонь выходит из-под нашего контроля, словно желая продемонстрировать, что никто над ним не властен.
Пожар — это трагедия, которая учит нас осторожности. Случившись в жизни человека как минимум однажды, или став очевидцев пожара, каждый навсегда понимает, что огонь не прощает ошибок и халатности.
К сожалению, статистика пожаров в Российской федерации, мягко говоря, неутешительная. Огонь может сыграть с нами злую шутку, ликвидировать последствия которой не каждому под силу.
Впрочем, порой пожар случается вовсе не по нашей вине, однако мы оказываемся его жертвами, теряя не только помещение и его благоустроенность, но и оставаясь вынужденными разбираться в происшествии, чтобы ликвидировать последствия пожара.
— Вопросы открытости органов государственной власти и доступа граждан к информации два последних десятилетия находятся в центре общественно-политических дискуссий. Сегодня информационная открытость власти выполняет важнейшую функцию — обеспечивает социальный контроль деятельности органов государственной власти. Поэтому информационную открытость власти необходимо рассматривать как доминантную характеристику демо — кратического общества, способ конструктивного влияния на принятие и реализацию решений властными органами. Такой подход предполагает создание механизмов прозрачности деятельности государственных органов и инструментов обратной связи позволяющих гражданам взаимодействовать с представителями власти.
— В 2014 году была утверждена концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, определяющая основные принципы и задачи, а также основные подходы, обеспечивающие публичность власти. Важнейшим условием для реализации общепризнанных прав на информацию граждан и иных субъектов является создание механизмов информационной открытости органов местного самоуправления как института публичной власти. Решение этого вопроса связано со снятием барьеров, отделяющих человека от институтов публичной власти, делающих его объектом информационного манипулирования, приводящих к усилению влияния отдельных групповых интересов либо изоляции гражданина от участия в политической жизни.
Эффективное решение проблемы общего доступа к актам органов местного самоуправления видится в максимальном использовании возможностей федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Система бесплатной помощи — Очень многие люди, к сожалению, еще не привыкли самостоятельно осваивать документы, чтобы понять, насколько они их касаются. Как программа бесплатной юридической помощи способствует правовой грамотности населения? — Федеральный законодатель определил три основные цели оказания бесплатной юридической помощи. Это создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно. Постановка данной цели связана с тем, что до принятия Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» на государственном уровне отсутствовала ее единая система, а единственным исполнителем и участником ее был институт адвокатуры. При этом в законодательстве отсутствовали механизмы реализации данной обязанности.
Принятый федеральный закон систематизировал и упорядочил как субъектов оказания бесплатной юридической помощи, так и возможные виды такой помощи, заложил правовую основу для формирования двух систем бесплатной юридической помощи — государственной и Отсюда вытекает вторая цель — формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства.
В систему бесплатной юридической помощи нашей области входят все областные исполнительные органы государственной власти, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, отдельные учреждения, подведомственные областным исполнительным органам государственной власти, адвокаты, включенные в соответствующий перечень участников государственной системы бесплатной юридической помощи, все нотариусы. Юристы правовых служб областных исполнительных органов государственной власти оказывают первичное устное и письменное консультирование граждан, то есть разъясняют нормы действующего законодательства, порядок защиты своих прав, обоснование правовых путей решения проблем, указывают конкретный орган либо должностное лицо, которые правомочны восстановить нарушенные права и свободы, порядок обжалования судебных решений либо направляют эти обращения в компетентные органы, которые обязаны оказать правовую помощь в разрешении проблемных вопросов. Ведь при нарушении прав и свобод человека и гражданина не всегда требуется инициирование сложной и длительной процедуры судебного разбирательства.
Однако следует иметь в виду, что круг вопросов, по которым адвокатами оказывается бесплатная юридическая помощь, ограничен перечнем, установленным частью 2 статьи 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Он более узкий, чем круг вопросов, по которым бесплатные консультации могут быть оказаны в органах власти, поэтому роль адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи можно охарактеризовать как вспомогательную. Третья основная цель работы всех участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи — это создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию. Данная цель сопряжена с двумя основными конституционно-правовыми началами института бесплатной юридической помощи: с одной стороны, право на бесплатную юридическую помощь является необходимым элементом правового государства, с другой — в безвозмездном предоставлении квалифицированной юридической помощи в установленных законом случаях проявляется социальная сущность государства. Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Кроме того, в силу статьей 45 и 46 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе и посредством равного доступа к правосудию (судебная защита прав). Вместе с тем статья 7 Конституции Российской Федерации определяет, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а основное социальное назначение юридической помощи заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Исходя из этого, обязанностью государства является предоставление бесплатной юридической помощи в любой ситуации, независимо от имущественного положения гражданина или других обстоятельств.
Регулярно поступают сообщения о таких нарушениях прав человека как насильственные исчезновения, внесудебные казни, пытки и иные формы жестокого обращения, эти нарушения прав человека и то, что они систематически не расследуются объективно российскими властями, создают замкнутый круг несправедливости и ведут ко все новым нарушениям основополагающих прав человека.
В число последних входит право на справедливый суд – право, которого жители нашего региона, а равно и других регионов Российской Федерации, оказываются лишенными посредством самых разных нарушений.
Одним из таких широко распространенных нарушений является фактический отказ в возможности пользоваться правовой защитой, или ограничение доступа к правовой защите, а также отказ в выборе адвоката по своему усмотрению для подозреваемых во время предварительного расследования и обвиняемых в суде. В то время как подозреваемые могут подвергаться давлению, пыткам и иным формы жестокого обращения, быть лишенными возможности встречаться со своими защитниками, их адвокаты тоже зачастую сталкиваются с давлением со стороны сотрудников правоохранительных органов и всей системы уголовного правосудия, в особенности те, кто добросовестно выполняют свой профессиональный долг и берет на себя защиту подозреваемых в так называемых «политических» и «военных» преступлениях.
Адвокаты, встречающиеся лицом к лицу с замкнутым кругом несправедливости и противостоящие ему, нередко сами становятся его жертвами. Сложилось понимание того, что работающие там по уголовным делам адвокаты выполняют свой профессиональный долг в повседневной атмосфере устрашения и преследований. Уже лишь потому, что адвокаты полноценно и добросовестно выполняют свой профессиональный долг, отстаивают право подзащитного не оговаривать себя и настаивать на собственной невиновности (если в этом состоит позиция доверителя), они как защитники в уголовном процессе вступают в конфронтацию с представителями правоохранительных органов и всей системы уголовного правосудия.
Устрашение адвокатов принимает разные формы: от анонимных угроз до «дружеских предупреждений» со стороны сотрудников правоохранительных и судебных органов, от подозрений о негласном наблюдении – а по мнению многих адвокатов в регионе, за ними ведется негласное наблюдение – до жалоб на адвоката в адрес адвокатской палаты со стороны сотрудников следствия, прокуратуры, а иногда и суда, что, как представляется, чаще связано с характером уголовного дела, по которому работает адвокат, чем с каким-либо действительным нарушением правил с его стороны. Приходится слышать об адвокатах, которые либо принимают решение не работать по такого рода делам, либо вообще отказываются от юридической практики в связи с давлением, с которым они сталкиваются почти ежедневно.
Для некоторых адвокатов ключевую роль в принятие такого решения сыграло осознание, что при всем знании закона они бессильны оградить своих доверителей от пыток и других нарушений их прав, и добиться соблюдения и уважения права на справедливый суд.
Адвокаты, часто сталкиваются с процессуальными и организационными барьерами, которые лишают или значительно ограничивают их возможность встречаться с подзащитными, находящимися в заключении, иным образом мешают им выполнять свои профессиональные обязанности, а также затрудняют процедуру подачи жалоб по фактам подобных нарушений настолько, что она становится неэффективной либо вовсе теряет всякий смысл.
Любой человек, находящийся под стражей, имеет право на немедленный и беспрепятственный доступ к адвокату с момента фактического задержания, при этом количество таких конфиденциальных встреч не ограничивается. Во многих случаях власти не уведомляют своевременно семью и адвоката о самом факте задержания и о местонахождении задержанного.
Во многих случаях в течение длительного времени (от нескольких часов до нескольких дней в ряде случаев) адвокату было отказано в информации о том, в каком именно следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, или где-то еще, содержится подзащитный.
У некоторых адвокатов были затребованы не предусмотренные законом дополнительные документы или даже письменное разрешение следователя на встречу с подзащитным. Число помещений, пригодных для проведения таких встреч, может быть ограничено, и ими не всегда можно воспользоваться при необходимости. И что еще хуже, что с такими нарушениями чрезвычайно трудно бороться.
Существующий порядок подачи и рассмотрения жалоб неэффективен и отнимает много времени, а в некоторых случаях адвокаты вынуждены направлять жалобы на процессуальные нарушения со стороны следователя вообще в другой регион. В результате содержащиеся под стражей подозреваемые лишаются возможности встретиться с адвокатом в наиболее важный для них период времени, и тогда для них риск подвергнуться пыткам и иным формам жестокого обращения значительно возрастает.
Более того, во многих случаях, о которых стало известно, есть серьезные указания на то, что задержанных принуждали отказаться от услуг выбранного ими адвоката.
Согласно российскому законодательству, подозреваемые и обвиняемые в совершении уголовных преступлений имеют право на бесплатную юридическую помощь, и ее предоставление не ставится в зависимость от их материального положения или иных условий. При всей важности этого права с точки зрения обеспечения условий для справедливого судопроизводства, согласно имеющимся свидетельствам, на практике сотрудники правоохранительных органов часто прибегают к привлечению адвоката по назначению как способу обойти меры, призванные предотвратить пытки и иные формы жестокого обращения.
Многочисленные препятствия, с которыми приходится сталкиваться адвокатам, стремящимся добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, приводят к значительному ущемлению прав их подзащитных, и, в более широком смысле, подрывает основы правосудия.
Рекомендации
1. В полной мере обеспечить уважение и защиту прав человека в отношении адвокатов, и выполнить на уровне законодательства, политики и правоприменительной практики требования защиты, предусмотренные международным правом и стандартами, и в частности Основными принципами ООН, касающимися роли юристов.
2. Незамедлительно обеспечить в регионе надлежащие меры безопасности для адвокатов, и обеспечить им возможность выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства.
3. Незамедлительно, тщательно, независимо, беспристрастно и эффективно расследовать любые заслуживающие доверия сообщения о применении в отношении адвокатов угроз, устрашения либо физического насилия, включая сообщения об убийстве.
4. Пересмотреть процедуры и процесс рассмотрения жалоб о процессуальных нарушениях, совершенных представителями правоохранительных структур и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, в том числе по фактам отказа в доступе к подзащитному или незаконному ограничению свиданий между адвокатом и доверителем, и обеспечить устранение этих нарушений и полное соблюдение их процессуальных прав на практике.
5. Обеспечить то, чтобы подача и рассмотрение жалоб в отношении адвокатов не использовались для ослабления их независимости и эффективности.
6. Обеспечить всем задержанным незамедлительный, регулярный и беспрепятственный доступ к адвокату по своему выбору, и обеспечить своевременное уведомление о местонахождении задержанных их близких, адвокатов или любых иных лиц, имеющих законный интерес в этой информации, кроме случаев, когда задержанный сам не выразил желания в ином.
7. В ходе консультаций с профессиональным юридическим сообществом, пересмотреть действующее законодательство (в том числе Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Уголовно-процессуальный кодекс в случае необходимости) с целью обеспечить существование четких, обязательных для исполнения правил и процедур, устанавливающих прозрачный и справедливый порядок назначения адвокатов для оказания юридической помощи в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и обеспечить строгое выполнение этих правил, в том числе со стороны сотрудников следственных органов, суда, иных должностных лиц, а также отдельных адвокатов и адвокатских образований.
8. Систематически отслеживать, анализировать и публиковать информацию о нарушениях профессиональных прав адвокатов всей Российской Федерации со стороны представителей правоохранительных структур и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.
9. Поощрять информирование членами своих адвокатских палат и Федеральной адвокатской палаты относительно всех случаев нарушений профессиональных прав адвокатов со стороны сотрудников системы уголовного судопроизводства, правоохранительных и любых иных органов.
10.Развивать критическое и конструктивное взаимодействие с соответствующими официальными ведомствами с целью исправить и искоренить подобные нарушения, и добиться того, чтобы все члены адвокатского сообщества в России могли выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства.
11. Содействовать развитию и обмену опытом среди своих членов по наиболее эффективным средствам защиты и восстановления нарушенных прав адвокатов и противодействия нарушениям процессуальных норм со стороны представителей правоохранительных структур и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.
12. Критически и конструктивно взаимодействовать с соответствующими официальными ведомствами с целью пересмотра действующего законодательства в сторону выработки четких и обязательных для исполнения правил и процедур, устанавливающих прозрачный и справедливый порядок назначения адвокатов для оказания юридической помощи в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.
13. Обеспечить прозрачность системы назначения адвокатов для оказания юридической помощи в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, включая, например, использование простых процедур для установления, является ли определенный адвокат дежурным в определенный день, и таким образом обеспечить наличие и соблюдение прозрачных и справедливых правил очередности.
14. Обеспечить эффективное регулирование и независимость юридической профессии на территории всей Российской Федерации, в том числе путем разработки эффективных механизмов систематического мониторинга и выявления нарушений норм профессиональной этики со стороны адвокатов и случаев невыполнения честно, разумно и добросовестно своих профессиональных обязанностей, включая вступления в уголовное дело в обход существующего порядка назначения адвокатов для оказания юридической