Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
О чем молчит ФСИН - что будет если пронести в СИЗО телефон?

Следователи, адвокаты, родственники обвиняемых и осужденных, сотрудники ФСИН – знают о том, что на входе в следственные изоляторы положено сдавать (или просто не проносить на территорию) ряд предметов, которыми запрещено пользоваться содержащимся под стражей обвиняемым.

Регулярно посещая самый большой следственный изолятор на территории Европы – СИЗО-1 «Новые Кресты», расположенный на окраине Санкт-Петербурга (очень сильно на окраине, между железной дорогой и кладбищем, даже за пределами не то что Санкт-Петербурга, а за пределами города-спутника Колпино, административно входящего в черту Санкт-Петербурга), практически каждый раз на проходной доводилось видеть коллег, скучающих на КПП после досмотра вещей, в ожидании «разбора полетов» из-за несданного того или иного предмета, пронос которого в изолятор запрещен. Кстати, не знаю почему, но следователей, у которых обнаруживалось что-то запретное не встречал. То ли они более ответственно относятся к содержимому своих сумок и карманов, то ли по еще какой-то причине, не знаю.

Ну и конечно каждый раз удивлялся – как так, идешь в «режимное» учреждение, почему не проверяешь, что у тебя в «багаже», знаешь ведь, что будет досмотр, будет рентген, все найдут… Тем более времени для самопроверки более чем достаточно – от прибытия в бюро пропусков до прохождения КПП редко проходит менее часа.

Так думал я до того момента, когда в очередной раз, проходя рутинную процедуру проверки сумки через рентген, не услышал зловещий голос сотрудницы — «А это что?». Посмотрев на монитор рентген-установки увидел на нем в чреве своего портфеля нечто похожее на длинного червяка, свернувшегося клубочком. Честно сказал, что понятия не имею, что это за паразит завелся в моих вещах, но готов добровольно выдать его для исследований, если для ФСИН он представляет научный интерес...

Когда паразит был извлечен, он оказался длинным USB-шнуром, забытым в сумке после очередной командировки (кстати давно задумывался, что для командировок неплохо бы завести отдельную сумку, но пока руки не доходят). Мои уверения о том, что умысла на пронос ничего подобного у меня не было, и я готов оставить шнур на КПП или вынести его обратно – не подействовали на строгую сотрудницу и бодро доложив по телефону в дежурную часть о выявленном нарушителе, она сообщила мне: «Вас будут оформлять» и попросила оставаться в помещении, ожидая прибытия «наряда».

Выбора особо не было – на выход меня уже не выпустили бы, в следственные кабинеты тоже скорее всего не пропустили, поэтому пришлось в этот день поскучать в ожидании оперативника ФСИН, который прибыл спустя некоторое время с двумя понятыми, почему-то одетыми в одинаковую одежду, черного цвета.

Понятые посмотрели на провод, на сумку, на меня, убедились что провод похож на USB-провод, о чем и расписались в протоколе. Мои пояснения о том, что провод изымается не из моей сумки, а с рабочего стола сотрудника КПП, то есть фактически — у сотрудника СИЗО, ни оперативника, ни понятых не заинтересовали.

Между тем, этот момент на мой взгляд является ключевым в доказывании состава правонарушения. В отношении адвокатов (в законе использован более широкий термин «защитник»), имеется специальная норма — статья 18 Федерального закона РФ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии с которой, защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио и видео запись.

Однако санкция за эти действия отсутствует, за исключением случая, когда была совершена передача или хотя бы попытка передачи средств связи или комплектующих к ним лицу, содержащемуся под стражей. В этом случае последствия довольно суровые – штраф от 25 до 50 тысяч рублей, по части 2 ст. 19.12 КОАП РФ «на первый раз», а если лицо совершило эти действия уже будучи ранее привлеченным за них к административной ответственности – то с декабря 2023 года для него действует статья 321.1 Уголовного кодекса РФ, по которой штраф может доходить уже до 300 тысяч рублей и даже предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет. Санкции не «драконовские», но достаточные для того, чтобы отбить желание заниматься такой деятельностью.

Однако, что касается самого «проноса», запрет есть – проносить нельзя, но если пронес – ай-яй-яй конечно, но привлечь не за что (если не было попытки передачи лицу, содержащемуся под стражей конечно). Поэтому, должностные лица ФСИН нашли простой и безотказный (к сожалению) способ борьбы с забывчивыми адвокатами и родственниками подследственных – раз нельзя привлечь за «пронос», привлечем по ч.2 ст. 19.3 КОАП РФ за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых)». Это как будто тебе говорят: «без удостоверения, ордера и пропуска нельзя пройти к арестованному, покиньте КПП», а ты такой смелый и мощный, прямо пробиваешься на территорию, бежишь в следственные кабинеты или даже прямо к камерам, кричишь: «где тут Иванов Иван Иванович, срочно пропустите меня к нему, и т.п.», на замечания не реагируешь… Не удивительно, что за такие действия предусмотрено серьезное наказание – от штрафа до ареста на 15 суток. Но эта норма все-же не должна применяться в случае, когда ты забыл вынуть что-то, пусть и запрещенное к проносу, и тем более, когда рентген-установка выявила данный предмет – добровольно достал его и выдал по первому требованию сотрудника (а скорее всего даже и без него).

Пару часов ушло на составление протокола и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности, после чего я все-таки успел увидеться с доверителем. Шнур кстати тоже вернули, за что спасибо.

В общем несмотря на то, что руководителем учреждения – СИЗО ко мне была применена минимальная санкция по ч.2 ст. 19.3 КОАП РФ, согласиться с тем, что совершил административное правонарушение, я не мог, в связи с чем подал в суд жалобу на данное решение, указав и вышеописанные аргументы и нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, протокола об изъятии, постановления по делу об административном правонарушении.

Видимо в связи с наличием большого количества процессуальных нарушений, допущенных при производстве по делу, суд, удовлетворяя мою жалобу и отменяя постановление начальника СИЗО, не стал вдаваться в вопрос наличия состава административного правонарушения, ограничившись указанием на недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Ну а я после этого случая стал тщательнее проверять карманы сумки перед заходом в учреждения ФСИН.

О том, как в СИЗО можно (и нужно) добиваться соблюдения прав обвиняемых – писал здесь

адвокат Сергей Филиппов

+79516665126 Санкт-Петербург

Документы
Документы
Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на ПРО-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""
1.Постановление об АП3.9 MB
2.Жалоба393.4 KB
3.Решение суда5.1 MB
Автор публикации
ПРО
Россия, Санкт-Петербург и область, Санкт-Петербург
Все виды помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Обжалование решений гос. органов. 8-951-666-51-26 https://adwokat-spb.ru/ https://t.me/advokatfilippow
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (44)

      Уважаемый Сергей Валерьевич, чудесатость сотрудников ФСИН порой не знает границ, но Вам удалось внести толику благоразумия в безбрежность безумства, выдаваемого за разумность (giggle) 
      Отличная работа и результат! (Y)

      +13
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иван Николаевич, благодарю за добрые слова!
        Да, тут сложный вопрос — с одной стороны привлекая за забытую флэшку или телефон по статье о неповиновении — явно «жестят», с другой тоже понимаю, что пытаются как-то бороться с забывчивостью.
        Когда дискутировал с сотрудниками СИЗО на эту тему, предлагал — ну есть же компьютер, забейте в базу тех кто первый раз в течении года что-то забыл выложить, не привлекайте сразу, просто напомните что нельзя проносить, надо тщательнее свои вещи проверять.
        Если уже второй раз — тогда может и нужно что-то серьезнее, чем напоминание.
        С другой стороны — отсутствие ответственности за сам «пронос» влечет вот такие меры, была бы норма с мягкой санкцией — например предупреждением на первый раз в течении года и небольшим штрафом на второй раз — было бы справедливее.
        А так получается, что адвокат забывший провод или флэшку (которую в СИЗО и втыкать некуда), привлекается по статье, чуть ли не за организацию массовых беспорядков на территории СИЗО…

        +12
        Свернуть ветку

          Уважаемый Сергей Валерьевич, а не допускаете ли Вы, коллега, мысли, что сотрудники СИЗО блюдут свою монополию на снабжение сидельцев той самой запрещёнкой?
          Имел я опыт общения как с работниками оперативной части, так и с сидельцами. Так для кого-то это весьма даже прибыльный бизнес, а конкуренцию, кто же её потерпит в своём царстве-государстве?

          +15
          Свернуть ветку

      Уважаемый Сергей Валерьевич, я недавно была в сизо первый раз в жизни, оставила сумку в машине, меня особо и не проверяли — просто поводили металлоискателем, при это связка ключей в кармане осталась (забыла вытащить) — никого она не заинтересовала. Вот без воды там тяжело находиться, так как душно

      +7
      Свернуть ветку

        Уважаемая Наталья Михайловна, в разных СИЗО, разные требования при проверке. В Санкт-Петербургском СИЗО-1 — как при входе в аэропорт, вещи в рентген-установку, самого металлоискателем.
        Даже жестче чем в аэропорту пожалуй — любую мелочь ищут, СИМ-карты и т.п.
        Воду раньше запрещали, сейчас вроде можно брать с собой, потому что иногда идешь на целый день, без воды тяжело, это точно

        +8

      Уважаемый Сергей Валерьевич, спасибо за судебную практику. Что по мне, так я сегодня оставил в руках только п/э пакет OZONа и папку с делом в нём. Чувствовал, наверное, что в это время верстается Ваша публикация и нежно позаботиться о забывчивости!

      +10
      Свернуть ветку

      Уважаемый Сергей Валерьевич, на самом деле эта административка полный бред, потому что USB кабель не входит в перечень предметов, запрещенных к проносу в СИЗО. Он не является «техническим средством связи, а также техническим средством (устройством), позволяющим осуществлять киносъемку, аудио и видео запись».

      +10
      Свернуть ветку

        Уважаемый Роман Павлович, я абсолютно с Вами согласен и был возмущен такой расширительной трактовкой закона. 
        А потом стал смотреть судебную практику...
        И решений, в пользу этой точки зрения — не нашел, может не очень долго искал, но все же
        Зато нашел обратное:
        В силу прямого указания федерального законодателя, защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей не только технические средства связи, технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись, но и предметы, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, сокрытие от досмотра или передача, вопреки установленным правилам, подозреваемым и обвиняемым любых предметов, запрещенных к хранению и использованию, влекут за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством
        это про флэшку, которая тоже не является средством связи.
        Данное решение меня удивило и «вернуло на землю», поэтому указанный Вами довод не стал единственным в моей жалобе.
        Из решения суда можно видеть, что и суд этот довод также не впечатлил.
        Согласен, странно это все, но такова действительность

        +5
        Свернуть ветку

          это про флэшкуУважаемый Сергей Валерьевич, такие витиеватые фразы можно написать про что угодно, расширив перечень влекущих наказание предметов до бесконечности.

          Просто мало кто, как Вы, проявляет принципиальность и идет обжаловать. А вот если бы пальцы отрывали за такую писанину, желающих барабанить подобное на клавиатуре поубавилось бы.

          +5
          Свернуть ветку

            Уважаемый Олег Витальевич, да, цитата которую привел выше, меня тоже поразила своей широтой, универсальностью и оторванностью от норм закона.
            Тем печальнее, что она даже не из постановления районного, а из решения Мосгорсуда, в котором обжаловалось постановление Бабушкинского районного...
            Ну то есть уровень чувствуется
            Поизучав такие вот решения, пришел к выводу что мой USB провод намного ближе к средствам связи, чем флэшка, которая в телефон даже не втыкается конструктивно…

            +3
          15 Января 2024, 06:36 #

          Уважаемый Сергей Валерьевич,

          USB-шные флэшки — можно глотать,
          USB-шные кабели — в глазки втыкать, 
          проводными наушниками можно душиться,
          на беспроводные зарядки можно садиться...(angel)

          с периферией —
          шикарен досуг
          нет места для скуки —
          а чифирь принесут8)
          Зато нашел обратное:
          В силу прямого указания федерального законодателя, защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей не только технические средства связи, технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись, но и предметы, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, сокрытие от досмотра или передача, вопреки установленным правилам, подозреваемым и обвиняемым любых предметов, запрещенных к хранению и использованию, влекут за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством

          где именно нашли? Сдаётся мне, что в правилах внутреннего распорядка этого самого СИЗО имеется расширительное толкование… Хотя, возможно, судебную практику потихонечку создают судьи, не отличающие кабель от… телефона… В Вашей жалобе всё прекрасно, но, имхо, Вы могли бы начинать создавать положительную практику для коллег и четко указывать на то, что кабель — не средство связи, блютуз наушники — не средство связи (но принимающее устройство); проводные наушники — не средство связи… Кстати, а на кабеле можно было хотя бы повеситься?

          +5
          Свернуть ветку

            Уважаемый Константин Сергеевич, увы цитата не из ПВР, а из решения аж целого Мосгорсуда, принятому по жалобе на постановление Бабушкинского районного суда по вопросу, аналогичному моему. 
            Видел ещё несколько подобных решений, а вот противоположных — увы. 
            Поэтому данный аргумент к сожалению не работает и практика уже есть по этой норме. 
            Стихи забавные  ))))

            +3
            Свернуть ветку
              15 Января 2024, 15:05 #

              Уважаемый Сергей Валерьевич,
              из решения аж целого Мосгорсуда, принятому по жалобе на постановление Бабушкинского районного суда по вопросу — можно ссылочку на текст попросить?
              Кроме того, из ранее сказанного:
              «В силу прямого указания федерального законодателя, защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей не только технические средства связи, технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись, но и предметы, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, сокрытие от досмотра или передача, вопреки установленным правилам, подозреваемым и обвиняемым любых предметов, запрещенных к хранению и использованию, влекут за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством» не угадывается отсылка к тому, что самоповешение при помощи USB-кабеля — любимая з/к фишка. Также из приведенного в кавычках не следует, как можно расценить кабель в качестве орудия преступления, как он может воспрепятствовать целям содержания под стражей.

              +4
              Свернуть ветку

                Уважаемый Константин Сергеевич, справедливости ради, это решение не про провод, а про флэшку, которая как все знают является довольно опасным предметом. 
                Ссылку не смогу дать, но вот реквизиты

                +4
                Свернуть ветку

      Уважаемый Сергей Валерьевич, меня тоже как-то в плен взяли с телефоном, забыл выложить. Правда, обошлось без протокола, просто погрозили пальчиком. Давно это было, сейчас порядки, видимо, изменились.

      +5
      Свернуть ветку

          Уважаемый Сергей Валерьевич, а, ну да, следователем еще был. Но поругаться, помню, пришлось. Смысл был, что не для того ишачил трое суток без сна и отдыха, чтобы закрыть человека, а потом еще и телефон для него заносить. Поверили.

          +6
          Свернуть ветку
        15 Января 2024, 06:51 #

        Уважаемый Фаниль Рафисович, я как то после ДР, который начался в пятницу, в понедельник пришёл в СИЗО. При мне были: — флешки в ассортименте, hi-res плеер, наушники проводные, наушники блютузные, misroSD в ассортименте… Нормальный набор меломана. Смарт я сдал, а кнопочник — забыл. На меня посмотрели даже скорее удивленно, нежели чем осуждающе. По факту меня спасли: 1. паспорт с датой рождения (как он оказался при мне — неведомо); 2. крайне «уставший» внешний вид… перегруженного автопилотного устройства. «Уставших» людей — все понимают.(angel)

        +6

      Уважаемый Сергей Валерьевич, случаи быают разные...
      Пару раз и мне прихоилось только «попытаться» пронести флэшку в СИЗО, конечно же чисто по невниманию и забывчивости. Однако конфликтов как-то не случалось, сложил в ячейку вместе с запрещенными к проносу предметами и пошел дальше. Так-что все видимо зависит от ретивости сотрудников СИЗО и их адекватности. А за предупреждение спасибо. Теперь буду внимательнее относиться к данному вопросу.

      +5
      Свернуть ветку

        Уважаемый Георгий Николаевич, да видимо у вас сотрудники (скорее даже руководители) более адекватные — способные отличить забытый гаджет от умышленного правонарушения. 
        У нас с этим не очень
        Хотя сейчас руководитель СИЗО сменился, посмотрим что будет

        +5

        Уважаемый Георгий Николаевич, в 2000 году в ВС РФ ножи адвокатам предлагали сдать охране на входе, даже если вдруг обнаруживали в портфеле, а сейчас могут и посадить, на крайний случай заставят выбросить. 

        Видел, как женщину адвоката заставили выбросить маникюрные ножницы. Надо было ей пройти, а деть их некуда было. Вот так и живём, в стране с выстроенной системой предгулаговского режима.

        +6
        Свернуть ветку
        15 Января 2024, 06:42 #

        Уважаемый Георгий Николаевич, пронос флешки — умиляет особенно. Ведь з/к, который получит её от адвоката, в первую очередь, убедившись что она стандарта USB 3/0, (а то че мне адвокат 2/0 медленную принес), тут же вставит её в свой персональный ноут, просканирует на вирусы и начнёт читать инфу с воли. Блоки питания то же умиляют — как в них можно принести какую -либо инфу и как связываться при их помощи — только чёрт может придумать...(rofl)

        +5

      Уважаемый Сергей Валерьевич, спасибо за публикацию и терпение — не поленились обжаловать (handshake)
      Прочитав приложения, могу отметить высокое качество жалобы (Y), однозначно на вооружение, а то всякое может быть ;)
      Из мотивировки «штрафного» постановления улыбнуло 
      в 09 час. 47 мин. гр. Филиппов С.В. прибыл… и в те же самые 09 час. 47 мин.… в ходе досмотра обнаружено ...так и хочется сказать
      Несколько раз забывал сдавать флеш-карты в СИЗО-4 Москвы, отделывался «ай-ай-яй» )))
      А вот чуть больше года назад был случай в ИВС (не скажу какой, а то вдруг кто-то вычитает и начнёт разбор чинить через столько времени). Забыл на входе сдать смартфон. Даже звук убрать забыл. Работал около часа с подзащитным. Звонить никто не звонил, но вот уже когда дорабатывал начал ощущать вибрацию. 
      Подзащитный, заметив моё состояние, спрашивает:
      — Вы, наверное, уже куда-то опаздываете, да? Из-за меня?
      — Да не, всё нормально, разберусь.
      Доработал, выхожу. На выходе сотрудник спрашивает:
      — А что, телефон не будете забирать?
      Хоть убейте, не могу вспомнить, что я тогда ответил. Единственное, что помню: вышел и до ближайшей остановки 100 метров прошёл минут за 20.

      +4
      Свернуть ветку

        Уважаемый Курбан Саидалиевич, благодарю за добрые слова! 
        Насчет
        не поленились обжаловать 
        мне не столько денег стало жалко, сколько статья не понравилась — «неповиновение» — будто я на митинге с транспорантом вокруг СИЗО ходил и в драку с фсиновцами вступил... 
        Потом ведь никто не будет вдаваться в суть, что там за неповиновение такое, а увидят только название статьи, которое будет висеть в базе бог знает сколько лет

        +5
        Свернуть ветку

          Уважаемый Сергей Валерьевич, кстати, Вы правильно думаете: как  бы чего не вышло потом. Например, если бы постановление вступило в силу, то это было бы прямым препятствием к законному владению оружием (ст.13 ФЗ Об оружии)

          +4
          Свернуть ветку

            Уважаемый Курбан Саидалиевич, и это тоже! 
            Однозначно неправильно применяется эта норма КоАП
            Не должны по ней квалифицироваться забытые в сумке флэшки, провода, да что угодно

            +6
      18 Января 2024, 12:14 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, благодарю за статью. Очень актуально. Истории со шнурами от техники в изоляторе происходит у многих: про телефон, флешки и компьютеры спрашивают, напоминают, а про шнур как-то забывается. Человеческий фактор тоже никуда не деть. Вы провели  прекрасную работу. Конечно же возмущает обвинение в «неповиновении», которого по сути нет.

      +4
      Свернуть ветку

        Уважаемая Ольга Николаевна, благодарю за внимание к статье! 
        Натягивание невнимательности на неповиновение — отчасти от безысходности, т.к. запрет на пронос есть, а ответственности — нет. 
        Но это конечно не оправдание для таких перегибов

        +3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «О чем молчит ФСИН - что будет если пронести в СИЗО телефон?» 5 звезд из 5 на основе 60 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сопровождение бизнеса и защита собственников. КИИ, ФСТЭК, IT. Банкротство, субсидиарная ответственность. Экономические и налоговые преступления. 20 лет опыта, 250+ кейсов. Суды, проверки, консультации
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
Разместить свою визитку