на фоне разгоревшихся недавно скандалов в системе ФСИН, связанных с насилием применявшимся к осужденным, даже несколько неудобно писать о таких «мелочах», как соблюдение не связанных непосредственно с безопасностью и неприкосновенностью личности прав, лиц содержащихся под стражей.
Однако глобальные нарушения не возникают одномоментно и внимание к «мелочам» и отстаивание даже не самых значительных прав, также является существенным условием хотя бы относительно нормального (насколько это возможно в условиях СИЗО) существования человека, еще даже не признанного судом виновным.
Расследование уголовного дела подходило к концу, срок следствия перевалил за 12 месяцев, срок содержания под стражей был несколько меньше. Статья Уголовного кодекса, по которой было предъявлено обвинение и обстоятельства дела в данном случае не имеют значения, так как вряд ли повлияли бы на исход дела. Следствию оставалось предъявить окончательное обвинение, ознакомить с заключениями нескольких экспертиз, уведомить об окончании следственных действий и провести ознакомление с делом.
Дело в принципе было не особо большое, порядка 7 томов, однако многие документы были написаны от руки, часть к сожалению претерпела некоторые «изменения» и требовала сравнения с прошлыми вариантами, т.е. ознакомление требовалось доскональное и неторопливое. Следователь в принципе не торопил, но выразил желание, чтобы обвиняемый знакомился с делом как говорится «от рассвета до заката», то есть от момента прибытия следователя утром в СИЗО до закрытия следственных кабинетов – примерно с 10 до 18 часов.
Надо отметить, что в СИЗО-1 принести невозможно ни бутылку воды, ни что-то съедобное, а иногда (по счастью редко), возникают проблемы даже с книгами — кроме кодексов.
На мой вопрос о том, каким образом подзащитный должен 8 часов (а по факту все 10, т.к. дорога из камеры в следственные кабинеты и обратно в «Новых Крестах» тоже занимает немало времени) обходиться без воды и пищи, следователь браво отвечал: «ну я то обхожусь и также сижу вместе с ним». Мой аргумент о том, что он (следователь) – молодой и здоровый (по крайней мере прошедший ежегодную медицинскую комиссию и признанный годным к службе), это делает добровольно, а обвиняемый лет на 20 старше – по его (следователя прихоти), понимания не вызвал.
Сотрудники СИЗО на просьбу отвести в камеру на обед, отвечали что-то из серии про свои «не казенные» ноги и про что время окончания следственных действий определяет следователь.
Возвращаясь к нашумевшим историям о применении насилия в местах лишения свободы, хочу отметить, что меня порадовало отсутствие таких случаев (по крайней мере известных мне и широкой общественности), в учреждениях УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Но наиболее грубые и страшные нарушения не возникают (по крайней мере возникают реже) там, где не закрывают глаза и на «мелкие» нарушения.
Не встретив понимания ни со стороны следователя, ни со стороны сотрудников изолятора, в первый день «голодного» ознакомления, мой подзащитный, после 4-х часов чтения, написал в графике ознакомления о невозможности дальнейшего участия, без перерыва на обед. Скрепя сердце и скрипя (про себя) зубами, следователь разрешил «первый и последний раз» сходить на обед, но строго предупредил что завтра и в остальные дни такого «расслабона» не будет – решайте вопрос с питанием как хотите, но ознакомление будет с 10 до 18, без трансферов в камеру, в противном случае в графике ознакомления появится запись об отказе от ознакомления с последующим обращением в суд с ограничением.
Пришлось рассказать следователю про этот случай из своей практики, чтобы несколько охладить его пыл на попытку ограничить срок ознакомления. Однако глобально проблему это не решало, т.к., я не мог присутствовать весь срок ознакомления обвиняемого в изоляторе, и понимал, что без моего непосредственного участия в дальнейшем ни о каких выводах на обед речи идти не будет, ибо ни следователю ни сотрудникам ФСИН это не то чтобы не нужно, а даже наоборот – лишние хлопоты одним и затягивание расследования другим, а подзащитный, первый раз столкнувшийся с правоохранительной системой не сможет в одиночку грамотно и настойчиво отстоять свои права.
Пришлось напомнить (письменно естественно) и следствию и сотрудникам изолятора о том, что не только УПК РФ, но и ряд специальных нормативно-правовых актов, прямо говорят о бережном отношении к лицам содержащимся под стражей — «вы в ответе за тех кого арестовали», которых необходимо обеспечивать горячим питанием не менее трех раз в день (указание на конкретные НПА и их статьи – в приложениях), после чего ознакомление проходило в спокойном и размеренном режиме.


Уважаемый Сергей Валерьевич, настоящий защитник всегда сумеет добиться соблюдения закона в отношении своего доверителя, и Вы отлично справились с казалось бы «мелкой» проблемой, но на самом деле сделали очень многое для своего доверителя! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, благодарю Вас за внимание к публикации!
Иногда приходится напоминать следствию что существуют еще некие «формальности» в виде законов РФ, прав человека и т.п., даже если это человек лишенный свободы
Уважаемый Сергей Валерьевич, в защите не бывает мелочей. Право на прием пищи такое же защищаемое право, как и все остальные. Хорошо получилось(Y)
Уважаемая Софья Ароновна, благодарю Вас за внимание к статье!
Действительно, когда многие права и так ограничены (на передвижение, общение, получение информации и т.д.), немногие оставшиеся становятся еще ценнее, чем они кажутся с воли...
Уважаемый Сергей Валерьевич, поздравляю с достигнутым результатом! К сожалению, некоторые сотрудники, в погоне за показателями, забывают элементарные нормы человечности и допускают такие нарушения, о которых Вы написали в данной статье. Аргумент следователя о том, что он сидит без перерыва, а потому обвиняемый тоже должен претерпевать такие лишения, не выдерживает никакой критики, даже в силу того, что следователь после посещения СИЗО может отправиться в заведение общепита или домой, и там вкусно и плотно поесть. У обвиняемого такой возможности нет.
Уважаемый Евгений Викторович, благодарю Вас за внимание к публикации и поддержку! Право на питание отвоевали, но жизнь не стоит на месте — увидел там же объявление, дословно не помню, но смысл в том, что «выход в туалет — после окончания следственных действий».
Наверно скоро кому-то из коллег придется столенуться с этой проблемой, это будет интересная практика (кабинеты запираются снаружи и действительно без разрешения никто не выйдет)…
Уважаемый Сергей Валерьевич, здесь, как раз, нет проблем. У меня была такая ситуация, когда следователь не отпускал в туалет. Подзащитный встал, произнес:«дамы, отвернитесь!» И справил нужду в угол камеры. После этого следователь не быковала
Уважаемая Татьяна Валерьевна, интересный ход! Но не все на него готовы (наверно к счастью)))
Но я до конца так не понял, распространяется это объявление только на арестантов или и на нас тоже…
Уважаемый Сергей Валерьевич, на адвоката не распространялось.
Уважаемая Татьяна Валерьевна, так это у Вас не распространялось! Я по нашему СИЗО не понял, а уточнять пока случая не представилось!
Уважаемый Сергей Валерьевич, то что может показаться мелочью для человека, у которого все есть, не будет мелочью для человека находящегося в совершенно других условиях! Вы молодец, что добиваетесь своего!
Уважаемая Анна Геннадьевна, благодарю Вас за внимание к статье и поддержку!
К сожалению не все это понимают, пока не окажутся в таких условиях…
Уважаемый Сергей Валерьевич, четко, грамотно. здорово (Y)
Уважаемый Олег Витальевич, благодарю Вас за внимание к статье и высокую оценку!
Уважаемый Сергей Валерьевич, Вы большой молодец!(handshake) Очень хорошо себя поставили и доброе дело сделали!
Уважаемый Александр Александрович, здравствуйте!
Благодарю Вас за внимание к публикации и добрые слова!
Уважаемый Сергей Валерьевич, спасибо за публикацию! (handshake)
Для следователя хороший урок — меньше будет ерундой заниматься и впустую время у защиты отнимать.
Чешу макушку и думаю, что неплохо бы распространить этот «положительный опыт» и на период нахождения людей в судах (вот где действительно проблема актуальна).
Уважаемый Курбан Саидалиевич, благодарю Вас за внимание к статье и теплые слова!
Да, в судах та же проблема — длительное нахождение в конвойных помещениях без питания.
Особенно актуально в случаях ежедневных заседаний. Видел публикацию по этому поводу, с удачным опытом, но вот не могу вспомнить ее.
Уважаемый Сергей Валерьевич, очень полезная практика. К большому сожалению, в наше непростое время отношение к людям, вообще, и заключенным, в частности, оставляет желать лучшего, и мы не должны от этого дистанцироваться. Вы все сделали на отлично (handshake).
Уважаемый Евгений Федорович, благодарю Вас за внимание к статье и добрые слова!
Буду рад, если мой опыт пригодится коллегам!
Уважаемый Сергей Валерьевич, очень дельная статья и ходатайства (Y)
Вроде бы мелочь, на которую уже не помню кто и внимание обращал, ни следователь ни адвокат, когда работала группа адвокатов по соисполнительству.
Пригодится, особенно в нашем деле.
Уважаемый Вадим Иванович, благодарю Вас за внимание к статье и высокую оценку!
Уважаемый Сергей Валерьевич! Казалось бы, мелочь — подумаешь, на обед не отпустили — мог бы и потерпеть...
Мог бы, конечно, но такая инициатива должна исходить исключительно от Доверителя и быть его добровольным желанием, а никак не прихотью следователя.
Вот только следователи про это все чаще и чаще забывают...
В данном случае Вы все чётко и грамотно сделали! Поздравляю!
Уважаемый Максим Борисович, благодарю Вас за внимание к статье и высокую оценку! Вы абсолютно правы — только по желанию обвиняемого можно проводить следственные действия непрерывно целый день (да и то по УПК — нельзя более 4х часов подряд), но сильно сомневаюсь что у кого-либо возникнет желание 10 часов не есть и не пить. А так — больше похоже на пытку
Уважаемый Сергей Валерьевич, радуюсь за Вас и Ваших подзащитных.
Хочу похвалить, в этом отношении, СИЗО-1 г.Кемерово.
Там на обед уводят всех арестантов, невзирая на мольбы и просьбы следователей.
Уважаемый Андрей Борисович, благодарю Вас за внимание к статье!
Здорово что в Кемерово такое отношение человеческое!
У нас видимо на нежелание водить арестантов на обед оказывает влияние огромный размер СИЗО, вроде самый большой изолятор в Европе построили, сотрудников как всегда не хватает, а идти из кабинетов в камеру далеко
Уважаемый Андрей Борисович, аналогичная ситуация в СИЗО Владивостока. И не приведут из камеры, если до обеда осталось 30 минут!
Уважаемый Сергей Валерьевич, у меня подзащитному, содержащемуся по Домашним арестом, следователь и суд 1 инстанции по 125-й даже запретили обращение в медицинское учреждение! Поставил их на место только краевой суд…
Уважаемый Олег Александрович, был похожий случай — необходимо было плановое лечение (стационар) на домашнем аресте. Никто не запрещал, но и разрешать не хотели. Следователь ответил что это компетенция суда, а суд на очередном продлении — что разрешить не может (конкретное лечебное учреждение), т.к. в принципе и не запрещено по закону. Вобщем никто не хотел брать на себя ответственность.
Уважаемый Сергей Валерьевич, вы молодец!
Солидарен с Вами. Подобную заботу о лицах, находящихся под стражей, я отношу к обязанности защитника, а не к простому желанию помочь. Приходится больше сталкиваться с неоказанием квалифицированной медицинской помощи, вот где действительно беда.
Очень надеюсь, что в СИЗО г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (кроме СИЗО-1, т.к. там «клиника» по многим вопросам, что не скажешь о СИЗО-5 или СИЗО-6) это единичные случаи.
Из практики, инспекторы практически всегда интересуются остаёмся ли на обед работать или нужно вывести следственно арестованного.
Приятно читать публикацию, спасибо!(handshake)
Уважаемый Александр Александрович, благодарю Вас за внимание к публикации! Оказание хоть какой-то мед. помощи в СИЗО это отдельная тяжелая и сложная тема. В 6м и 5м изоляторах м.б. с этим получше в силу специфики — туберкулезный (частично) и женский. В 3 (который Выборгский а не фсэшный) к врачу наверно легче попасть, чем в Колпино, но с лекарствами тоже плохо. Так что лучше быть здоровым и на свободе!
Уважаемый Сергей Валерьевич, со всем написанным согласен, кроме пыток в Копейке. Года полтора назад там руководство за прес-хаты подзачистили. Подвели слитые в сеть фотоотчёты наиболее ретивых исполнителей с фиксацией отбитых в кровь ягодиц сокамерников.
Уважаемый Андрей Владимирович, благодарю Вас за внимание к статье! Да точно, вспомнил этот случай (серию случаев). Они конечно чудовищны, но до масштабов Саратовской туб.больницы и иных регионов не дотягивают. Еще можно вспомнить про самоубийство (по офф. версии) бизнесмена в СИЗО-4 на Лебедева и поборах, имевших место если не ошибаюсь в 6м СИЗО (вроде покончили с ними?)
Уважаемый Сергей Валерьевич, то есть и наши СИЗО не буз греха! Все перечисленные Вами случаи помню в подробностях! А в СИЗО-4 даже лишился свидания из-за прроверки по тому самому учёному.
Уважаемый Андрей Владимирович, да конечно, я не обеляю и наших! Вот Андрей Борисович и Татьяна Валерьевна пишут что в Сибири и на Дальнем Востоке вообще гуманно — и на обед по умолчанию водят и перед обедом не забирают!
Уважаемый Сергей Валерьевич, зато у наших виды шикарные из зарешоченного окна! Когда на суд в автозаке этапируют! :)))
Уважаемый Андрей Владимирович, так окон же нет, не видно ничего из «салона» (((
Уважаемый Сергей Валерьевич, причастность к историческим местам дорогого стоит! Сам выезд в люди, это уже событие. Ведь каждый до последнего верит в справедливость. Вот разберуться и поймут!!!
Уважаемый Сергей Валерьевич, покончили, так как все руководство за взятки закрыли, правда банкомат из коридора камерного не убрали))))
Уважаемый Илья Геннадьевич, в случае с сотрудниками ФСИН — можно сказать, что они просто стали больше времени проводить на работе ))
Уважаемый Сергей Валерьевич, единственный и самый важный момент деятельности нашего СИЗО-1, это двухчасовой вывод из камеры и доставление в следственный кабинет подследственного или подсудимого. Тоскливое ожидание может свести с ума любого здравомыслящего человека. Но ведь никто и не заставляет следствие избирать именно арест, на подписке люди более восприимчивы к голосу разума.
Этим самым аргументом я совсем недавно оставил на подписке женщину, пару раз ножом убедившую своего зятя не бить её дочь. Ездим в следствие, участвуем в следственных действиях, живём дома. Ведь в СИЗО-5 ещё тот кошмар с очередью и попаданием в следственный кабинет!
Уважаемый Андрей Владимирович, да судя по длительности ожидания (2 часа даже не предел, бывало и поболее), складывается впечатление, что ведут откуда то издалека, ибо при всей огромности территории Новых Крестов, за 2 часа можно обойти их по периметру и не один раз.
Уважаемый Андрей Владимирович, ну ладно, сейчас за 40 минут выводят…
Уважаемый Илья Геннадьевич, давно не был, но уверен, раз на раз не приходится.