Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

Как и на любой вопрос, ответ на этот, может быть кратким и полным. Если отвечать кратко, то «да». Полный ответ требует несколько большего времени.

Стадия ознакомления обвиняемого и защитника с материалами уголовного дела, в рамках ст. 217 УПК РФ, одна из «священных коров» уголовного процесса, посягать на нарушение которой, органы предварительного расследования решаются в самых крайних случаях (чаще от безвыходности – например, при истечении предельных сроков содержания под стражей, обвиняемых по тяжким и особо тяжким составам).

Права обвиняемого и защитника на данной стадии, как правило, соблюдаются.

 Однако есть некоторые нюансы, а именно вольная трактовка ст. 217 УПК РФ в части права на ознакомление с вещественными доказательствами, с одним из которых, мне пришлось столкнуться при осуществлении защиты доверителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ. Предметом преступления является транспортное средство, которое, после изъятия, следователь благополучно передал на хранение потерпевшему, полагая, что сторона защиты удовлетворится фотоснимками и протоколом осмотра предмета.

Принимая решение, о передаче вещественного доказательства одной из сторон процесса, (в данном случае потерпевшему), следователь, конечно, предупредил его о необходимости сохранить транспортное средство до вынесения судом приговора по уголовному делу. Но видимо, специфика дела учтена им не была (ни для кого не секрет, что зачастую, в делах данной категории, грань между потерпевшим и обвиняемым очень тонка и полагаться на добросовестность потерпевшего, слишком сильно не стоит).

 Поэтому на предложение, (ни в коем случае не просьбу!) ознакомить меня и доверителя с транспортным средством, я получил ответ: «ознакомитесь в суде», который меня, конечно же, не устроил.

 В ч.1 ст. 217 УПК РФ говорится о том, что: «следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела… Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. В случае невозможности предъявления вещественных доказательств, следователь выносит об этом постановление».

 Из текста данной нормы права, однозначно усматривается, что для ознакомления с вещественными доказательствами, не требуется какого-либо дополнительного ходатайства, заявления, просьбы, и не требуется согласия следователя, либо иного лица, на осуществление данного права.

 Напротив, ознакомление обвиняемого и защитника с вещественными доказательствами – обязанность следователя, без выполнения которой невозможно говорить о том, что сторона защиты ознакомлена с материалами уголовного дела в полном объеме.

Более того, уголовно-процессуальным законом, не предусмотрено, право следователя получать и удовлетворять ходатайства (заявления) обвиняемого о том, что он отказывается (не желает) знакомиться именно с вещественными доказательствами (не беру, в данном случае, предусмотренное ч.5 ст. 215 УПК РФ право составить обвинительное заключение в случае неявки обвиняемого, не содержащегося под стражей, так как, оно относится ко всем материалам уголовного дела, а не к отказу от ознакомления именно с вещественными доказательствами).

 Единственная законная возможность следствия, избежать ознакомления обвиняемым и защитником с вещественными доказательствами – вынесение постановления о «невозможности предъявления вещественных доказательств».

При этом, каких-либо критериев, отнесения данного конкретного случая (вещественного доказательства), к тем, предъявление которых невозможно, УПК РФ не содержит, что зачастую приводит к расширительному толкованию данной нормы и злоупотреблениям со стороны следствия.

 Полагаю, что применение данной нормы (вынесение постановления о «невозможности предъявления вещественных доказательств»), может быть обоснованно и законно в следующих случаях:

  1. Уничтожение вещественных доказательств (в соответствии с п.п. «В» п.2 ч.2 ст. 82 УПК РФ);
  2. Доказанная утрата вещественных доказательств, подтвержденная документально (по факту которой, естественно, должно быть возбуждено уголовное дело);
  3. Реальная опасность для жизни и здоровья человека, которая может возникнуть в ходе ознакомления (токсичные, ядовитые, радиоактивные и т.п. вещества, для хранения которых необходимо соблюдение специальных условий), что также должно подтверждать либо экспертным заключением, либо иным документом, предоставленным соответствующим специалистом.

Все иные случаи, в том числе, хранение вещественных доказательств, отдельно от уголовного дела, передача на ответственное хранение собственнику (потерпевшему), их громоздкость и иные необъективные причины, не могут использоваться в качестве предлога для вынесения постановления о «невозможности предъявления вещественных доказательств».

 

Невозможность их предъявления – это исключительно объективный фактор, который должен быть обусловлен фактическими обстоятельствами дела, (к примеру, указанными выше); а ни в коем случае не субъективный (нежелание следователя, отпуск кладовщика, проблемы с конвоированием из СИЗО, к месту хранения вещественного доказательства, нежелание потерпевшего предоставить переданное ему на хранение вещественное доказательство и т.п.).

Таким образом, полный ответ на данный вопрос – следователь может не предъявлять для ознакомления вещественные доказательства лишь в исключительных случаях. И каждый такой случай должен быть обоснован, при этом аргументы следствия должны быть исследованы стороной защиты «под микроскопом» на предмет законности и объективности и при необходимости -  обжалованы.

14.10.2018
155
32
4
Автор публикации
Россия, Санкт-Петербург и область, Санкт-Петербург
Все виды помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Обжалование решений гос. органов. 8-951-666-51-26 https://adwokat-spb.ru/ https://t.me/advokatfilippow
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (32)
      15 Октября 2018, 06:03 #

      Таким образом, полный ответ на данный вопрос – следователь может не предъявлять для ознакомления вещественные доказательства лишь в исключительных случаях. Уважаемый Сергей Валерьевич, а поскольку в современной правохоронительной деятельности, расследование уголовного дела, уже само по себе, представляет исключительную сложность, то напрашивается аналогия с продлением срока стражи:
      1. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.
      2.… этот срок может быть продлен ... до 6 месяцев. 
      3.… в случаях особой сложности уголовного дела ...  до 12 месяцев.
      4.… в исключительных случаях ...  до 18 месяцев.
      5.… следователь вправе… возбудить ходатайство о продлении этого срока ... в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.
      Соответственно, на вопрос: «Сколько времени, до суда, могут держать под стражей»?, правильный ответ: «Сколько захотят»!
      А, применительно к Вашей публикации, можно ответить: «С чем хотят, с тем ознакомят».
      И на жалобы ответят то  же самое.
      Сейчас ещё из-под юрисдикции ЕСПЧ вывернутся и «их» вообще ничего связывать не будет.

      +15
      Свернуть ветку

        Уважаемый Андрей Борисович, да, увы отношение к соблюдению закона со стороны правоохранителей, порой просто поражает — насколько вольно они относятся к тому, что казалось бы должно соблюдаться по умолчанию.
        Но я стараюсь не опускать руки — каждое нарушение, влияющее на положение доверителя стараюсь обжаловать.
        К сожалению результат далеко не всегда нас устраивает, но случаются и приятные «сюрпризы»!
        «Вода камень точит»!

        +6
      16 Октября 2018, 18:59 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, полностью разделяю Вашу позицию о том, что единственным препятствием для предоставления возможности ознакомления стороны защиты с вещественными доказательствами могут служить причины объективного характера, примерный перечень которых Вами приведен. В своей практике сейчас столкнулся с ситуацией, в которой в ходе следствия была произведена выемка содержимого электронной почты одного из свидетелей по делу. Три ДВД-диска были осмотрены следователем, признаны вещественными доказательствами, однако перед выполнением требований ст. 217 УПК было вынесено постановление о невозможности их предъявления обвиняемому и защитнику в связи с тем, что в переписке значительная часть писем, по мнению следователя, не относится к существу дела, ознакомление с этой перепиской приведет к нарушению неприкосновенности частной жизни свидетеля и т.п. Аргументы о том, что мы сами вправе определить относимость содержания переписки и не собираемся исследовать (и уж, тем более, разглашать) то, что действительно не имеет прямого отношения к предмету доказывания, что существуют процессуальные средства контроля в виде отобрания подписки о неразглашении, что даже с доказательствами, содержащими сведения, относящиеся к гостайне, защита вправе знакомиться и даже снимать с них копии, которые хранятся при деле, сначала следователем, а затем и прокурором при утверждении обвинительного заключения, были проигнорированы. Намереваемся в суде заявить ходатайство о возврате дела прокурору в связи с нарушением права на защиту

      +5
      Свернуть ветку

        Уважаемый Евгений Викторович, спасибо за внимание к моей статье!
        В описанном Вами случае, нарушение права на защиту, что называется, «налицо» — следствие отказываясь предъявлять вещдоки, предлагает видимо поверить на слово, что в переписке все так, как записано в протоколе осмотра?
        Интересно было посмотреть на реакцию, в случае зеркального отображения ситуации — защита представляет запечатанный пакет и говорит что там, условно, неоспоримые доказательства алиби обвиняемого, и просит пакет не вскрывать, а поверить на слово(rofl)

        Расскажете потом, как закончилась Ваша ситуация?

        +2

        Уважаемый Евгений Викторович, суд предложит Вам ознакомиться в суде. Я бы подготовился к такому ходу. Сначала заявил бы, что по результатам ознакомления имею право заявить о дополнительных следственных действиях и это требует именно возврата дела для полного выполнения ст. 217 УПК РФ. Потом заявил бы о продлении срока на предварительное судебное заседание ввиду предложенного судом ознакомления. Потом воспользовался бы правом заявить о дополнительных следственных действиях и уже тут бы заявил о необходимости вернуть дело прокурору.

        +4
        Свернуть ветку
          17 Октября 2018, 22:18 #

          Уважаемый Владислав Александрович, спасибо за рекомендации, обдумаю, но возможность такого предложения — ознакомитесь в ходе судебного следствия,- со стороны суда мне представляется хотя и реальной, но явно не соответствующей смыслу ст. 217 УПК РФ, предполагающей ознакомление стороны защиты материалами дела еще на стадии предварительного следствия. Все-таки состязательность прописана еще в УПК и даже (пока) не в кавычках. Иначе можно вообще не представлять доказательства защите в ходе следствия, сославшись на то, что все увидите в суде.

          +3
          Свернуть ветку

            Уважаемый Евгений Викторович, вот прямо на днях услышал от следователя, на мой вопрос, когда он планирует знакомить меня с вещ.доком. — транспортным средством; удивительный ответ — ознакомитесь в суде (wasntme)
            Как он себе это представляет, он не смог пояснить — то ли машину загонят во двор суда, то ли суд назначит выездное заседание на автостоянке?:D

            +2

            Уважаемый Евгений Викторович, я сам теоретик ещё тот! И если уж говорить о теории, то лучше всего её проверять практикой. Посмотрим, что скажет Вам суд. Но с моей точки зрения общая тенденция в практике такова: 
            В силу п.3 ч.1 ст.31 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд. И мы прекрасно знаем, что по факту президенты с помощью несложного фокуса-покуса занимают гораздо больше этого. А что же адвокаты? А адвокаты молчат. Ну так и какой смысл вообще адвокатов слушать, раз это по факту никакие не законники, а типичные «терпилы»? Потому нас и имеют ввиду все кому не лень. А уж судам сам бог позволил в таком разе иметь нас… «Чего Вы там адвокаты рассуждаете? Да хоть обрассуждайтесь, а ваша сущность уже ясна. Потому заткнитесь и молчите в тряпочку, а то вызовем пристава и покажем Вам, кто Вы на самом деле.» — вот так о нас думают судьи, и по делом нам!

            +3

          Уважаемый Владислав Александрович, действительно, ведь отказ ознакомить с вещественными доказательствами, влечет невозможность заявить об их исключении.
          Т.о. нарушение одного права, влечет дальнейшие нарушения  — как снежный ком!

          +4
      17 Октября 2018, 08:41 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, совершенно согласен с позицией в статье. И даже скажу больше — право на защиту зачастую понимается противной стороной как право на сидящего рядом человека с ордером и удостоверением. Защитник при этом должен молчать, говорить только когда ему позволят, да и то кратко и по существу. Его можно прервать, удалить, заменить… На этом все.
      Если же защитник вмешивается, обозначая тенденциозность, нарушения и пр. (то что и составляет его задачу) то его надо третировать различными способами, в том числе и жалобами в АП. Чтоб не смел, а еще лучше «уволить».
      В принципе — это и есть инструкции, по которым «их» обучают.
      Что же до воды, которая точит камень — то и не камень это вовсе, а так: фанерная загородка в реке, смоет которую первым же дождиком)

      +2
      Свернуть ветку

        Уважаемый Евгений Александрович, спасибо за участие в обсуждении!
        Вы абсолютно верно подметили отношение «противной стороны» к праву на защиту.
        Недавно пришлось доказывать, что адвокат, участвующий в допросе свидетеля имеет право задавать ему вопросы!
        Это стало новостью для дознавателя!(giggle)

        +2

      Уважаемый Сергей Валерьевич, сегодня состоялось предварительное заседание, одним из вопросов которого было признание незаконным вещественного доказательства, акта инвентаризации. Документ изымал оперативник по отдельному поручению, в котором указан иной адрес, чем место фактической выемки, документ трижды переупаковывался, при этом протоколы следователем не составлялись, упаковки отличались, по акту проводилась криминалистическая судебная экспертиза, в ходе которой забыли составить фототаблицы, в связи с чем непонятно, что же исследовалось. Образцы, сравнительные и относительно свободные, изымались без постановлений, возвращались тоже без процессуальных документов, при деле и следов не осталось.
      При осмотре предметов сделана фототаблица, но акт на ней отсутствовал, под конец следствия следователь вернул акт представителю потерпевшего, так как этот возврат не должен помешать расследованию и рассмотрению дела. А суд, как всегда, не нашёл оснований для признания этого доказательства недопустимым.
      Переходим к рассмотрению дела по существу. Посмотрим, как гособвинитель будет восстанавливать доказательство. На особый порядок не соглашаемся.

      +1
      Свернуть ветку

          Уважаемый Сергей Валерьевич, спасибо. Хватило бы выдержки у доверителя. Про совесть государственного обвинителя молчу, сказал после процесса, что прокурор сам должен стоять на страже закона… Но был не понят.

          +2
          Свернуть ветку

            Уважаемый Андрей Владимирович, ну тоже скажете: «совесть» :)
            Просто прокурор все нарушения разделяет на существенные (допущенные стороной защиты и подсудимым) и несущественные (ну Вы догадываетесь, чьи нарушения считаются несущественными)

            +1

        Уважаемый Андрей Владимирович, сталкивался с тем, что по результатам инвентаризации не составлялось сличительной ведомости. Это ведёт к тому, что остатки, выявленные фактически инвентаризацией не сравнивали с данным документального учёта. Такая инвентаризация ничего не говорит о недостаче. 
        Если же есть сличительная ведомость, то не факт, что указанный в ней по данных документального учёта остаток действительно соответствует данным документального учёта, проверить это можно только через экспертизу.

        +4
        Свернуть ветку

          Уважаемый Владислав Александрович, финансово-экономическая экспертиза не проводилась. «Умилило» присвоение 7 копеек, при физическом отсутствии в кассе денег такого номинала. Да и осмотр, проводимый оперативником, не включил в себя описание замков дверей, сейфа, столов, ключей...
          Вся надежда была на особый порядок.
          Вот мы сейчас и пытаемся разобраться, где недостача переросла в ч.3 ст. 160 УК РФ. Будет ли в этом разбираться суд?

          +4
          Свернуть ветку

            Уважаемый Андрей Владимирович, так «зацепитесь» за эти 7 копеек. Они же прямо говорят о неправильности выводов. А раз так, то либо оправдывать, либо проводить экспертизу. И ...  к прокурору, пусть как-то объяснит откуда взялись эти 7 копеек.

            +4
            Свернуть ветку

              Уважаемый Владислав Александрович, будем цепляться. Обязательно. Но там ещё куча нарушений УПК. Грубейших.
              Надежда на особый порядок расслабила абсолютно всех. Схема была отлажена и отработана. Будем ломать.
              А отсутствие описания в обвинительном заключении способа хищения, думаю, заслуживает особого внимания.

              +3
      06 Ноября 2018, 09:42 #

      Сергей Велерьевич! Разделяю с Вами позицию относительно того, что предоставление вещдоков обязанность следователя и оснований отказа! это все равно, что один из томов стороне защиты не показать. 
      ↓ Читать полностью ↓
      Мне видится, что существенным способом избежать такой ситуации, это максимально удерживать дело на стадии следствия. Поскольку если дело уйдет в суд, то там все будет предоставляться не существенным; и автомобиль Вам возможно предоставить потерпевший на ознакомление по требованию суда; или не предоставит и скажет, что это не имеет существенного значения; не возможно поскольку не является судебным действием и выезд суда не возможен; или просто сошлется на листы дела (протокол осмотра предметов и постановление о признание вещдоков), в которых описан вещ док и с которыми ознакомились. 

      А вот на следствии можно попробовать удержать дело. В протоколе 217 прямо писать о том, что Вы ходатайствуете о предоставлении вещдока; или ходатайство писать отдельно, но во время 217; протокол 217 не подписывать пока не предоставит, а если следователь пойдет в суд по установлению графика, то прямо указывать в суде о том, что Ваше ознакомление с приостановилось и стало не возможным когда Вы дошли до тома № .., листы дела №… (протокол осмотра вещдока и постановление о признании) и в суде пытаться каким то образом обратить внимание суда на это и чтобы какие то формурировки в решении суда по установлению графика имелись. Потом, если следователь Вам также не представляет вещ док, писать в 217 жалобу, замечания и оставлять протокол не подписанным. Жаловаться на действия, а точнее бездействия следователя (не предоставление вещдока) в порядке ст.ст. 124-125 УПК РФ, думаю лучше прокурору, так как он будет подписывать обвинительное и он не будет видеть в этом никакой сложности для следователя, а лишние жалобы в суде ему не к чему.
      Если вынесет это «не обоснованное» постановление о невозможности, то обжаловать его по 124/125. 
      И так далее… Думаю после таких движух, следователю будет проще вещ док предоставить!)

      +3
      Свернуть ветку

        Уважаемый Максим Валерьевич, спасибо за развернутый комментарий! (handshake)
        Полностью согласен, буду пробовать применить на практике! Если результат будет интересный — постараюсь опубликовать!

        +1

      Уважаемый Сергей Валерьевич, интересный момент. Вы указали во 2 пункте такое основание: Доказанная утрата вещественных доказательств, подтвержденная документально (по факту которой, естественно, должно быть возбуждено уголовное дело). 
      Полагаю, что данный пункт актуален только в случае если все производные от данного вещдока доказательства также будут признаны недопустимыми и не будут указаны в обвинительном заключении. В противном случае, следователям даже выгодно терять вещдоки… ))

      +1
      Свернуть ветку

        Уважаемый Александр Аркадьевич, спасибо за внимание к публикации и комментарий!
        С признанием недопустимыми, доказательств, «производных» от вещественного доказательства, конечно сложнее.
        Насчет «выгоды» от утраты вещдоков — не думаю, т.к. это хищение, либо халатность, в отношение того же следователя (хранителя).

        +2
        Свернуть ветку

            Уважаемый Александр Аркадьевич, напрашивается простой ответ — никак не сможем.
            Но вот, не уверен я, что отсутствие вещдока, повлечет признание недопустимыми, производных от него доказательств.
            Опять же — вещдок, вещдоку рознь.
            Одно дело — вещдок, по делу о незаконном обороте чего-либо.
            Другое дело — похищенный и возвращенный владельцу автомобиль, который тот продал, не дождавшись ознакомления с делом (осмотренный, сфотографированный, стоявший на учете в ГИБДД и т.п.
            В этом случае, полагаю, его отсутствие, не будет иметь решающего значения для дела.

            +2
            Свернуть ветку

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Судебная практика
Может ли следователь ограничить срок ознакомления с делом? Конечно (не) может
Адвокат
Филиппов Сергей Валерьевич
07 Декабря 2019, 00:16
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли следователь СК принимать участия в ОРМ по ст.146, далее возбуждать УД и его расследовать?
andrey-rost
12 Октября 2013, 14:53
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли взыскатель, не дожидаясь окончания торгов забрать имущество?
Энтузиаст
anonym
16 Ноября 2005, 04:46
Вопросы и ответы онлайн (архив)
может ли ответчик не являться на судебные заседания?
anna021276
31 Августа 2012, 09:45
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли организация не являющаяся ломбардом использовать в рекламе слово
onyxonyx
23 Мая 2014, 05:59
Личные блоги
Всегда ли адвокату необходим ордер для вступления в дело
Адвокат
evgeniyo
02 Декабря 2017, 17:37
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли следователь поручить органу дознания проведение следственных действий, которые разрешены по ...
millenium
20 Января 2012, 08:59
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли компания, не имея договора с сотрудником, например подать на него в суд?
monstrik
12 Сентября 2012, 11:18
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли следователь заменить адвоката по договору на бесплатного адвоката?
ilona655
06 Февраля 2013, 05:41
Судебная практика
Может ли следователь ограничить срок ознакомления с делом? Конечно (не) может
Адвокат
Филиппов Сергей Валерьевич
07 Декабря 2019, 00:16
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли следователь СК принимать участия в ОРМ по ст.146, далее возбуждать УД и его расследовать?
andrey-rost
12 Октября 2013, 14:53
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли взыскатель, не дожидаясь окончания торгов забрать имущество?
Энтузиаст
anonym
16 Ноября 2005, 04:46
Вопросы и ответы онлайн (архив)
может ли ответчик не являться на судебные заседания?
anna021276
31 Августа 2012, 09:45
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли организация не являющаяся ломбардом использовать в рекламе слово
onyxonyx
23 Мая 2014, 05:59
Личные блоги
Всегда ли адвокату необходим ордер для вступления в дело
Адвокат
evgeniyo
02 Декабря 2017, 17:37
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли следователь поручить органу дознания проведение следственных действий, которые разрешены по ...
millenium
20 Января 2012, 08:59
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли компания, не имея договора с сотрудником, например подать на него в суд?
monstrik
12 Сентября 2012, 11:18
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Может ли следователь заменить адвоката по договору на бесплатного адвоката?
ilona655
06 Февраля 2013, 05:41
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Может ли следователь не предъявлять для ознакомления вещественные доказательства?» 5 звезд из 5 на основе 56 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Может ли следователь ограничить срок ознакомления с делом? Конечно (не) может
Судебная практика, 07 Декабря 2019, 00:16 07 Декабря 2019, 00:16
Может ли следователь СК принимать участия в ОРМ по ст.146, далее возбуждать УД и его расследовать?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 12 Октября 2013, 14:53 12 Октября 2013, 14:53
Может ли взыскатель, не дожидаясь окончания торгов забрать имущество?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 16 Ноября 2005, 04:46 16 Ноября 2005, 04:46
может ли ответчик не являться на судебные заседания?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 31 Августа 2012, 09:45 31 Августа 2012, 09:45
Может ли организация не являющаяся ломбардом использовать в рекламе слово
Вопросы и ответы онлайн (архив), 23 Мая 2014, 05:59 23 Мая 2014, 05:59
Всегда ли адвокату необходим ордер для вступления в дело
Личные блоги, 02 Декабря 2017, 17:37 02 Декабря 2017, 17:37
Может ли следователь поручить органу дознания проведение следственных действий, которые разрешены по ...
Вопросы и ответы онлайн (архив), 20 Января 2012, 08:59 20 Января 2012, 08:59
Может ли компания, не имея договора с сотрудником, например подать на него в суд?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 12 Сентября 2012, 11:18 12 Сентября 2012, 11:18
Может ли следователь заменить адвоката по договору на бесплатного адвоката?
Вопросы и ответы онлайн (архив), 06 Февраля 2013, 05:41 06 Февраля 2013, 05:41
Продвигаемые публикации