Девятый год обеспечиваю юридическое сопровождение предприятия со специфичным родом деятельности, от чего, когда возникает такая необходимость, приходится работать с экзотичными нормативными актами и не менее редкими составами административных правонарушений.
Речь в публикации пойдёт о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 1 ст. 11.15.2 КОАП РФ на основании постановления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проще говоря – Ространснадзора.
Как известно, с 2022 года введён мораторий на проведение проверок юридических лиц. Несмотря на это, Ространснадзор при содействии прокуратуры, что допускается, провёл внеплановую проверку аэропорта, установив ряд обстоятельств, которые посчитал нарушением.
Немного теории
Для воздушного транспорта существуют требования по обеспечению транспортной безопасности, утверждённые постановлением Правительства РФ №1605 от 05.10.2020.
Когда вы проходите в аэропорту рамку металлодетектора, когда кладёте свою сумку на ленту прибора, который называется рентгенотелевизионный интроскоп, когда вокруг аэропорта установлены ограждения и камеры, когда сотрудники говорят «сюда не ходи, туда ходи», и прочее – всё это часть обеспечения транспортной безопасности, а сотрудники есть инспекторы подразделения транспортной безопасности, работа большей части которых не видна обывателю.
Это самое подразделение транспортной безопасности возникает не просто так. Например, недостаточно лишь создать в штатном расписании соответствующую структуру. Необходимо сначала обучить сотрудников, затем их аттестовать по определённым категориям, и наконец, самое главное, юридическое лицо, тот же аэропорт, должно получить аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности. Аккредитацию выдаёт Росавиация, если соизволит. Либо необходимо привлекать стороннюю организацию – подразделение транспортной безопасности на договорной основе, что стоит немалых денег.
Обстоятельства дела
В данном случае аккредитации не было. Причин этому несколько: отсутствие чёткой регламентации количества сотрудников, что даёт безграничный простор для толкования представленных документов со стороны Росавиации, отсутствие необходимого финансирования для набора сотрудников – если набрать так, как предлагают многие, то получится, что только охранников будет 50% от всего штата аэропорта, а также позиция руководства на этот счёт.
Например, требования к подразделению составлены ориентируясь на круглосуточный режим работы предприятия. А это означает, что количество тех же инспекторов по досмотру должно быть исходя из круглосуточного режима работы. На деле аэропорт работает с 08 до 17 по будням, при этом тот же инспектор по досмотру необходим в момент выполнения рейса, когда приходят пассажиры и провожающие. В текущих условиях, с началом известных событий, рейсы вообще не могут выполняться, а объекты и территория самого предприятия используется Министерством обороны для известных нужд. Возникает вполне логичный вопрос: зачем иметь эту ораву людей, которые будут страдать от безделья, а предприятие терпеть бессмысленные убытки? Ответа на него Минтранс не даёт. Ространснадзор, в свою очередь, ссылается на то, что требования никто не отменял, ведь по документам ничего вокруг не происходит, а то, что тут люди с «пушками», так это ничего не значит.
Так вот. При проведении проверки, инспекторы Ространснадзора поинтересовались наличием аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, установив её отсутствие составили соответствующий акт, а в конечном итоге вынесли постановление о привлечении предприятия к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.2 КОАП РФ с формулировкой «нарушение порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделения транспортной безопасности». Так же нашли другие нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности, за которые вынесли постановление по ч.1 ст. 11.15.1 КОАП РФ.
С одной стороны, по фактическим обстоятельствам нарушения спорить было можно, но сложно, и перспективы обжалования туманны.
А с другой…
Часть 1 ст. 11.15.2 КОАП РФ, в данном случае, предусматривает ответственность за нарушение именно порядка аккредитации, который утверждён приказом Минтранса России от 15.05.2023г. №170.
То есть, такое правонарушение будет, например, если предоставить неверную информацию для аккредитации, нарушить сроки продления аккредитации и прочее, в общем, не выполнить действия, предусмотренные указанным документом.
Открываю постановление о вынесении штрафа и вижу, что в качестве элемента состава правонарушения отмечено невыполнение абзаца 2 подпункта 7 пункта 6 постановления Правительства РФ от 05.10.2020г. №1605 (не стану вдаваться в подробности, заинтересовавшиеся могут сами найти). Это означало, что Ространснадзор нарушение определил как невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных постановлением Правительства РФ от 05.10.2020г. №1605, а за его неисполнение существует свой состав правонарушения – ст. 11.15.1 КОАП РФ.
То есть, сотрудники Ространснадзора по незнанию, легкомыслию или злому умыслу, решили раздробить результаты проверки и вынести два штрафа по двум статьям вместо одного.
Незамедлительно была подана жалоба, но не в суд, а в вышестоящий орган. Рассмотрение состоялось со второго раза. Представленные доводы нашли понимание и штраф был отменён за отсутствием состава правонарушения.
****
С Уважением, адвокат Сергеев Иван Анатольевич